• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на методическом объединении Современные средства информации и коммуникации и их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения

Выступление на методическом объединении Современные средства информации и коммуникации и их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Современные средства информации и коммуникации:

их влияние на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения"



Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации. Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, приспособления для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории. Основными СМК в современном обществе, являются СМИ - это газеты, радио, телевидение. Информационная революция изменила их, а также формы и содержание медиа-продукции и медиа-среды, способствовала появлению принципиально нового канала коммуникации - Интернета. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни. Как все новое, компьютеризация несет и новые проблемы: влияние компьютера и телефона на здоровье детей, образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. Использование этих вещей вызывает много споров, сомнений среди учителей, родителей. Компьютеры и телефоны так вписались в нашу жизнь, что любое новое дело замышляется непременно с их участием. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, образования. Умение обращаться с ним стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. Однако, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же делать: разрешать или запрещать общение с «металлическим другом»? Как же правильно использовать компьютер, соблюдая девиз "Не навреди"? Проблема "Компьютер и здоровье" затрагивает очень многие аспекты: игромания, излучение от компьютера, влияние на зрение, сидячий образ жизни и испорченная осанка и т.д. Давайте попробуем проанализировать «плюсы» и «минусы» увлечения компьютером и телефоном. Мы живем в мире новых технологий. Они входят практически во все сферы человеческой деятельности, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных компьютерных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени - жизненная необходимость сегодняшнего дня. За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Они проникают, и весьма эффективно во все сферы деятельности человека. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход мысли вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в обучении. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: преподавателей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя. Компьютер сам по себе предоставляет множество возможностей, о которых прежде могли лишь мечтать. Возьмем, к примеру, возможность печатать текст или совершенно самостоятельно вносить в него изменения, корректировать, верстать; или возможность сканировать и затем читать книгу или пользование электронной почтой и телетекстом, что было раньше невозможно; или возможность держать и манипулировать обширными архивами разного рода данных и т.д., - все это значительно расширяет возможности преподавателей и учащихся, значительно повышает их интеллект, тем самым выводит их на качественно новый уровень обучения. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам ее преодоления, к организации своей деятельности. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Компьютерные технологии предполагают личностное общение учителя-воспитателя с учеником, основываются на чувствах, переживаниях, эмоциях. Они не заменяют учителя, а дают ему в руки могучий и универсальный инструмент, расширяющий возможности и учителя, и ученика. Рассмотрим возможности, которые дают практикующим учителям и учащимся, компьютерные технологии, доступны любому человеку: Поиск информации - можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях. Хранение информации - позволяет накапливать фотоальбомы в электронном виде; творческих работ учащихся и учителей в электронном виде; видеоархив; сайт; и т.д. Обработка информации - создание базы данных сотрудников и воспитанников, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной и воспитательной деятельности. Представление информации - презентации и другие демонстрационные формы, создание видео фильма, издательская деятельность и т.д. Средство коммуникации - сайт, почта, форум, телеконференции и т.п. Далее. Многие из нас не представляют своей жизни без телефона. Вряд ли сейчас встретишь человека, у которого нет сотого телефона. Современные сотовые телефоны компактные, усовершенствованные. С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат - это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоотрывки; экран телефона стал цветным, а звонки - полифоническими. Первоначально мобильные телефоны служили лишь для передачи речи, но затем были введены и другие сервисы - теперь Вы можете с помощью телефона отснять фото или даже видеоролик и отправить своим знакомым. Технология GPRS обеспечивает скоростной обмен данными с Интернетом и позволяет использовать телефон как модем для КПК, ноутбука или настольного компьютера. Некоторые мобильные телефоны оснащены MP3-плеером, так что проблемы поиска свежих мелодий для них не существует. Как правило, на мобильный телефон можно записать встроенным диктофоном звук и поставить его на звонок. Мелодию на телефон проще всего скачать с WAP-сайта. Если такой возможности нет, то простую монофоническую мелодию можно получить с помощью МMS-сообщения. Предоставление компаниями широкополосной связи расширяет возможности для получения самой разнообразной информации. Если б в мобильных телефонах не было игр, то у скольких людей не было бы мобильных телефонов! Со временем мобильные телефоны стали не только средством связи, но и предметом роскоши, модным аксессуаром. Положительные свойства мобильного телефона

  • Мобильный телефон покупается ребенку родителями, которые хотят иметь возможность контролировать свое чадо. Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребенком.
  • У мобильного телефона есть полезная функция напоминаний. Если ребенок расторможен, несобран или просто мал и функции самоконтроля у него еще не развиты, телефон может напомнить о неотложных делах.
  • Великая сила телефона - снижение опасности для ребенка. Если родители научили в критических или в экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами, риск угрозы жизни малыша значительно снижается.
  • Еще одна интересная функция - возможность знакомиться друг с другом. Например, в школе поводом для знакомства и общения может стать модель телефона.
Отрицательные свойства мобильного телефона
  • С одной стороны, мобильный телефон снижает риск жизни, с другой - повышает. Телефон могут украсть, тем более, что дети любят хвастаться своими игрушками, книжками, велосипедами, мобильниками. В данном случае мобильник - средство провокации. И чем такая провокация может закончиться - неизвестно.
  • В подростковой группе мобильный телефон - своеобразный показатель социального статуса. Причем, зависит не от собственных достижений ребенка в учебе, спорте или хобби, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
  • Мобильный телефон - дополнительная статья расхода в семье, особенно если ребенок не может контролировать свои разговоры.
  • Мобильник ограничивает способности ребенка к адаптации и общению. Мир ребенка сейчас часто сужен вокруг компьютера, Интернета, мобильника, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения.
Таким образом, на основании проведенных исследований, анализе прочитанной литературы, я могу сделать вывод, что большинство школьников не представляют своей жизни без телефонов и компьютеров. При этом они практически не информированы о последствиях злоупотребления сотовым телефоном. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера в жизни современного школьника возможно и необходимо. Компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, развивают ребенка всесторонне, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить настойчивость и последовательность. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено с детьми сразу. Ученикам в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может доставить массу проблем. Я надеюсь, что каждый будет искать золотую середину в общении с компьютером, и получит не механического противника, а друга, помогающего решать различные задачи. Компьютер - враг тогда, когда он единственный друг… Для улучшения существующей ситуации необходимо проводить регулярную просветительскую работу среди учащихся и их родителей с целью доведения до их сведения негативных последствий использования сотовых телефонов. Информацию и материалы работы можно использовать на классных часах и родительских собраниях. Рекомендации:
  • Используйте сотовую связь лишь в случае крайней необходимости.
  • Сократите продолжительность разговоров.
  • Делайте перерывы не менее 15 минут между разговорами.
  • С близкими и друзьями общайтесь не по телефону или компьютеру, а непосредственно.
  • Работа на компьютере для ученика младших классов не более 40 минут в день.
  • Провести в начальных классах ряд классных часов, родительских собраний, посвященных последствиям злоупотребления сотовыми телефонами с участием медицинских работников.
Выводы по результатам анкетирования (Анкеты 1, 2 см. в Приложении)
  • Практически все ученики имеют телефон и считают, что он удобен в использовании.
  • Используют все функции телефона, но предпочтение отдают разговорам по телефону.
  • Для многих телефон ежедневная необходимость, но мало учеников знают о вреде сотовых телефонов.
  • Большая часть опрошенных имеют компьютер.
  • Только 15% учеников проводят за компьютером более 3-х часов.
  • Дети в равной степени интересуются учебными материалами, играми, социальными сетями при работе с компьютером.
  • Ребята достаточно времени проводят на свежем воздухе , занимаются спортом , читают книги , но есть и такие, которые не гуляют вообще (3% ) и 5% ребят не занимаются физическими упражнениями.
Изучив психолого-педагогическую, социальную и правовую литературу по проблеме, выясняется что теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается соматическая функция коры. Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность органов чувств. Возрастные изменения темперамента, несомненно, находятся в прямой зависимости от хода созревания и развития организма ребёнка, прежде всего мозговых основ психики, свойств нервной системы. Детей отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обусловливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны для детских возрастов также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость. Весьма обычны стремительные переходы от горестных слёз к улыбке, веселью. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности ребёнка К.Д. Ушинский писал: "Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет, лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы". Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся в современной эстраде, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор. Главным проводником в мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который поможет учащимся начальной школы разобраться в современной эстраде. Почему же дети становятся более агрессивными? Есть такая психологическая особенность ребенка. Действия взрослого воспринимаются им как правило, и ребенку легче скопировать поведение, чем вникнуть в смысл правильности слов человека. И если вы с ребенком будете перебегать дорогу в неположенном месте, то и, вырастя, он тоже так будет делать, даже зная правила, но это входит в его сознание уже плотно и не поддается коррекции. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, их меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка. Часто наблюдается и такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры часто склонны к беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть и т.д. К сожалению, наше телевидение значительное время посвящает агрессии и насилию, что приводит к росту агрессии у детей и часто приводит к беспричинным страхам. Проблема защиты детей от агрессивного негативного воздействия российских средств массовой информации является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение. Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Таким образом, рекомендации для родителей и учителей по учёту контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребёнка, на мой взгляд, могут способствовать снижению степени влияния СМИ на развитие ребёнка, а также повышению уровня патриотического и нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Приложение

Анкета№1 1. Есть ли у Вас сотовый телефон?


Да Нет

  1. Считаете ли Вы удобным его наличие?


Да Нет

3. Для чего Вы больше используете телефон? А. для разговоров с друзьями и родными Б. для игр В. для прослушивания музыки Г. для всего вышеперечисленного 4. Могли бы Вы обойтись месяц без телефона? Да Нет 5. Информирован ли ты о вреде, который наносит использование сотового телефона? А. Да, я полностью информирован Б. Я частично информирован В. Я не информирован

Анкета №2 1. Есть ли у тебя компьютер? а) Да б) Нет

  1. Сколько времени в день ты проводишь у компьютера?
а) 1 час б) 2 часа в) 3часа и более
  1. Какая информация в компьютере интересует тебя больше всего?
а) Игры б) Социальные сети в) Учебные материалы
  1. Чем бы ты занялся в свободное время, если бы у тебя не было компьютера?


а) Чтением книг б) Прогулкой на свежем воздухе в) Спортом г) Просмотром телевизора д) Чем - то другим
  1. Есть ли у тебя сотовый телефон?
а) Да б) Нет
  1. Для чего тебе нужен сотовый телефон?
а) Играть б) Звонить в) Заходить в социальные сети
  1. Сколько времени в день ты гуляешь на свежем воздухе?
а) Совсем не гуляю б) 30 минут в) 1 час и более
  1. Сколько времени в день ты занимаешься спортом, физическими упражнениями?
а) Совсем не занимаюсь б) 30 минут в) 1 час и более









10


© 2010-2022