- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по введению в народоведение в 3 классе «Готовимся к зимним святкам»
Конспект урока по введению в народоведение в 3 классе «Готовимся к зимним святкам»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фалькина Г.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока по введению в народоведение
в 3 классе
«Готовимся к зимним святкам»
подготовила
учитель начальных классов
Фалькина Галина Ивановна
г. Фролово
2015
Тема урока: «Готовимся к зимним святкам»
Цель:
-
показать сложный характер периода зимних святок.
Задачи:
-
возрождение традиций русской национальной культуры;
-
обогащение знаний учащихся о жизни наших предков;
-
развитие речи, артистичности у детей;
-
воспитание дружбы, товарищества.
Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Оборудование: компьютер, выставка детских работ, колокольный звон, песня « Коляда» (фонограмма), рисунок ёлки, шарики игрушки).
Ход урока. 1.Эмоциональный настрой на урок - Вы готовы начать урок? Дети вместе с учителем произносят хором: Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг, Прекрасно всё во мне. 2.Создание "ситуации успеха" - Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о декабре) - Как зовут этот месяц? (студень, стужайло, снежань) - Какие рассказы о декабре в нашем краю вы составили? (ответы детей) - Рассмотрим портреты декабря на ваших рисунках (выставка детских работ) 3. Постановка учебной задачи - Праздники бывают семейные, бывают - общенародные. А еще есть особые праздники - церковные. Их отмечают люди, верующие в Бога. Церковным праздникам уже около 2 тысяч лет. Называются они так потому, что непременно празднуются в церкви. И каждый из этих праздников связан с жизнью Сына Бога - Иисуса Христа (колокольный звон). - Какой праздник мы празднуем 7января? (Рождество Христово) -А когда наступит Крещение? (19 января) -Как называется это время с Рождества до Крещения? (Святки) Сегодня продолжим наше путешествие по народному календарю. Речь пойдёт о народном празднике - Святки (Святые вечера). 4.Решение учебной задачи 1) Беседа В рождественские дни в России царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощая всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев. Ели разнообразно и обильно. Рождественские кушанья: вслед за кутьей на стол выставляли гуся с яблоками, зайца в сметане; с незапамятных времен на Руси ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово "пирог" произошло от древнерусского слова "пир" -
пиршество, и на всех языках мира это слово звучит одинаково, по-русски - "пирог". Праздник Рождества Христова имеет свои обряды, например, Коляда. В святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядо-вали (фонограмма песни « Коляда»). -Что вам известно о колядовании? (ответы детей) 2) Работа со словарём. - А теперь заглянем в толковый словарь и узнаем, что такое колядки и что значит колядовать. Работа в группах Колядки - народные песни про Рождество Христово. Колядовать - ходить по домам с поздравлениями. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб и получали за это различное угощение. Этот обряд в праздновании Рождества дошёл до нашего времени. - Ребята, а кто из вас знает колядки? (дети колядуют) - Посмотрим, а сумеете ли вы колядовать. Каждой группе раздать колядки 1группа: Коляда! Коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломотину, или денег с полтину! Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! 2 группа: Приходила Коляда накануне Рождества. Кто даст пирога - тому полон хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом! Кто не даст пирога - тому куричья нога. 3 группа: На новый год, на ново счастье уродилась пшеничка, Горох, чечевичка! На поле - копнами,
На столе - пирогами. Чтоб здоровы были, Чтоб долго жили! 3) Гадания в Святки.
- На святки не только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе. Часто гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву. А) Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же. Б) Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!» - Постарайтесь к следующему уроку узнать, а как ещё девушки старались заглянуть в будущее? 4) Игры в Святки. - Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодёжь шла в посиделочную избу. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры. - Ещё одно задание к следующему уроку: разучить народную игру и провести её с детьми в классе. 5. Рефлексия деятельности и эмоционального состояния - Что нового узнали на уроке? - Что бы вы хотели узнать на следующем уроке? -А теперь возьмите шарики (игрушки) и нарисуйте своё настроение. (Дети прикрепляют их на елочку, которая расположена на доске).
Список литературы:
- Новицкая М.Ю. Учебник Введение в народоведение «Родная земля».
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение «Родная земля». 3 класс. Книга для учителя. - М.: «Дрофа», 2003.
- Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Милонский А.С. Песнь жар- птицы: Рассказы о народных праздниках.-М.: Дет. лит., 1987.
- Рождество: Произведения русских и зарубежных писателей.- М.: «Контакт», 1997.