- Преподавателю
- Начальные классы
- Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юрченко О.А. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Юрченко Олеся Артуровна учитель математики
МБОУ «Немировская средняя общеобразовательная
школа» Кормиловского муниципального района
Омской области
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе.
В педагогическом процессе формирование творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка- это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.[5,256] Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании.[3,6] Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.[1,206] Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:
- занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;
- стимулирует поисковую деятельность;
- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;
- оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;
- способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.[2,240]
- делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
- создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
- обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;
- способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
- оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.[4,248]
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1991-206 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1995 - 240 с.
- Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество - 2005 - №2, с.6-10.
- Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 248с.
- Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пос. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.