Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методическая разработка урока внеклассного чтения

«Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса»

для учащихся 3-х классов

общеобразовательных школ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Учитель: Патрушева Нэлли Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Предмет: Литературное чтение

Система уроков внеклассного чтения «Произведения уральских писателей - детям» в 3 классе



Домашний адрес: 624130 Новоуральский городской округ, ул. Советская 21-23, тел. (34370) 3-51-17 эл. адрес: [email protected]

План-конспект урока внеклассного чтения


Тема: «Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса». Цель: Создать условия для формирования читательской культуры, подвести к осмыслению того, что знания произведений уральских писателей помогут создать чувственное настроение, которое приобщит ребенка к авторским идеалам. Задачи: 1. Помочь детям осмыслить, что произведения уральских писателей разных поколений учат добру, дружбе, бережному отношению к природе.

  1. Раскрыть своеобразие литературных сказок Н.Г.Никонова.
  2. Раскрыть умение понимать авторский замысел сказок.
  3. Развивать творческое воображение.
    Материал к уроку:

  1. Карта Урала (Приложение 4).
  2. Карточки с названиями населённых пунктов, посещенных учащимися во время экскурсий: Новоуральск, Екатеринбург, Невьянск, В-Тагил, с. Таволги. (Приложение 5).
  3. Портреты уральских писателей. (Приложение 1-3,7).
  4. Выставка книг «Уральские писатели - детям».
  5. Выставка материалов, собранных во время экскурсий.
  6. Фотовыставка «Путешествуем по Уралу».
  7. «Новоуральск в картинках» (фотографии г. Новоуральска). (Приложение 6).
  8. Карточки с названиями сказок Н.Никонова. (Приложение 8).
  9. Маркеры, цветная бумага.

  10. Заготовки кадров диафильма (1 группа). (Приложение 10).

  11. Карточки с заданиями к текстам (1-3 группы). (Приложение 9).

  12. Пословицы и поговорки о дружбе (2 группа). (Приложение 11).


Ход урока

  1. Организационный момент
Вступительное слово учителя Учитель: - На наших предыдущих уроках-путешествиях мы познакомились с творчеством уральских писателей П.П. Бажова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Ершова, совершили путешествия (очно и заочно) по тем местам, где они жили и творили. Учитель обращает внимание детей на выставку книг уральских писателей, подготовленную группой учащихся.
  1. Актуализация знаний
Беседа-путешествие по карте Урала Учитель: - Вспомним, где мы уже с вами побывали (учащиеся называют города и посёлки, показывают их на карте Урала, вывешивают (прикрепляют к ней) карточки с названиями посещённых мест). Учитель обращает внимание детей на фотовыставку «Мы путешествуем по Уралу». - С какой целью мы путешествовали? Дети: - Путешествуя по Уралу, мы изучали родной край, знакомились с творчеством уральских писателей. Учитель обращает внимание детей на выставку материалов, собранных во время экскурсий. Учитель: - Да, Урал гордится своей природой, славится своими городами, людьми, которые жили, живут и пишут об Урале.

III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с произведениями ещё одного уральского писателя - Николая Григорьевича Никонова. Постараемся понять, что хотел сказать нам автор, высказывать свои суждения, применить знания в творческой деятельности.

IV. Работа над новым материалом
Знакомство с биографией писателя Учитель: - Начнем наше путешествие со знакомства с биографией Н.Г. Никонова. - Николай Григорьевич Никонов - известный уральский писатель, он родился в 1930 году, живёт в Екатеринбурге. Его первая книга «Березовый листок», в которой рассказывается о жизни леса и его обитателей, была выпущена в 1955 году. Николай Никонов написал много произведений о детях и для детей. «Главное - чтобы человек помнил о своем родстве с природой и не нарушал гармонии ее жизни, чтобы был добр и отважен сердцем» - девиз уральского писателя Никонова. Работа над произведениями Н.Г.Никонова Учитель: - Мы познакомимся с тремя произведениями Н.Г.Никонова, которые входят в сборник «Сказки леса», посвящённого детям: «Про храбрых дроздов», «Гриб красивый и некрасивый», «Муравьиная хитрость». (Учитель вывешивает карточки с названиями сказок Н.Никонова). И работаем мы сегодня в группах (класс заранее разделен на 3 группы). Каждая группа получает задания на карточках. V. Самостоятельная творческая работа Учитель: - Ребята, Вспомним правила работы в группе. Дети: - говорим по одному, - все внимательно слушаем говорящего, не перебивая, - для вступления в разговор вне очереди поднимаем руку, - говорим откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент, - никого не оскорбляем: оцениваем только поступок, а не человека. Учитель: - Чтобы выполнить задание, вам необходимо четко соблюдать инструкцию, которая предложена на карточке. Учитель раздает задания на карточках. VI. Проверка творческой работы (отчет групп) Выступление групп 1 группа: Дети: - Мы представляем вам диафильм по сказке «Муравьиная хитрость»…. Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, трудолюбию, дружбе, взаимоуважению. 2 группа: Дети: - Мы подготовили рассказ о главном(ых) герое(ях) сказки «Гриб красивый и некрасивый». Послушайте его… (2-ой вариант представления сказки - инсценирование). - Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, дружбе, взаимоуважению, высмеивает хвастовство, зазнайство, высокомерие. 3 группа: Дети: - Мы подготовили чтение по ролям сказки «Про храбрых дроздов»…. - Подобрали пословицы о дружбе: Один за всех, и все за одного, Сам погибай, а товарища - выручай, Не имей сто рублей, а имей сто друзей… - Мы убедились, что это сказка, т.к. в ней присутствует волшебство: главные герои - животные, они разговаривают, действуют, как люди; есть положительные и отрицательные герои, мораль сказки - добро побеждает зло. Это сказка авторская, т.к. ее создал писатель Н.Г. Никонов, написана в прозаической форме. Это произведение учит бережному отношению к природе, дружбе, взаимовыручке. Учитель: Вывод: все три произведения - авторские сказки о животных, написаны в прозаической форме, присутствует мораль: добро побеждает зло. Эти сказки отражают реальные жизненные отношения людей, учат бережному отношению к природе, дружбе, взаимовыручке, взаимоуважению, трудолюбию.

VII. Подведение итогов урока
Выводы по теме Учитель: - В сказках Н.Никонова рассказывается о жизни леса и его обитателях. Автор описывает реальные истории из жизни птиц, насекомых, растений, но заставляет думать и говорить по-человечески. Мы прочитали произведения уральских писателей разных поколений, но все они одинаково учат добру, дружбе и бережному отношению к природе. Мы продолжим наше путешествие на следующих уроках.


Список литературы
1. Воронова Н.О., Ильчук Н.Г. и др. Писатели нашего детства (биографический словарь в трех частях). - Москва, 1999г. 2. Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина. Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург. - Издательство Уральского университета. Издательство Дома учителя, 1998г. 3. М.А.Литовская, Е.К.Созина. Хрестоматия по литературе Урала для начальных классов. - Екатеринбург, У-Фактория, 2002г. 4. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. - Москва, 1998г. 5. Л.А. Ефросинина, М.И. Омарокова. Литературное чтение (Начальная школа XXI века). - Москва, 2005г.

Приложения

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Приложение 1

П.П. Бажов

Приложение 1.1

Уральские писатели



Д.Н. Мамин -Сибиряк





Н.П. Вагнер





Е.Ф. Трутнева






Н.Г. Никонов



П.П. Ершов

П.П. Бажов



В.Ф. Телегина





Приложение 2

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Приложение 3

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

П.П. Ершов

К

Приложение 4арта Урала

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Таволги

Приложение 5


Невьянск


Екатеринбург


Сысерть



Новоуральск

В.-Тагил






Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Приложение 7

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»


Н.Г. Никонов

Приложение 8

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»





«Муравьиная хитрость»




«Про храбрых дроздов»





«Гриб красивый и

некрасивый»




Приложение 9
Карточка № 1. Задание к сказке «Муравьиная хитрость.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите жанр произведения. Докажите.
  3. Подготовьте пересказ текста. Разделите текст на части - кадры диафильма и нарисуйте их на кадрах-заготовках.
  4. Чему учит произведение?


Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»
Карточка № 2. Задание к сказке «Гриб красивый и некрасивый. Выберите один из вариантов выполнения задания. I вариант 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Выберите из текста описание главного героя и подготовьте о нём рассказ. 4. Чему учит произведение? II вариант 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Подготовьте краткий пересказ 1-ой части текста (до слов: «Тогда принялся Мухомор соседа дразнить» и инсценировку 2-ой части. 4. Чему учит произведение?
Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»


Карточка № 3. Задание к сказке «Про храбрых дроздов». 1. Прочитайте текст. 2. Определите жанр произведения. Докажите. 3. Подготовьте краткий пересказ 1-ой части текста (до слов: «Были дрозды смелые, умные, дружные птицы») и чтение по ролям 2-ой части. 4. Подберите пословицы о дружбе. 5. Чему учит произведение?

Приложение 10



ДИАФИЛЬМ




Правила поведения в лесу

Приложение 11


1


2



3


Один за всех, и все за одного

Пословицы о дружбе

Приложение 11

Сам погибай, а товарища выручай




Не имей сто рублей,

а имей сто друзей

Приложение 13

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

- - -^ йяянк'^^

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Приложение 13

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

Приложение 13

Приложение 14

Школа.

В школе славная пора!

Любит школу детвора!

Русский, матем., литер., чтен.,-

Эти предметы нужны всем.

И отличники у нас-

Не подводят они класс.

Любят петь и танцевать,

Всем смекалки раздавать.

А учительница нас

Учит, учит этот класс.

Ставит лучшие отметки

За хорошие ответы.

Скажем кратко мы для вас:

Наша школа просто класс!!!

В Екатеринбурге.

Мы в Екатеринбурге были,

Там на фабрику ходили.

Видели игрушки

Прямо, как подушки.

Все игрушки хороши

И лягушки и ежи.

Есть там даже слон мохнатый,

Очень делом он занятый.

Все купили по игрушке

У них мягкие макушки.

Рады были все, все, все.

Потому - что без игрушки

Не остался тут

никто.

Пенкина Василиса 3 «Б» класс


О

Приложение 15тзыв о поездке в Невьянск и Таволги


Утром 16 октября, мы всем классом отправились на экскурсию. Сначала, мы приехали в Невьянск, чтобы осмотреть Демидовскую башню и посетить музей. Мы узнали легенду об этой постройке, были очень взволнованы, а потом мы слушали бой часов и гимн. Затем мы поехали в село Таволги. Узнали, где и как изготовляют красивые вазы из глины. Посмотрели процесс изготовления. У меня есть гномик - копилка и маленькая вазочка. Я очень довольна, что побывала и узнала многое из этой поездки. Все было здорово и красиво.

Самохова Ирина ЗБ класс

Поездка в Невьянск В четверг мы пришли в школу у нас был один урок, после урока мы пошли в столовую, там нам дали «сухие пайки» для поездки в город Невьянск. Мы сребятами смотрели в окна из автобуса и любовались природой. Когда мы приехали в Невьянск, то первым делом заехали в музей. Там мне больше всего понравился портрет Никиты Демидова, когда мы передвигались с места на место, казалось, что он смотрит на нас. Затем мы сели снова в автобус и поехали в церковь. В церкви нам дали свечки, и я поставила ее за здравие. Мы вышли из церкви и возле нее сфотографировались всем классом. Неподалеку от церкви стоит Невьянская башня, она наклонена на три градуса. В ней в 12 часов зазвонили колокола 12 раз, а потом «зазвенела» песня ''Славься, славься". После этого мы поехали всело Таволги к мастеру Сергею. Он в присутствии нас вылепил из глины вазу, а потом мы на память купили по сувениру. Я купила копилку -гномика.

Мы радостные поехали домой!

Кочалкова Маша

Экскурсия в город Невьянск Мы с ребятами из школы ездили на экскурсию в Невьянск. Там я увидела много нового для себя: старинные дома и башню, которая наклонена к земле. А затем мы пришли в церковь, где нам повязали косынки. В церкви нам всем дали по свечке, и я поставила свечку своему любимому дедушке за здравие. Мне там очень понравилось. Потом мы поехали в село Таволги, где посетили глиняный завод. Я в первый раз увидела, как делают горшочки и разные сувениры из глины. В подарок моей семье я привезла маленький горшочек, который всем очень понравился. Это будет память об этой экскурсии.

Пенкина Василиса ЗБ класс


© 2010-2022