Час общения «Сотвори добро»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каховская специализированная общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2

Час общения «Сотвори добро»








Час общения «Сотвори добро»




Час общения с

Антуаном де Сент-Экзюпери

(Школа диалога культур)


Классный руководитель, учитель-методист начальных классов

Хоменко А.И.

г. Каховка


Сам

ая большая в мире роскошь -

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери.


* * *

Я бы долетел до звезды, да крыльев нет, -

Манит меня издалека тот дивный свет…


Цель: размышления о вечных ценностях на земле, о бессмертии прекрасного, о добре и зле. Задачи.

  • Образовательные: обобщить представления детей о высоких моральных качествах человека, раскрыть их роль и значение в жизни людей, продолжать формировать мировоззрение, совершенствовать навыки самопознания, приобщать к творческой деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между учащимися, раскрывать преимущество добропорядочных взаимоотношений, открытости, человеколюбия; вызывать чувство гордости, ответственности, сочувствия, радости, уважения к окружающим.
  • Развивающие: формировать умение выделять главное, существенное в духовном мире человека, развивать самостоятельность, познавательные интересы, эмоции, творческие способности.
Тип занятия: час общения. Вид занятия: ролевая игра в форме диалога с элементами тренинга, интерактивного обучения.

Литература: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Е.Пермяк «Некрасивая елка», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», О.Уайльд «Мальчик-звезда», И. Гофман «Щелкунчик», рубаи Омара Хайяма.

Материалы к занятию:

  • Музыка П. Мариа, Э.Грига;

  • Репродукции картин П.Пикассо;

  • Детские работы: рисунки, сочинения, стихи, изделия; зеркальца.

  • Бланки для игры «Ассоциации», наборы для рисования, цветная бумага; заготовки звездочек.

Действующие лица:

Антуан де Сент Экзюпери - классный руководитель

Маленький принц, Роза, Король, Лис, розы, бабочки (дети), а также:

художники, веселые мастера, сказочники, мыслители и музыканты.

Ход занятия.


І. Психологический настрой класса. Релаксация.

Учитель: Улыбнитесь, дети, я люблю вас!

Игра «Солнышко».

Где же весеннее теплое солнышко? Встаньте - дотянитесь до него, подставьте ему свои носики, погрейтесь в его теплых лучиках. Ой! Солнышко подарило мне веселого сияющего зайчика. А вам? Погладьте его, прижмите к груди, щекам, подарите друг другу:

Какие ассоциации связаны у вас с солнышком? (ответы детей: мама, море, каникулы… и т.д.).

Учитель:

Вместо солнца весь мир озарить?

Не могу!

В тайну сущего дверь отворить?

Не могу!

В море мыслей нашел я жемчужину смысла,

Но от страха ее просверлить

Не могу!

Поможете?!

ІІ.Активизация мыслительной деятельности, мотивация занятия.

Игра «Ассоциации».

Бланк №1 (см. приложение 1).

Весна - зима - осень - лето

Задание: провести цепочку ассоциаций, например: весна - воздух - утро - юность…; лето - солнце - день - юг - молодость и.т.д.

Выбрать по какой дорожке вы пойдете:

Я слышу…

Я вижу…

Я чувствую…

Аргументируйте свой выбор (лето - яблоки - аромат…)

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» (тренинг моральных чувств «Зеркальце»)

Учитель называет героев сказок добрых и злых, а дети перед зеркальцем изображают их характер. (Например: Золушка, Колобок, Снежная Королева, Старушка Шапокляк…)

Учитель: Кого из этих героев ты хочешь выбрать своим другом и почему?

Игра «Пройди сквозь волшебное зеркало» (работа на бланке №2)

Учитель: подберите к каждому качеству свое отражение, соедините противоположности, например: красота - уродство, любовь - ненависть, сила - слабость и.т.д. (см. приложение 2).

Учитель: Могут ли быть люди только хорошими или только плохими? (диалог)

Вывод: в каждом человеке живет добро и зло, есть хорошее и плохое, но хорошего больше и надо уметь разглядеть, найти доброе.

Учитель: Да, дети, как сказал великий персидский мудрец О.Хайям:

«Человек, словно в зеркале мир, многолик,

он ничтожен - и он же безмерно велик»

(Размышления детей.)

И чтобы познать глубины человеческой души, раскрыть ее тайны, сегодня мы будем перевоплощаться в героев сказок, мыслителей, художников, музыкантов.

ІІІ. Театрализованная встреча с героями сказки. (Учитель перевоплощается во французского летчика А.Экзюпери - внешние атрибуты: берет летчика, маленький самолет)

УЧас общения «Сотвори добро»Час общения «Сотвори добро»читель: Мой самолет упал в пустыне Сахаре. Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Я нарисую его, чтобы вы получше его разглядели…

Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место. Если когда-нибудь попадете в Африку в пустыню, не спешите, заклинаю, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик, будет смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы - не забудьте утешить меня в моей печали. Напишите мне скорей, что он вернулся.

Вот как это было (см. приложение 3).


Встреча с героями сказки (Маленький принц, Роза, Король, Лис). Звучит музыка к сказке «Маленький принц».

О чем вы задумали, когда слушали эту историю? Что вы думали о Розе?

Дети:

Роза: внешне - гордая кокетка, в глубине души - нежная и ранимая;

Маленький принц: если потеряешь того, кого любишь, то все равно, «как если бы все звезды разом погасли», - это, по-вашему, важно?

Король: кого труднее судить - других или себя?

Чему научил вас Лис? Глаза слепы, искать надо сердцем. То, что люди ищут, можно найти в одной-единственной Розе, в глотке воды…Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

И еще: Ты в ответе за того, кого приручил.

«Полюбить можно лишь то, что знаешь», сказал Леонардо да Винчи. Вот этому нам и предстоит учиться всю жизнь.

IV.В поиске вечных ценностей.

Учитель:

Очень много раз я себе задавал вопрос:

Для чего родился на свет, я взрослел и рос;

Для чего плывут облака, идут дожди…

Я бы долетел до звезды, да крыльев нет -

Манит меня издалека тот дивный свет…

Но звезду достать нелегко, хоть цель близка,

Я не знаю, хватит ли сил для броска…

Воображаемое перенесение детей на планету Сказок и рассуждения «сказочников» - группа детей:

  • о красоте и уродстве: «сбрось наряды, прикрой свое тело старьем, но и в жалких лохмотьях - останься царем!» (О.Уайльд «Мальчик-звезда»);

  • о любви и жизни (Что выбрала Русалочка Андерсена);

  • о силе и слабости (почему финка не добавила силы Герде? Она и так была сильна);

  • о бессмертии прекрасного (Е. Пермяк «Некрасивая елка»);

  • о великодушии и жестокости (Щелкунчик, орех кракатук).


Перевоплощение детей в сказочных «художников»: Вооружившись невидимой кистью, нарисуй себя в виде сказочного героя. Аргументируй свой выбор. Рассуждения по картине П. Пикассо «Похищение». Кентавр держит в руках девушку. Птица с подбитым крылом бьется в зубах у зверя (радость и горе).

В гостях у «веселых мастеров»:

(Изготовил каждый из них золотой ключик от своего сердца, по которому автора можно угадать из тысячи других по высеченному на нем качеству его характера).

А наши поэты, окрыленные этой волнующей темой, сочинили эти строки, заглянув в глубины своей души:

Закрыли глаза мы, и в мысли глядя,

Невидимым мелом рисуем себя.

***

Как будет смотреться мой личный портрет?

Немного художник, немного поэт -

Ведет за собой меня солнечный свет.

***

Во всем разглядеть я хочу красоту,

терпеть не могу лишь в душе пустоту.

***

Люблю любоваться, люблю восхищаться,

Стремлюсь поскорей я во всем разобраться.

Смогу сделать все, если сильно стараться,

Люблю приходящему дню улыбаться.

***

Душа моя радостным всплеском полна,

Но часто бывает ранима она.

***

Люблю наблюдать, люблю удивлять,

Люблю по утрам я подольше поспать…

***

Хочу я все радости жизни поймать

И, как мотылька, хоть на миг удержать,

чтоб жизнь интересна была и важна,

чтоб чаще в душе расцветала весна,

и чтобы она, буйным цветом полна,

Была, хоть немного, кому-то нужна…

***

Беседа «мыслителей» о магической силе добра.

А теперь наши «мыслители» скажут - в чем же магическая сила добра?

Этюд: «Искорки доброты». Дети согревают свои руки теплым дыханием, вкладывая в них свою добрую душу. В детских ладошках загорается маленькая искорка, как солнечная капелька - теплая и ласковая.

- Дети, - сдуйте искорку с ладошек, улыбнитесь друг другу, подарите доброту…

V. Рефлексия: «Зажги свою звезду». Дети на звездочках пишут самую главную ценность человеческого характера и зажигают из них созвездие, подобрав ему контур и название. Учитель: мы с вами сегодня затронули сложную, философскую тему о том, что «известное известно немногим», что некрасивых людей нет; каждый из вас раскрыл в себе новые возможности. Теперь мы знаем, что есть вопросы, на которые нельзя ответить однозначно, что можно бесконечно размышлять о многоликом облике человеческой души. Вдумайтесь в слова великого мудреца:



Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно.

Вот последняя правда, открытая мной.






Приложение 1.





Бланк для игры «Ассоциации»


лето утро ночь зима день юг осень юность весна зрелость вечер молодость старость ветер холод обед надежда воздух огонь восток завтрак юг надежда север ужин запад солнце




Приложение 2.

БЧас общения «Сотвори добро»ланк для игры «Пройди сквозь волшебное зеркальце»


красота слабость

сила тьма

злость доброта

свет уродство

любовь смерть

жизнь ненависть

дружба вражда






Приложение 3.

«Маленький принц»

(театрализованное представление)


А. Я жил одиноким, и не было у меня никого, с кем я мог бы по-настоящему поговорить до аварии, случившейся в Сахаре. Представьте себе, как я удивился, когда на рассвете меня разбудил чей-то дивный голосок.

М.П. Пожалуйста…нарисуй мне барашка.

А. Что?

М.П. Нарисуй мне барашка.

А. А… что ты здесь делаешь?

М.П. (тихо) Пожалуйста нарисуй мне барашка. Молодого, чтобы долго жил и маленького, потому что у меня дома все маленькое.

А. Вот тебе барашек.

М.П. Спасибо. А что он будет есть?

А. Он ест все, что попадется.

М.П. Даже цветы с колючками?

А. Да. Даже цветы с колючками.

М.П. А зачем цветам колючки?

А. Наверное цветы выпускают их от злости.

М.П. Я тебе не верю. Цветы слабенькие, они простодушные. Думают, что с колючками они страшные. А ты, ты говоришь, как взрослые. Там, откуда я прибыл, есть особенный цветок… мой цветок. Он самый прекрасный.

А. Очень скоро я узнал о его цветке. Он был не такой, как другие цветы.

Она была страшная кокетка и хотела появиться во всем сиянии своей красоты. Наконец, однажды утром, она появилась.

Р. Ох, я едва проснулась! Извините, я еще совсем растрепанная.

М.П. Как вы прекрасны!

Р. Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне.

М.П. (поливает) Пейте.

Р. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

М.П. На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.

Р. Я не трава.

М.П. Простите меня.

Р. Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы. А когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…

М.П. Надо же. Какие познания о других мирах.

Р. Кхе-кхе, где же ширма?

М.П. Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать.

***

М.П. Вот такой была моя Роза. Мне не надо было ее слушать. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь, я не должен был бежать. За этими хитростями надо было угадать нежность. Но я был слишком молод, еще не умел любить.

***

М.П. Прощайте!

Р. Я была глупой. Прости меня и постарайся быть счастливым… Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Постарайся быть счастливым.

***

Л. Я - Лис.

М.П. Поиграй со мной. Мне так грустно.

Л. Я не могу с тобой играть. Я не приручен.

М.П. А что значит приручить?

Л. Это давно забытое понятие. Оно означает создать узы. Если ты меня приручишь, мы станем нужными друг другу. Ты будешь для меня один в целом свете.

М.П. Я начинаю понимать. Есть одна Роза… Наверное, она меня приручила.

Л. А моя жизнь однообразна и мне немного грустно. Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озариться. Пожалуйста… приручи меня.

М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи…

Л. Узнать можно только то, что приручишь.

М.П. А что для этого надо делать?

ЛЧас общения «Сотвори добро». Будь очень терпеливым. Приходи на встречу в одно и то же время. Я должен знать, на какое время готовить свое сердце.

М.П. Так я приручил лиса. И когда настало время прощаться, лис сказал:

Л. Я буду плакать по тебе.

М.П. Ты сам виноват. Я не хотел, чтобы тебе было больно. Выходит тебе от этого плохо.

Л. Нет, мне хорошо. Я открою тебе одну тайну: твоя Роза - единственная в мире, она необыкновенная. Прощай! Вот мой секрет. Он очень прост: Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты в ответе за свою Розу.

М.П. Я в ответе за мою Розу.

Приложение 4.

красота

уродство

любовь

жизнь

сила

слабость

радость

горе

нежность

гордость

злость

доброта

дружба

вражда

смерть

бессмертие

жестокость

ненависть

великодушие

© 2010-2022