- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»
Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Патрушева Н.Н. |
Дата | 31.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока внеклассного чтения
«Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса»
для учащихся 3-х классов
общеобразовательных школ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Учитель: Патрушева Нэлли Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Предмет: Литературное чтение
Система уроков внеклассного чтения «Произведения уральских писателей - детям» в 3 классе
Домашний адрес: 624130 Новоуральский городской округ, ул. Советская 21-23, тел. (34370) 3-51-17 эл. адрес: [email protected]
План-конспект урока внеклассного чтения
Тема: «Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса». Цель: Создать условия для формирования читательской культуры, подвести к осмыслению того, что знания произведений уральских писателей помогут создать чувственное настроение, которое приобщит ребенка к авторским идеалам. Задачи: 1. Помочь детям осмыслить, что произведения уральских писателей разных поколений учат добру, дружбе, бережному отношению к природе.
- Раскрыть своеобразие литературных сказок Н.Г.Никонова.
- Раскрыть умение понимать авторский замысел сказок.
-
Развивать творческое воображение.
Материал к уроку:
- Карта Урала (Приложение 4).
- Карточки с названиями населённых пунктов, посещенных учащимися во время экскурсий: Новоуральск, Екатеринбург, Невьянск, В-Тагил, с. Таволги. (Приложение 5).
- Портреты уральских писателей. (Приложение 1-3,7).
- Выставка книг «Уральские писатели - детям».
- Выставка материалов, собранных во время экскурсий.
- Фотовыставка «Путешествуем по Уралу».
- «Новоуральск в картинках» (фотографии г. Новоуральска). (Приложение 6).
- Карточки с названиями сказок Н.Никонова. (Приложение 8).
-
Маркеры, цветная бумага.
-
Заготовки кадров диафильма (1 группа). (Приложение 10).
-
Карточки с заданиями к текстам (1-3 группы). (Приложение 9).
-
Пословицы и поговорки о дружбе (2 группа). (Приложение 11).
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с произведениями ещё одного уральского писателя - Николая Григорьевича Никонова. Постараемся понять, что хотел сказать нам автор, высказывать свои суждения, применить знания в творческой деятельности.
IV. Работа над новым материалом
Знакомство с биографией писателя Учитель: - Начнем наше путешествие со знакомства с биографией Н.Г. Никонова. - Николай Григорьевич Никонов - известный уральский писатель, он родился в 1930 году, живёт в Екатеринбурге. Его первая книга «Березовый листок», в которой рассказывается о жизни леса и его обитателей, была выпущена в 1955 году. Николай Никонов написал много произведений о детях и для детей. «Главное - чтобы человек помнил о своем родстве с природой и не нарушал гармонии ее жизни, чтобы был добр и отважен сердцем» - девиз уральского писателя Никонова. Работа над произведениями Н.Г.Никонова Учитель: - Мы познакомимся с тремя произведениями Н.Г.Никонова, которые входят в сборник «Сказки леса», посвящённого детям: «Про храбрых дроздов», «Гриб красивый и некрасивый», «Муравьиная хитрость». (Учитель вывешивает карточки с названиями сказок Н.Никонова). И работаем мы сегодня в группах (класс заранее разделен на 3 группы). Каждая группа получает задания на карточках. V. Самостоятельная творческая работа Учитель: - Ребята, Вспомним правила работы в группе. Дети: - говорим по одному, - все внимательно слушаем говорящего, не перебивая, - для вступления в разговор вне очереди поднимаем руку, - говорим откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент, - никого не оскорбляем: оцениваем только поступок, а не человека. Учитель: - Чтобы выполнить задание, вам необходимо четко соблюдать инструкцию, которая предложена на карточке. Учитель раздает задания на карточках. VI. Проверка творческой работы (отчет групп) Выступление групп 1 группа: Дети: - Мы представляем вам диафильм по сказке «Муравьиная хитрость»…. Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, трудолюбию, дружбе, взаимоуважению. 2 группа: Дети: - Мы подготовили рассказ о главном(ых) герое(ях) сказки «Гриб красивый и некрасивый». Послушайте его… (2-ой вариант представления сказки - инсценирование). - Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, дружбе, взаимоуважению, высмеивает хвастовство, зазнайство, высокомерие. 3 группа: Дети: - Мы подготовили чтение по ролям сказки «Про храбрых дроздов»…. - Подобрали пословицы о дружбе: Один за всех, и все за одного, Сам погибай, а товарища - выручай, Не имей сто рублей, а имей сто друзей… - Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, дружбе, взаимовыручке. Учитель: Вывод: все три произведения - авторские сказки о животных, написаны в прозаической форме, присутствует мораль: добро побеждает зло. Эти сказки отражают реальные жизненные отношения людей, учат бережному отношению к природе, дружбе, взаимовыручке, взаимоуважению, трудолюбию.
VII. Подведение итогов урока
Выводы по теме Учитель: - В сказках Н.Никонова рассказывается о жизни леса и его обитателях. Автор описывает реальные истории из жизни птиц, насекомых, растений, но заставляет думать и говорить по-человечески. Мы прочитали произведения уральских писателей разных поколений, но все они одинаково учат добру, дружбе и бережному отношению к природе. Мы продолжим наше путешествие на следующих уроках.
Список литературы
1. Воронова Н.О., Ильчук Н.Г. и др. Писатели нашего детства (биографический словарь в трех частях). - Москва, 1999г. 2. Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина. Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург. - Издательство Уральского университета. Издательство Дома учителя, 1998г. 3. М.А.Литовская, Е.К.Созина. Хрестоматия по литературе Урала для начальных классов. - Екатеринбург, У-Фактория, 2002г. 4. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. - Москва, 1998г. 5. Л.А. Ефросинина, М.И. Омарокова. Литературное чтение (Начальная школа XXI века). - Москва, 2005г.
Приложения
Приложение 1
П.П. Бажов
Приложение 1.1
Уральские писатели
Д.Н. Мамин -Сибиряк
Н.П. Вагнер
Е.Ф. Трутнева
Н.Г. Никонов
П.П. Ершов
П.П. Бажов
В.Ф. Телегина
Приложение 2
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Приложение 3
П.П. Ершов
К
Приложение 4арта Урала
Таволги
Приложение 5
Невьянск
Екатеринбург
Сысерть
Новоуральск
В.-Тагил
Приложение 7
Н.Г. Никонов
Приложение 8
«Муравьиная хитрость»
«Про храбрых дроздов»
«Гриб красивый и
некрасивый»
Приложение 9
Карточка № 1. Задание к сказке «Муравьиная хитрость.
- Прочитайте текст.
- Определите жанр произведения. Докажите.
- Подготовьте пересказ текста. Разделите текст на части - кадры диафильма и нарисуйте их на кадрах-заготовках.
- Чему учит произведение?
Карточка № 2. Задание к сказке «Гриб красивый и некрасивый. Выберите один из вариантов выполнения задания. I вариант 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Выберите из текста описание главного героя и подготовьте о нём рассказ. 4. Чему учит произведение? II вариант 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Подготовьте краткий пересказ 1-ой части текста (до слов: «Тогда принялся Мухомор соседа дразнить» и инсценировку 2-ой части. 4. Чему учит произведение?
Карточка № 3. Задание к сказке «Про храбрых дроздов». 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Подготовьте краткий пересказ 1-ой части текста (до слов: «Были дрозды смелые, умные, дружные птицы») и чтение по ролям 2-ой части. 4. Подберите пословицы о дружбе. 5. Чему учит произведение?
Приложение 10
ДИАФИЛЬМ
Правила поведения в лесу
Приложение 11
1
2
3
Один за всех, и все за одного
Пословицы о дружбе
Приложение 11
Сам погибай, а товарища выручай
Не имей сто рублей,
а имей сто друзей
Приложение 13
- - -^ йяянк'^^
Приложение 13
Приложение 13
Приложение 14
Школа.
В школе славная пора!
Любит школу детвора!
Русский, матем., литер., чтен.,-
Эти предметы нужны всем.
И отличники у нас-
Не подводят они класс.
Любят петь и танцевать,
Всем смекалки раздавать.
А учительница нас
Учит, учит этот класс.
Ставит лучшие отметки
За хорошие ответы.
Скажем кратко мы для вас:
Наша школа просто класс!!!
В Екатеринбурге.
Мы в Екатеринбурге были,
Там на фабрику ходили.
Видели игрушки
Прямо, как подушки.
Все игрушки хороши
И лягушки и ежи.
Есть там даже слон мохнатый,
Очень делом он занятый.
Все купили по игрушке
У них мягкие макушки.
Рады были все, все, все.
Потому - что без игрушки
Не остался тут
никто.
Пенкина Василиса 3 «Б» класс
О
Приложение 15тзыв о поездке в Невьянск и Таволги
Утром 16 октября, мы всем классом отправились на экскурсию. Сначала, мы приехали в Невьянск, чтобы осмотреть Демидовскую башню и посетить музей. Мы узнали легенду об этой постройке, были очень взволнованы, а потом мы слушали бой часов и гимн. Затем мы поехали в село Таволги. Узнали, где и как изготовляют красивые вазы из глины. Посмотрели процесс изготовления. У меня есть гномик - копилка и маленькая вазочка. Я очень довольна, что побывала и узнала многое из этой поездки. Все было здорово и красиво.
Самохова Ирина ЗБ класс
Поездка в Невьянск В четверг мы пришли в школу у нас был один урок, после урока мы пошли в столовую, там нам дали «сухие пайки» для поездки в город Невьянск. Мы сребятами смотрели в окна из автобуса и любовались природой. Когда мы приехали в Невьянск, то первым делом заехали в музей. Там мне больше всего понравился портрет Никиты Демидова, когда мы передвигались с места на место, казалось, что он смотрит на нас. Затем мы сели снова в автобус и поехали в церковь. В церкви нам дали свечки, и я поставила ее за здравие. Мы вышли из церкви и возле нее сфотографировались всем классом. Неподалеку от церкви стоит Невьянская башня, она наклонена на три градуса. В ней в 12 часов зазвонили колокола 12 раз, а потом «зазвенела» песня ''Славься, славься". После этого мы поехали всело Таволги к мастеру Сергею. Он в присутствии нас вылепил из глины вазу, а потом мы на память купили по сувениру. Я купила копилку -гномика.
Мы радостные поехали домой!
Кочалкова Маша
Экскурсия в город Невьянск Мы с ребятами из школы ездили на экскурсию в Невьянск. Там я увидела много нового для себя: старинные дома и башню, которая наклонена к земле. А затем мы пришли в церковь, где нам повязали косынки. В церкви нам всем дали по свечке, и я поставила свечку своему любимому дедушке за здравие. Мне там очень понравилось. Потом мы поехали в село Таволги, где посетили глиняный завод. Я в первый раз увидела, как делают горшочки и разные сувениры из глины. В подарок моей семье я привезла маленький горшочек, который всем очень понравился. Это будет память об этой экскурсии.
Пенкина Василиса ЗБ класс