Развитие одаренности учащихся на уроках экономики с помощью кейс-метода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие одаренности учащихся на уроках экономики с помощью кейс-метода.

Харитонова Л.В., учитель экономики

МОУ Пильнинская СОШ №2 им. А.С. Пушкина

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра. Что же такое одаренный ученик? Это всегда воплощение индивидуальности, творческой самореализации, свое, особое, неповторимое отношение к миру. Сталкиваясь с проявлениями одаренности, часто ловишь себя на мысли: «Я знаю, что я ничего не знаю». Да и как тут не вспомнить сократовские терзания - ведь проявления одаренности столь разнообразны и неповторимы! Легко можно ошибиться и в оценке, и в выборе форм, методов, направлений развития.

Часто полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но такого невмешательства мало: не все дети могут сами найти дорогу к максимальной реализации своих возможностей и способностей. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, найти (а не потерять!) возможность для выражения своего «Я».

Работа с одаренными детьми - одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. В то же время одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.

Существует много всем известных интересных приемов, направленных на активизацию творческих процессов у одаренных детей. Какую программу выработать, чтобы поддержать и развить ту самую одаренность? Считаю, что педагогической панацеи в данном вопросе нет, поскольку нет одного, самого главного приема, метода, самой главной технологии, которая решила бы все проблемы работы с одаренными детьми. Радуга из одного цвета - это не радуга! Только поддерживая друг друга, педагогические технологии, формы и методы дают «радужный» эффект. Убеждена, что в современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Для решения поставленной задачи необходимо увлечь, заинтересовать ребенка своим предметом.

Урок - часть жизни каждого ученика, он должен способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Если интересно, то предела познания не существует. Для того чтобы увлечь ребенка, заинтересовать своим предметом, сделать процесс познания для него необходимым, радостным, каждый учитель имеет определенный набор средств, методов, приемов-«изюминок».

Для успешного развития одаренности учащихся необходимо применение активных методов обучения. Один из них - кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод лучше других методов учит разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о системе экономического образования подрастающего поколения, которому в реальной взрослой жизни придется столкнуться с серьезными социально-экономическими проблемами, требующими решения в конкретных условиях данного региона или муниципалитета с учетом самой последней информации, имеющихся ресурсов и законодательных ограничений. Такую практику можно получить при периодическом включении обучающихся в решение ситуаций, специально проработанных и предлагаемых кейс-методом.

Занимаясь поиском информации по данному методу, я обнаружила, что рекомендаций по его применению в школе не так много. И вначале в процессе работы я испытывала трудности по подбору информации, так как хотелось, чтобы тексты были несложными, научными, интересными. Далее, рассматриваемый способ становится менее трудоемким, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и, по-своему, систематизированной информацией. Газетные или журнальные публикации вполне могут использоваться в качестве исходного информационного повода для подготовки ситуации. В чем же заключается преимущество кейс-метода?

Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик - демократия в процессе получения знания.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы урока и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок.
Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, не эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Применение кейс-метода в процессе обучения экономики позволяет школьникам, проявляющим признаки одаренности, реализовать свой потенциал. Кроме того, у них формируются умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать мнения других, а также ряд других важных характеристик психоэмоционального характера.

Однако, всесторонне развивая одаренность ребенка, нельзя забывать главное. Одаренность не самоцель. Заботясь о развитии одаренностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них - способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.

Литература.

1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.,1997.

2. Лебедева Т.Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин. Йошкар-Ола: ФГОУ СПО "Йошкар-Олинский строительный техникум", 2009. - 74 с.

3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. М., 2002. 157 с.

4. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.

5. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

Приложение. Кейс 1. Тема: Рынок. Источники информации для потребителя. Кто забыл змей в магазине? В газете бразильского города Сан-Паулу появилось объявление: "В универмаге "Фуртадо" мною потеряна корзина со змеями жарарака. Убедительная просьба к нашедшему - вернуть за приличное вознаграждение". Универмаг обезлюдел - укус жарарака влечет немедленную смерть. Пустовал он и на следующий день, и спустя неделю. Что только ни делали владельцы: и объявляли, что после осмотра никаких змей в магазине не обнаружено, и покупали время на телевидении для интервью с известным серпентологом, авторитетно заявлявшим, что он проверил все помещения и не нашел ни намека на змей, и цены дважды снижали - все напрасно. Владельцы магазина уверены, что трюк со змеями не что иное, как ловкий ход конкурентов. Вопросы: 1. Что такое нечестная конкуренция? 2. Какие меры предприняли владельцы магазина? Какие меры предложите вы? 3. Какие источники информации для потребителя вы можете назвать? Сравните их, заполнив таблицу: источник, плюсы, минусы
Кейс 2 Тема: Макроэкономическая нестабильность Эффективно только то, что справедливо Нынешний мировой кризис заставляет многое переосмысливать. В том числе такое понятие, как "экономическая эффективность ". Для тех, кто молится на "невидимую руку рынка", эффективность меряется одним - прибылью, коммерческим успехом. Понятие "справедливость" вызывает у них аллергию. "Не лезьте с моралью в экономику, - говорят они социал-демократам. - Не мешайте хлопотами о бедных и малоимущих развиваться бизнесу и технологиям!". Логика такова: дайте, мол, бизнесу возможность максимизировать прибыли без всяких ограничений, и вас завалят материальными благами, которых с лихвой хватит всем - от миллиардера до последнего нищего.
"Полезно лишь то, что справедливо" - такой постулат формулировали еще в древности Платон и другие философы. Однако у либерального мышления совсем иные критерии полезности. "Безработица - благо, ускоряющее структурную перестройку экономики", "низкие зарплаты наемных работников - конкурентное преимущество России", "в бедности виноваты сами бедные" - вот типичные образчики такого мышления.
Нынешний кризис часто называют кризисом доверия. Нет справедливости - нет доверия. Вот и выходит, что хотя справедливость - это вроде бы не экономическая, а моральная категория, но при нехватке ее и мировая экономика в целом, и экономика любой страны не в состоянии функционировать эффективно.

"Аргументы и факты"№20,2009г. С. Миронов. Вопросы: 1.Что подразумевает автор, говоря о "невидимой руке рынка"? 2.C какими проблемами не в состоянии справиться рынок? 3. Дайте определение экономической эффективности. 4. Как вы считаете, эффективно только то, что справедливо или эффективность и справедливость - противоречивые задачи? Аргументируйте свою точку зрения. 5. Каковы причины современного кризиса? Что предпринимается в России для преодоления кризиса? 6. Напишите эссе "Полезно лишь то, что справедливо".














© 2010-2022