«Моделирование процесса формирования УУД в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Моделирование процесса формирования УУД в начальной школе». В 2011-2012 учебном году введены ФГОС в первых классах образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования. Однако для успешного решения задач по формированию УУД одного только анализа собственной педагогической деятельности недостаточно. ФГОС НОО - программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста.Требования стандартов касаются не только учащихся и педагогов первых классов. УУД необходимо формировать и у детей, которые сейчас учатся в 3, 4 классах. Они тоже должны соответствовать требованиям времени. В начале нового учебного года входные контрольные работы по материалам повторения я давала в новой форме - в виде комплексной проверочной работы. Контрольно-измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий. При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Анализ результатов выполнения заданий учащихся показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, в группах, при выполнении заданий на составление моделей и т.д. Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. В этом большую помощь оказывает УМК «Перспектива». На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены - математических, физических, химических и других. Часто предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. У педагогов недостаточно теоретического и практического опыта работы в этом направлении. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. При организации учебно-воспитательного процесса наибольшую трудность у педагогов вызывает организация деятельности по обучению учащихся моделированию. Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении. Моделирование является способом исследования действительности, а значит формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем. Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире. Для формирования представлений о земном шаре изучаемый объект невозможно принести в класс, рисунок или таблица дадут лишь плоское его изображение. Для того чтобы иметь полное представление о поверхности земного шара, необходимо создать его модель. Использование масштаба, пластилина, бумаги и других подручных средств поможет ученику в процессе деятельности изобразить воображаемую модель, закрепить первичное представление и по ходу деятельности устранить неточности. Моделирование позволяет формировать целостное представление о довольно длительно протекающих процессах, когда наблюдение возможно, но нецелесообразно (например, развитие растения из семени). Моделирование дает возможность выделить недоступные простому наблюдению свойства и отношения объектов, процессов, их частей. Велика роль моделирования в развитии пространственных представлений, что особенно важно именно в младшем школьном возрасте. Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную передачу знаний учащимся: изучение объекта или явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Таким образом, модель является средством обучения, а ее создание - моделирование - способом действия, в котором идет процесс получения информации и развития личности ребенка. Я считаю, что для обеспечения условий успешного внедрения Программы развития УУД в практику каждому учителю начальной школы необходимо: повышать свою педагогическую квалификацию; вносить соответствующие коррективы в систему собственной работы; разрабатывать учебно-методическое обеспечение по каждому предмету. Список литературы
  1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников // Начальная школа. 2012. № 2. С. 74.
  2. Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М., 2008. Режим доступа: [twirpx.com/file/335335/].
  3. Горленко Н М. и др. Структура УУД и условия их формирования // Народное образование.2012. № 4. С.153.
  4. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. Режим доступа: [twirpx.com/file/329168/]
  5. Миронов А.В. Проект урока как индикатор готовности учителя работать по новому стандарту // Начальная школа «+» «-». 2012. № 4. С.23.



© 2010-2022