- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока с элементами проектной деятельности по теме Свойства воды Нестандартный урок
Конспект урока с элементами проектной деятельности по теме Свойства воды Нестандартный урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федотова Л.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока с элементами проектной деятельности по теме "Свойства воды"
Нестандартный урок.
Федотова Лилия Васильевна, учитель начальных классов
Цели:
-
Обобщить знания по теме ……………..
-
Продолжить знакомство детей со свойствами воды.
-
Активизировать познавательную деятельность младших школьников.
-
Развивать исследовательские и творческие способностей учеников, ум, смекалку, фантазию, воображение, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой.
-
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Урок окружающего мира по теме «Свойства воды»
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий 1
2
3
4
5 Актуализация знаний. Вводная беседа
Постановка целей и задач. Постановка проблемы
Построение плана проектной деятельности
Проектная деятельность групп (проведение экспериментов)
Итог урока. Составление проекта.
-Жидкость без цвета и запаха, которую мы пьем, чтобы утолить жажду - это вода. (слайд 4) - Вода удивительна тем, что может присутствовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Океаны, моря, реки, покрывающие Землю - это вода. (слайд 5) -Тучи, облака, туманы - это тоже вода. (слайд 6) -Ледники, снеговые покровы - и это вода.(слайд 7)
- Объект исследования: вода.
Изучить свойства воды. 1.Научиться ставить эксперимент и уметь его объяснить. 2.Исследовать влияние качества и состава водных растворов на растения.
1) Изучить свойства воды. 2) Спланировать и выполнить исследование по заявленной теме. 3) Исследовать влияние качества Н2О на выращивание растений. 4) Сделать вывод по результатам исследования.
Группа 1. Эксперимент№1. Убедимся, что вода имеет вес. Материалы: пластиковые бутылки, скотч, вода, гвоздь. Проткнем в одной бутылке отверстия по кругу, в другой сверху вниз. Заклеим отверстия скотчем, нальем в бутылки воду, отклеим скотч. Струйки воды с горизонтальными отверстиями льются на одном расстоянии. В бутылке с вертикальным рядом нижняя струйка выбрасывается дальше всего. (Приложение . Фото 1, 2) Вывод: вода имеет вес. Она выдавливается из отверстий с определенной силой. Сила больше там, где больше глубина воды. Поэтому самые нижние струйки дальше всего выбрасываются. Группа №2. Эксперимент№2 Сейчас мы увидим поверхностное натяжение своими глазами. Материалы: емкость для воды, тальк, вода, жидкое мыло. Наполним емкость водой, посыпаем тальком поверхность воды. Получилась белая пленка. Попробуем проткнуть поверхность воды пальцем. Натяжение воды держит тальк. Теперь обмакнем палец мылом и снова проткнем воду. В месте касания мыла тальк быстро удаляется от пальца. (Приложение. Фото 3, 4) Вывод: Вода обладает поверхностным натяжением. В быту это свойство применяется при стирке и мытье посуды. Группа №3. Эксперимент №3. Там где мыло не касалось, натяжение сохраняется. Это можно увидеть, проделав следующий опыт. Материалы: емкость для воды, картон, ножницы, жидкое мыло, вода. Наполним емкость водой, опустим в воду вырезанный из картона кораблик острым концом по направлению к центру. Намочим палец жидким мылом и опустим в воду за лодочкой. Лодочка начинает двигаться к противоположному краю емкости.(Приложение 5) Вывод: Мыло разрушило сцепление молекул за лодочкой, и она движется в сторону, где сила натяжения больше. Группа 4. Эксперимент №4. Следующий опыт позволит нам убедиться, что вода может проникать во все свободные пространства. Материалы: вода, емкость для воды, лист бумаги, ножницы. Вырежем из бумаги цветок. Загнем лепестки внутрь. Положим цветок на воду. Лепестки постепенно раскрываются. (Приложение. Фото 6,7.)
Вывод: Бумага разбухла и лепестки распустились. Группа 5. Эксперимент №5. У соленой воды плотность выше, чем у других жидкостей. Проведем опыт, подтверждающий это наше утверждение. Материалы: бокал, бумага, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Сначала наливаем на дно бокала солёной подкрашенной воды, затем тоненькой струйкой льем вино. Сверху наливаем таким же образом в бокал подсолнечного масла, слой подкрашенного спирта. Жидкости легли слоями на соленую воду. (Приложение. Фото 8.) Вывод: Самая большая плотность из взятых мной жидкостей у солёной воды, самая маленькая у подкрашенного спирта. Группа 6. Эксперимент №6. Является ли вода проводником? Ответим на этот вопрос с помощью известного опыта. Материалы: стеклянная или пластмассовая емкость, вода, два зажима, электропровод, батарейка на 4,5 В., лампочка, дистиллированная вода, соль, ножницы. Наполним емкость дистиллированной водой, опустим в воду зажимы, провода подсоединим к лампочке. Лампочка не зажглась. Добавим в воду соль и проделаем то же самое. Лампочка горит. (Приложение. Фото 9, 10) Вывод: Дистиллированная вода не пропускает ток. Если добавить соль, вода становится проводником.
Женя: Сначала я решил попробовать каждую воду на вкус. Приятнее всего мне показалась вода под образцом №3. Это родниковая вода. Мое предположение: лучше всего редис будет расти в контейнере, политом этой водой. (Приложение. Фото 11) Ход работы: 20.08.2011г. Высаживаем в контейнеры с землей одинаковое количество (7 шт.) семян редиса. Подписываем на бутылках с водой порядковый номер. Подписываем на контейнере название источника, из которого взяли воду. Поливаем в каждом контейнере землю из бутылки с тем же номером. (Фото 12) 23.08.2011г. В контейнере №1, 4 всходов нет. В контейнере № 2 взошло 5 ростков :1.9см.;1.5см.; 1.5см.; 1см.; 0.7см. Ростки ровные, стебельки крепкие. В контейнере №3 взошло 2 ростка: 1.3см.; 0.5см. Ростки ровные, стебельки крепкие. 26.08.2011г Всходы во всех контейнерах. В контейнере №1 взошло 3 ростка: 2.5см.; 1.5см.; 1.2см. Ростки тонкие, листики маленькие. (Фото 13) В контейнере №2 уже 6 всходов: 3,5см.; 2,7см.; 2,5см.; 2,2см.; 1,2см, 0,7см. Ростки крепкие, прямые, листики ровные. (Фото 14) В контейнере №3 всего 5ростков: 1,7см.; 1,5см.; 1,2см.; 1см.; 1см. Ростки чуть слабее, чем в контейнере №2. В контейнере №4 всего 2 ростка: 1см.; 0,7см. Ростки слабые, листики жухлые, маленькие. 29.08.2011г. В контейнере №1 всего 4ростка: 3,2см.; 2,5см.; 2,2см.; 1,2см. Ростки окрепли. Листья средние по размеру.(Фото 15) В контейнере №2 взошли все семена: 7,2см.; 7см.; 6,5см.; 5см.; 5см.; 5см; 2,6см. Самые высокие, крепкие ростки из всех образцов. Листья крупные. (Фото 16) В контейнере №3 всего 6 всходов: 7см.; 7см.; 6см.; 5,5см.; 5см.;3см. Ростки чуть хуже, чем в контейнере №2. В контейнере №4 самые слабые из всех образцов. Ежедневный прирост незначительный. Итак, из посаженных мной семян в контейнере №1 (использовал водопроводную воду) самые слабые всходы. В контейнере №4 (водопроводная вода отстоянная) чуть лучше, всходов на 2 больше. В контейнере №3(поливал родниковой водой) взошло 6семян из 7. Ростки сильные, высокие, листки большие. Мое предположение подтвердилось частично. Самое большое количество всходов(7 из7) в контейнере №2, который я поливал бутылированной водой. Вывод: Состав воды для полива и количество примесей в ней имеет значение при выращивании огородных растений. Я решил проверить какую воду из взятых мной образцов станут пить мои кошки. Известно, что животные могут выбирать самую полезную для себя пищу с помощью особого чутья. В подписанные миски я налил воду из бутылок, которые использую для полива. Поставил миски в месте кормления домашних животных. (Фото 17) Каждый день наливал свежую воду. Первый день кошки пили воду из мисок №2,3. Через несколько дней кошки стали пить только из миски №2. В мисках №1, 4 вода осталась нетронута. (Фото 18). Вывод: кошки предпочитают ту же воду, что и растения.
- Вода имеет вес.
- Вода обладает поверхностным натяжением.
- Мыло и другие моющие средства уменьшают поверхностное натяжение, разрушая связь между молекулами воды.
- Одно из основных свойств воды - текучесть. Вода может проникать во все свободные пространства.
- Плотность соленой воды выше плотности пресной и других жидкостей.
- Дистиллированная (очищенная) вода не пропускает ток.
- Вода, содержащая соли, является проводником.
- При выращивании растений имеет значение, какая вода используется для полива.
- Вода, содержащая кальций, магний, гидрокарбонаты, не содержащая хлор является лучшим вариантом для полива.
- Домашние животные предпочитают пить воду, не содержащую хлор.
У: Вода выполняет множество функций. Это среда обитания водных животных, растений, микроорганизмов; растворитель и источник питательных веществ. Вода участвует в обмене веществ, происходящем в живых организмах и во многих других процессах. Во всем живом на нашей планете есть вода. (слайды 1,2) Что же такое вода?
У: Около 70% земной поверхности покрыто водой. Солнечные лучи нагревают поверхность океана и вода испаряется, превращаясь в водяной пар. На большой высоте пар превращается в капельки, капельки собираются в облака и тучи, а из туч падает снег и дождь. Весной снег и лед тают, и реки снова несут воду в моря и океаны. Так совершается круговорот воды в природе. Вода, как и все другие вещества, обладает рядом свойств. Если знать основные свойства воды, то можно без труда ответить на вопросы: Почему вода солёная, почему мутная? А почему корабль в воде не тонет? Почему капли бывают разной формы? Как могут жить в реке, покрытой льдом рыбы? Вы изучали литературу, кто то из вас наблюдал за тем, какое значение качества и химического состава воды имеют для человека, животных и растений. Сегодня на уроке, работая в группах, используя свои знания, вы познакомитесь со свойствами воды, проведёте ряд опытов и исследований, проверяя полученную информацию. Что же будет являться объектом исследования? Предмет исследования: основные свойства воды, значение качества и химического состава воды для человека, животных и растений. Каковы цели исследования?
Задачи исследования: Методы исследования: описание, метод наблюдения, эксперимент. Цель экспериментов: 1) Изучить свойства воды. 2) На основании полученных результатов сделать выводы.
Какой вывод вы можете сделать, проведя свой эксперимент?
Какое оборудование для этого необходимо?
Многие насекомые, живущие у воды, пользуются поверхностным натяжением, чтобы передвигаться по воде (например, водомерка). Мыло уменьшает силу поверхностного натяжения. Где же в быту применяется это свойство?
Почему лодочка начинает двигаться к противоположному краю ёмкости?
Вода может проникать в пустые пространства. В данном случае она проникла между волокнами бумаги
У какой жидкости самая большая и самая маленькая плотность? Можно сделать целую картину, используя пресную воду и соленую воду различной концентрации.
Так как в природе не существует воды без примесей, нужно соблюдать все меры безопасности: нельзя трогать электроприборы мокрыми руками или стоя на мокром полу без резиновой обуви.
Сегодня мы посмотрим, каково влияние качества и состава воды на выращивание растений Цели исследования:
- Выяснить влияет ли на скорость роста растений качество и состав воды для полива.
- Сделать выводы на основании полученных результатов
Вода, содержащая кальций, магний, гидрокарбонаты; не содержащая хлор является лучшим вариантом для полива. Количество всходов максимальное, ростки самые крепкие. Использование водопроводной воды, содержащей хлор для полива нежелательно. Количество всходов минимально, ростки слабые.
В своей работе вы изучили основные свойства воды теоретически и проверили полученные данные с помощью экспериментов и исследования. На основании выполненной работы давайте сделаем выводы (говорят учащиеся, представители групп). Для здоровья человека также полезна вода, содержащая необходимое количество солей и минералов. Без воды человек может прожить только несколько суток. Вода доставляет питательные вещества, микроэлементы и кислород к клеткам нашего организма. Она играет ключевую роль в терморегуляции, выполняет функции очищения от шлаков. Её количество в нашем организме регулирует процессы обмена веществ. Пить воду, не содержащую солей и минералов вредно, так как она только выводит соли из организма, но не восполняет. Без полезных микроэлементов могут развиться многие болезни.
Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Проектные технологии формируют: -способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, -навыки поиска, анализа и обработки информации, -умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты, -учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах
Для усвоения учебного материала используется метод проектов - продуктивный, творческий способ.
Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. Цель исследовательской деятельности развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
Формирование аналитических элементов проектной и исследовательской деятельности в процессе работы над проектом: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ; Презентационных элементов: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; Коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; Информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Оценивание успешности обучающихся в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.