Конспект урока по окружающему миру на тему Человек и общество. Государство

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир. 4 класс. Система Л.В.Занкова.

Тема: Человек и общество. Государство. Цель: создать условия для формирования представления о зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире. Ожидаемые результаты: Предметные: иметь представление о развитии человеческого общества, дать определения понятиям «общество», «государство». Метапредметные: Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: общеучебные - уметь участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; логические - осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения. Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания. Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии, толковый словарь С.И.Ожегова, учебники «Мы и окружающий мир», рабочая тетрадь, планшеты с ресурсами Интернет.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

(Слайд № 1)

- Здравствуйте. Садитесь. Что вы ждёте сегодня от урока?

- Как думаете, что нужно, чтобы у нас всё получилось?

- Вы назвали не всё, что нам нужно на уроке. А что это мы узнаем чуть позже. А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом.

Дети высказывают свои предположения.

- Быть внимательным, не отвлекаться… и т.д.

Личностные: самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение».

II. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы с вами будем работать в группах, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать

- На столах лежат конверты, возьмите их, достаньте задание, прочитайте, выполните в группе.

- У кого какие слова получились?

- Составьте логическую цепочку из данных слов. (это и будет тема нашего урока)

- Объясните свою позицию, почему так расставили?

Дети высказываются.

-Дети в группах выполняют задание.

Дети высказываются.

Познавательные: анализ.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: управление поведением партнёров, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция).

III. Постановка учебной задачи.

- Тогда Цель урока: Продолжите предложения:

- Узнать - понятия, как связаны между собой

- Как будем узнавать - из источников, свои знания

- Зачем - от наших знаний зависит какое будет общество и государство в котором мы живем (подсказка - два рисунка)

Дети высказывают свои предположения.

На доске появляется изображение первобытного общества и современного

Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, формулировка проблемы. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно)

IV. «Открытие» нового знания.

- Прочитайте отрывок, назовите произведение и автора (Редьярд Киплинг «Книга джунглей или Маугли»)

- Что вы можете рассказать об этом герое, где он жил, кем воспитывался?

- Скажите, как вы думаете это могло произойти в реальной жизни или это все таки выдумка автора?

- Информация о детях воспитанных животными. Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных. Среди них встречаются «дети-леопарды», «дети-обезьянки», «дети-газели», «дети-волки».

  • Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Германии.

До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.

  • В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.

  • Дети-маугли - это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад.
  • Животные фактически спасли им жизнь, обучая их своим повадкам и навыкам выживания.

- Подумайте и скажите, как могла сложиться дальше их жизнь. Будут ли различаться дети воспитанные животными и живущие с людьми? Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих? (подсказка - как росли вы)

- Сделайте вывод, как окружающий мир влияет на развитие человека?

Дети читают, высказывают предположения

Дети высказывают свои предположения.





Дети обсуждают в группах, высказывают предположения

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий).

Физ. минутка.

V. Закрепление учебного материала.

- Работа по группам: (каждая группа готовит ответы на свои вопросы)

- Возьмите листы с заданием, внимательно прочтите, распределите работу в группе.

- Выступление групп с фиксацией определений на доске.

Дети распределяют задания в группах обсуждают, выступают с результатами

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

VI. Информация домашнего задания

- Откройте дневники запишите домашнее задание стр.98 (1 или 2 задание по выбору), закройте дневники, познакомьтесь с заданием в учебниках, у кого есть вопросы?

- Отметки за урок.

Дети записывают домашнее задание, задают вопросы, уточняют информацию

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к нашей теме урока, которая состоит из понятий, может кому-то захотелось дополнить ее, или поменять последовательность понятий?

- Работа в группах: на листах записаны данные понятия, покажите их связи между собой при помощи стрелок. Свои результаты группы вывешивают на доске и обсуждают.

- Вернемся к нашим целям урока. Узнали понятия из источников, зачем же нам необходимы знания об окружаемом нас мире?

- Вывод: от знаний накопленных человеком, зависит устройство общества и государства, а значит и достойная жизнь для каждого человека. - У вас на столах есть таблички, подпишите, заполните, и сдайте.

Задание для каждой группы записано на листе.

Дети работают на специально приготовленных листах.

Дети демонстрируют у доски свои работы.

Дети высказываются.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Формирование умения проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Приложения. Задание № 1 У каждой группы есть конверты, в которых разрезаны слова по буквам, нужно составить слово 1 - человек 2- общество 3- государство Задание № 2 1 - Что такое - общество? (найти определение и записать на листе) - можем ли мы назвать племена древних людей обществом. Почему? - как связаны между собой человек и общество? 2 - Как вы думаете, что является основой современного общества? (учебник стр. 96-97) - как связаны между собой семья и общество? 3 - Что такое - государство? (найдите определение и запишите на листе) - Какие государства вы знаете. Сравните их территории (на карте). - на что опирается власть государства, что такое налоги, для чего их собирают (учебник стр.98)

- как связаны между собой общество и государство?

Задание №3

Человек ------общество------государство - взаимосвязаны

Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял



© 2010-2022