- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на методическом объединении Современные средства информации и коммуникации и их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения
Выступление на методическом объединении Современные средства информации и коммуникации и их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усоева Н.В. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Современные средства информации и коммуникации:
их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения"
Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации. Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, приспособления для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории. Основными СМК в современном обществе, являются СМИ - это газеты, радио, телевидение. Информационная революция изменила их, а также формы и содержание медиа-продукции и медиа-среды, способствовала появлению принципиально нового канала коммуникации - Интернета. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни. Как все новое, компьютеризация несет и новые проблемы: влияние компьютера и телефона на здоровье детей, образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. Использование этих вещей вызывает много споров, сомнений среди учителей, родителей. Компьютеры и телефоны так вписались в нашу жизнь, что любое новое дело замышляется непременно с их участием. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, образования. Умение обращаться с ним стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. Однако, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же делать: разрешать или запрещать общение с «металлическим другом»? Как же правильно использовать компьютер, соблюдая девиз "Не навреди"? Проблема "Компьютер и здоровье" затрагивает очень многие аспекты: игромания, излучение от компьютера, влияние на зрение, сидячий образ жизни и испорченная осанка и т.д. Давайте попробуем проанализировать «плюсы» и «минусы» увлечения компьютером и телефоном. Мы живем в мире новых технологий. Они входят практически во все сферы человеческой деятельности, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных компьютерных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени - жизненная необходимость сегодняшнего дня. За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Они проникают, и весьма эффективно во все сферы деятельности человека. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход мысли вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в обучении. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: преподавателей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя. Компьютер сам по себе предоставляет множество возможностей, о которых прежде могли лишь мечтать. Возьмем, к примеру, возможность печатать текст или совершенно самостоятельно вносить в него изменения, корректировать, верстать; или возможность сканировать и затем читать книгу или пользование электронной почтой и телетекстом, что было раньше невозможно; или возможность держать и манипулировать обширными архивами разного рода данных и т.д., - все это значительно расширяет возможности преподавателей и учащихся, значительно повышает их интеллект, тем самым выводит их на качественно новый уровень обучения. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам ее преодоления, к организации своей деятельности. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Компьютерные технологии предполагают личностное общение учителя-воспитателя с учеником, основываются на чувствах, переживаниях, эмоциях. Они не заменяют учителя, а дают ему в руки могучий и универсальный инструмент, расширяющий возможности и учителя, и ученика. Рассмотрим возможности, которые дают практикующим учителям и учащимся, компьютерные технологии, доступны любому человеку: Поиск информации - можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях. Хранение информации - позволяет накапливать фотоальбомы в электронном виде; творческих работ учащихся и учителей в электронном виде; видеоархив; сайт; и т.д. Обработка информации - создание базы данных сотрудников и воспитанников, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной и воспитательной деятельности. Представление информации - презентации и другие демонстрационные формы, создание видео фильма, издательская деятельность и т.д. Средство коммуникации - сайт, почта, форум, телеконференции и т.п. Далее. Многие из нас не представляют своей жизни без телефона. Вряд ли сейчас встретишь человека, у которого нет сотого телефона. Современные сотовые телефоны компактные, усовершенствованные. С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат - это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоотрывки; экран телефона стал цветным, а звонки - полифоническими. Первоначально мобильные телефоны служили лишь для передачи речи, но затем были введены и другие сервисы - теперь Вы можете с помощью телефона отснять фото или даже видеоролик и отправить своим знакомым. Технология GPRS обеспечивает скоростной обмен данными с Интернетом и позволяет использовать телефон как модем для КПК, ноутбука или настольного компьютера. Некоторые мобильные телефоны оснащены MP3-плеером, так что проблемы поиска свежих мелодий для них не существует. Как правило, на мобильный телефон можно записать встроенным диктофоном звук и поставить его на звонок. Мелодию на телефон проще всего скачать с WAP-сайта. Если такой возможности нет, то простую монофоническую мелодию можно получить с помощью МMS-сообщения. Предоставление компаниями широкополосной связи расширяет возможности для получения самой разнообразной информации. Если б в мобильных телефонах не было игр, то у скольких людей не было бы мобильных телефонов! Со временем мобильные телефоны стали не только средством связи, но и предметом роскоши, модным аксессуаром. Положительные свойства мобильного телефона
- Мобильный телефон покупается ребенку родителями, которые хотят иметь возможность контролировать свое чадо. Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребенком.
- У мобильного телефона есть полезная функция напоминаний. Если ребенок расторможен, несобран или просто мал и функции самоконтроля у него еще не развиты, телефон может напомнить о неотложных делах.
- Великая сила телефона - снижение опасности для ребенка. Если родители научили в критических или в экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами, риск угрозы жизни малыша значительно снижается.
- Еще одна интересная функция - возможность знакомиться друг с другом. Например, в школе поводом для знакомства и общения может стать модель телефона.
- С одной стороны, мобильный телефон снижает риск жизни, с другой - повышает. Телефон могут украсть, тем более, что дети любят хвастаться своими игрушками, книжками, велосипедами, мобильниками. В данном случае мобильник - средство провокации. И чем такая провокация может закончиться - неизвестно.
- В подростковой группе мобильный телефон - своеобразный показатель социального статуса. Причем, зависит не от собственных достижений ребенка в учебе, спорте или хобби, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
- Мобильный телефон - дополнительная статья расхода в семье, особенно если ребенок не может контролировать свои разговоры.
- Мобильник ограничивает способности ребенка к адаптации и общению. Мир ребенка сейчас часто сужен вокруг компьютера, Интернета, мобильника, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения.
- Используйте сотовую связь лишь в случае крайней необходимости.
- Сократите продолжительность разговоров.
- Делайте перерывы не менее 15 минут между разговорами.
- С близкими и друзьями общайтесь не по телефону или компьютеру, а непосредственно.
- Работа на компьютере для ученика младших классов не более 40 минут в день.
- Провести в начальных классах ряд классных часов, родительских собраний, посвященных последствиям злоупотребления сотовыми телефонами с участием медицинских работников.
- Практически все ученики имеют телефон и считают, что он удобен в использовании.
- Используют все функции телефона, но предпочтение отдают разговорам по телефону.
- Для многих телефон ежедневная необходимость, но мало учеников знают о вреде сотовых телефонов.
- Большая часть опрошенных имеют компьютер.
- Только 15% учеников проводят за компьютером более 3-х часов.
- Дети в равной степени интересуются учебными материалами, играми, социальными сетями при работе с компьютером.
- Ребята достаточно времени проводят на свежем воздухе , занимаются спортом , читают книги , но есть и такие, которые не гуляют вообще (3% ) и 5% ребят не занимаются физическими упражнениями.
Приложение
Анкета№1 1. Есть ли у Вас сотовый телефон?
Да Нет
- Считаете ли Вы удобным его наличие?
Да Нет
3. Для чего Вы больше используете телефон? А. для разговоров с друзьями и родными Б. для игр В. для прослушивания музыки Г. для всего вышеперечисленного 4. Могли бы Вы обойтись месяц без телефона? Да Нет 5. Информирован ли ты о вреде, который наносит использование сотового телефона? А. Да, я полностью информирован Б. Я частично информирован В. Я не информирован
Анкета №2 1. Есть ли у тебя компьютер? а) Да б) Нет
- Сколько времени в день ты проводишь у компьютера?
- Какая информация в компьютере интересует тебя больше всего?
- Чем бы ты занялся в свободное время, если бы у тебя не было компьютера?
а) Чтением книг б) Прогулкой на свежем воздухе в) Спортом г) Просмотром телевизора д) Чем - то другим
- Есть ли у тебя сотовый телефон?
- Для чего тебе нужен сотовый телефон?
- Сколько времени в день ты гуляешь на свежем воздухе?
- Сколько времени в день ты занимаешься спортом, физическими упражнениями?
10