Конспект урока по введению в народоведение в 3 классе «Готовимся к зимним святкам»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградской области












Конспект урока по введению в народоведение

в 3 классе


«Готовимся к зимним святкам»






подготовила

учитель начальных классов

Фалькина Галина Ивановна






г. Фролово

2015





Тема урока: «Готовимся к зимним святкам»

Цель:

  • показать сложный характер периода зимних святок.

Задачи:

  • возрождение традиций русской национальной культуры;

  • обогащение знаний учащихся о жизни наших предков;

  • развитие речи, артистичности у детей;

  • воспитание дружбы, товарищества.

Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Оборудование: компьютер, выставка детских работ, колокольный звон, песня « Коляда» (фонограмма), рисунок ёлки, шарики игрушки).

Ход урока. 1.Эмоциональный настрой на урок - Вы готовы начать урок? Дети вместе с учителем произносят хором: Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле,

Прекрасно всё вокруг, Прекрасно всё во мне. 2.Создание "ситуации успеха" - Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о декабре) - Как зовут этот месяц? (студень, стужайло, снежань) - Какие рассказы о декабре в нашем краю вы составили? (ответы детей) - Рассмотрим портреты декабря на ваших рисунках (выставка детских работ) 3. Постановка учебной задачи - Праздники бывают семейные, бывают - общенародные. А еще есть особые праздники - церковные. Их отмечают люди, верующие в Бога. Церковным праздникам уже около 2 тысяч лет. Называются они так потому, что непременно празднуются в церкви. И каждый из этих праздников связан с жизнью Сына Бога - Иисуса Христа (колокольный звон). - Какой праздник мы празднуем 7января? (Рождество Христово) -А когда наступит Крещение? (19 января) -Как называется это время с Рождества до Крещения? (Святки) Сегодня продолжим наше путешествие по народному календарю. Речь пойдёт о народном празднике - Святки (Святые вечера). 4.Решение учебной задачи 1) Беседа В рождественские дни в России царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощая всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев. Ели разнообразно и обильно. Рождественские кушанья: вслед за кутьей на стол выставляли гуся с яблоками, зайца в сметане; с незапамятных времен на Руси ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово "пирог" произошло от древнерусского слова "пир" -


пиршество, и на всех языках мира это слово звучит одинаково, по-русски - "пирог". Праздник Рождества Христова имеет свои обряды, например, Коляда. В святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядо-вали (фонограмма песни « Коляда»). -Что вам известно о колядовании? (ответы детей) 2) Работа со словарём. - А теперь заглянем в толковый словарь и узнаем, что такое колядки и что значит колядовать. Работа в группах Колядки - народные песни про Рождество Христово. Колядовать - ходить по домам с поздравлениями. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб и получали за это различное угощение. Этот обряд в праздновании Рождества дошёл до нашего времени. - Ребята, а кто из вас знает колядки? (дети колядуют) - Посмотрим, а сумеете ли вы колядовать. Каждой группе раздать колядки 1группа: Коляда! Коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломотину, или денег с полтину! Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! 2 группа: Приходила Коляда накануне Рождества. Кто даст пирога - тому полон хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом! Кто не даст пирога - тому куричья нога. 3 группа: На новый год, на ново счастье уродилась пшеничка, Горох, чечевичка! На поле - копнами,


На столе - пирогами. Чтоб здоровы были, Чтоб долго жили! 3) Гадания в Святки.

- На святки не только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе. Часто гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву. А) Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же. Б) Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!» - Постарайтесь к следующему уроку узнать, а как ещё девушки старались заглянуть в будущее? 4) Игры в Святки. - Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодёжь шла в посиделочную избу. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры. - Ещё одно задание к следующему уроку: разучить народную игру и провести её с детьми в классе. 5. Рефлексия деятельности и эмоционального состояния - Что нового узнали на уроке? - Что бы вы хотели узнать на следующем уроке? -А теперь возьмите шарики (игрушки) и нарисуйте своё настроение. (Дети прикрепляют их на елочку, которая расположена на доске).









Список литературы:

  1. Новицкая М.Ю. Учебник Введение в народоведение «Родная земля».
3 класс.- М.: «Дрофа», 2001.
  1. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение «Родная земля». 3 класс. Книга для учителя. - М.: «Дрофа», 2003.
  2. Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Милонский А.С. Песнь жар- птицы: Рассказы о народных праздниках.-М.: Дет. лит., 1987.
  4. Рождество: Произведения русских и зарубежных писателей.- М.: «Контакт», 1997.

© 2010-2022