Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.
1. Сообщение «Проблема преемственности начального и среднего звена». Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю, у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях. Формулировка цели и способа её достижения: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе за счет следующих функциональных действий: - введение активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в основной школе; - расширение образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классе основной школы учителями 4 класса и учителями-предметниками 5 класса.


С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера:

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

Модель выпускника 4 класса 1. учебно-организационные умения: - работать по алгоритму - самостоятельно составлять алгоритм - владеть методами самоконтроля - уметь оценить ответ одноклассника 2. учебно-информационные умения: - владеть техникой чтения в соответствии с возрастом - уметь работать с учебником - уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями. 3. учебно-коммуникативные умения: - владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью - вести диалог -излагать логически мысли - владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью: - списывать текст - записывать под диктовку - писать изложения - писать сочинения разных жанров - писать рецензию - писать статью 4. учебно-интеллектуальные умения: - анализировать - сравнивать - классифицировать - обобщать - абстрагировать - синтезировать - выделять главную мысль - отвечать на вопросы - самостоятельно ставить вопросы - выполнять творческие задания - уметь переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.

Существуют 2 аспекта оценки состояния учащихся:


С педагогической точки зрения характеризуется:

  • низкой организованностью;

  • учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

  • снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников.


с психологической:

  • снижением самооценки;

  • высоким уровнем ситуативной тревожности.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, учебными навыками.

Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Причины происхождения кризиса

Переход из одной социальной ситуации в другую:

  • успеваемость у многих падает,

  • интерес к учёбе снижается,

  • отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными.

Переход учащихся из начальной школы

в основную, предусматривает три этапа:

  1. Подготовительный

1) Изучение личных дел учащихся;

2) Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено;

3) Подбор учителей предметников.


  1. Адаптационный

Начинается с первой четверти 5 класса

- посещение уроков учителями начальных классов;

- анкетирование учащихся на выявление динамики психологического состояния;

- работа завучей, руководителей методических объединений;

- помощь психолога классному руководителю 5 класса.


  1. Стабилизационный

  • разработка единых методических приемов;

  • работа с родителями;

  • работа психолога с учащимися, учителями-предметниками, родителями;

- устранение причин психологического дискомфорта учащихся.

Преемственность между начальной и основной школой

можно продемонстрировать схемой:

ВДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»ход в начальную школу



Основной процесс - обучение в начальной школе

Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»


Выход из начальной школы. Вход в основную школу

Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»


Основной процесс - обучение в основной школе

(5 класс,1-я четверть)

Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»


Выход - результаты обучения в 1-ой четверти5 класса.
Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является - неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей - предметников.

Причины дезадаптации школьников 1 и 5 классов

и их следствие.
Неполнота данных о выпускниках нДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»ачальной школы. Недостаточное изучение данных о выпускниках несоответствие НДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»емотивированность начальной школы, их оценок реальным учителей на изучение возможностях и реальных результатам данных о выпускниках учебных результатах обучения. начальной школы
Неподготовленность Неадаптивность методики преподавания к возможностям учителей к работе детей данного возраста. сДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену» детьми младшего Скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной школьного возраста школой методам обучения.
Рассогласованность вДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену» содержании учебных Непонимание учащимися учебного материала курсов начальной вследствие его вступления в противоречие и основной школы с ранее изученным в начальной школе.
Рассогласованность в нормах выставления оценок с начальной Демотивированность учебной иДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»ли их отсутствие деятельности учащихся в основной школе.
Рассогласованность в сложности содержания Неподготовленность к восприятию оДоклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»бразовательных усложненного содержания учебных программ курсов в 5 классе.

Снижение успеваемости учащихся 5 класса по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами: - невладение методикой активизации обучения; - недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы; - направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся; - преобладание вербальных методов обучения; - недостаток самостоятельной работы на учебных занятиях в начальной школе; - преобладание деятельности по образцу над творческой; - неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов 5 класса.


2. Комментарии психолога к рассмотрению вопроса

о возрастных и психологических особенностях

школьников 4-5 классов. Социальная адаптация учащихся. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в основную. Этот период относится к подростковому возрасту (10-11 - 15 лет), иногда его называют переходным, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший возраст. Характерным для подросткового возраста новообразованием является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. В это время наступает пубертатный кризис, то есть биологическое и физиологическое изменение, связанное с развитием соматических и половых функций. Меняется его социальная значимость, характерным для этого возраста является имитация чьего- либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. В данный период изменяются условия учения. В отношении детей предъявляются более высокие требования к их интеллектуальному и социальному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и действий, к уровню развития и саморегуляции. Меняется развитие познавательных процессов. Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованность, логический характер, становиться более доступным запоминание абстрактного материала. Внимание подростка превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание. Происходит изменение внимания от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому. Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира - это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Развитие творческого воображения связано с интеллектуальным развитием. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Таким образом, воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально - волевую сферу и личность ребенка. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка.


3. Практические советы

«Преемственность в обучении математики

между школой и 5 классом». При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д, одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением у детей знаний и умений уже на новом уровне. Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе с учителями математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроке в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников. Привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах. Наблюдение за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4 классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.
Урок - главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Как построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:

  • Четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • Определить место темы в курсе;
  • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок. Иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • И, наоборот обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет реализована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедические издания, монография, научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала; - воспроизведение; - применение знаний в знакомой ситуации; - применение знаний в незнакомой ситуации; - творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: - подводящие ученика к воспроизведению материала; - способствующие осмыслению материала учеником; - способствующие закреплению материала учеником. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, - одним словом, то, что они будут помнить , когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее. Сгруппировать отобранный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с выбранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать: - что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает. Продумать оформление классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
Основные звенья (этапы) современного урока.
  1. организационный момент.
  2. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к уроку.
  3. постановка цели знания перед учащимися.
  4. организация восприятия и осмысления новой информации, то есть условие исходных знаний.
  5. первичная проверка понимания.
  6. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнения в её применении по образцу.
  7. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  8. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  9. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
  10. домашнее задание к следующему уроку.
  11. подведение итогов урока.

Не следует также забывать, что урок математики отличается от всех остальных уроков содержательной стороной. То есть при проведении урока математики важным являются предметно-математические требования. При этом нельзя определить, какие из них: общедидактические или специфически - математические важнее. Например, если учитель неверно подобрал систему заданий, подводящих учеников к осознанию той или иной математической закономерности, никакие дидактические приемы, реализованные на уроке, не компенсируют эту методическую ошибку. С другой стороны, сама по себе логика построения знакомства учеников с математическим понятием или способом действия определяет и цель, и уровень достижения цели. Если система заданий выстроена учителем таким образом, что она а) подводит школьника к осознанию и принятию учебной задачи; б) организует деятельность учеников по достижению учебной задачи, по ходу дела реализуя и самоконтроль, и сотрудничество школьников и учителя, и развивающий аспект, то в этом случае она реализует и воспитательный аспект, поскольку обеспечивает каждому ученику содержательную познавательную деятельность на уроке. Таким образом, проблемы урока определяются тем, что в повышении эффективности каждого урока методика видит пути повышения качества обучения и воспитания в целом. Школьный курс математики занимает важное место в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями. В этой связи на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к математике. Научными исследованиями доказано, что в таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математики, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой - затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс белее плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах. Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть времени на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний , а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества уровню способностей. Опыт показывает, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. Особенность используемой формы дифференциации состоит в том, для самостоятельной работы учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант - самый трудный, второй - менее сложный и третий - самый легкий. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Проект решения. С целью решения вопросов преемственности необходимо: 1. Изучить психологические возможности детей младшего подросткового возраста. 2. Сравнить содержание изучаемых предметов и согласовать основные программные темы, обеспечить условия для повторения учебного материала. Отразить эти вопросы в рабочих программах. 3. Согласовать методы и приемы обучения в 4 и 5 классах, обеспечить условия для «мягкой» адаптации учащихся 5 класса к новым формам обучения. 4. Провести анализ адаптационного периода, выявить трудности, возникающие у пятиклассников, и разработать мероприятия для их преодоления. Рассмотреть эти вопросы на методическом совещании. Литература. Абрамова Г.С. Возрастная психология. 1999г. Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. 2001г. Рекомендации Министерства образования РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на среднюю» 1999г. «Завуч начальной школы» 2004г. № 6 с.10-14.

Образец тактического плана действий

по решению проблемы преемственности

Задачи

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

исполнитель

Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в основной школе

Контрольные работы, тесты.

сентябрь

Учителя-предметники

Изучить индивидуальные особенности и оценить обученность пятиклассников

Педагогический консилиум

2-я неделя сентября

Учителя-предметники

Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся

Заседание МО

1-я неделя сентября

Учителя-предметники. Руководители МО.

Скоординировать домашнюю работу учащихся 5 класса

Индивидуальная работа с учителями-предметниками.

Сентябрь - октябрь

Учителя-предметники.

Руководители МО.

Подвести итоги обучения учащихся 5 класса в 1 четверти

Контрольные работы, тесты

Ноябрь

Учителя-предметники

Теоретически и практически подводить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников»

Открытые уроки

Октябрь

Учителя начальных классов, руководители МО

Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста»

Открытые уроки

Октябрь - апрель

Учителя начальных классов, руководители МО

Разработать диагностические задания для выявления предметных умений учащихся 4-5 классов

Заседания МО

Март - апрель

Учителя начальных классов, учителя-предметники

Изучение личности выпускника начальных классов

Тесты, беседы

апрель

Классный руководитель

© 2010-2022