Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектной деятельности

в начальных классах

(информационно-описательный мастер-класс)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра начального общего образлвания






Использование проектной деятельности

в начальных классах

(информационно-описательный мастер-класс)

Исполнитель:

Сафина Екатерина Алексеевна,

учитель начальных классов МОУ «Новостроевская СОШ» Кемеровского муниципального района Кемеровской области

Консультант:

Черемисина Варвара Геннадьевна,

к.п.н., доцент

Кемерово 2010

Пояснительная записка Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Современный педагог, ищущий новые эффективные средства обучения и воспитания, не обходит своим вниманием метод проектной деятельности, так как он имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением:

  • предоставляет участникам возможность работать в индивидуальном темпе и использовать свои сильные стороны, т.е. сохраняет здоровье и обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика;
  • школьники не просто механически приобретают знания, а накапливают собственный интеллектуальный опыт и, следовательно, учатся не столько выполнять указания, сколько самостоятельно решать проблемы.
Таким образом, проектная деятельность учащихся является одним из важнейших направлений модернизации современного образования и всё больше признаётся его неотъемлемой частью.

Конспект мастер-класса Цель: описание содержания и организации проектной деятельности учащихся Задачи:

  1. дать понятие «учебный проект как метод обучения»;
  2. показать типологию учебных проектов;
  3. познакомить с основными этапами работы над проектом;
  4. показать некоторые особенности организации проектной деятельности в начальной школе;
  5. поделиться опытом работы по данной теме.

Ход

Слайд 2: В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:

Слайд 3:

  • проблематизация;
  • целеполагагние;
  • планирование деятельности;
  • рефлексия и самоанализ;
  • презентация и самопрезентация;
  • а также поиск информации;
  • практическое применение академических знаний;
  • самообучение;
  • исследовательская и творческая деятельность.
Организуя проектную деятельность учащихся, нужно помнить о ряде обстоятельств, которые необходимо обязательно учитывать:
  1. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определённый исходный (пусть даже минимальный) уровень готовности.
  2. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
  3. Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, т.е. порождать проблему (здесь возникает первичный мотив к деятельности: наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление её преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение её личностным смыслом).
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности:
  • полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот,
  • значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, ребёнка инициативы в работе.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать. Что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Применительно к проектной деятельности её можно проиллюстрировать так:

Слайд 4:

Сегодня

Завтра

Комментарии

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

сам

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах



Если сегодня ребёнок часть работы выполняет сам, а другую (трудную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять самостоятельно.

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классахИнформационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классахИнформационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

сам

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах
Если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, от и завтра он не сможет выполнить подобную работу.

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классахИнформационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классахИнформационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах

вместО

сам

Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классахИнформационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах Если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, о завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу. Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе. Что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели.

Слайд 5: Е.С. Полат предлагает следующую классификацию:

  1. По предметно-содержательной области:
    • монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета, проводятся в рамках классно-урочной системы):
      • литературно-творческие;
      • естественно-научные;
      • экологические;
      • языковые (лингвистические);
      • культуроведческие;
      • спортивные;
      • исторические;
      • музыкальные.
Слайд 6:
  • межпредметные проекты (выполняются исключительно во внеурочное время)
Слайд 7:
  1. По характеру контактов:
    • внутриклассные;
    • внутришкольные;
    • региональные;
    • международные.
Слайд 8:
  1. По характеру координации:
    • с открытой, явной координацией (координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя участников проекта);
    • со скрытой координацией (координатор выступает в роли полноправного участника проекта).
Слайд 9:
  1. По доминирующей деятельности учащихся:
    • практико-ориентированный (нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика);
    • исследовательский (напоминает научное исследование);
    • информационный (направлен на сбор сведений о каком-либо объекте, из проверку, анализ, обобщение с целью предоставления достоверной информации широкой аудитории);
    • творческий, приключенческий, игровой;
Слайд 10:
  1. По продолжительности:
    • мини-проекты (1 урок или его часть);
    • краткосрочные (4-6 уроков);
    • недельные;
    • долгосрочные (годовые);

Слайд 11:
  1. По количеству участников:
    • индивидуальные;
    • групповые;
Слайд 12:
  1. По виду конечного продукта:
    • материальные (модели, макеты, картины, альбомы, фильмы и т.д.);
    • действенные (поход, экскурсия, спектакль, соревнование, выставка, кл. час, концерт и т.д.);
    • письменные (статья, брошюра, рекомендации и т.д.).
В любых методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности предлагается начинать вовлечение детей в проектную деятельность со 2 класса. И дети, которые получили подобный опыт во 204 классах, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена, выражен мотив для работы над проектами, т.к. ребёнок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий мир. Задача взрослых - поддержать детскую любознательность, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребёнка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность - хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Проектная деятельность в начальной школе может проходить в рамках небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определённая специфика. Предметные знания в данном случае понимаются как ряд взаимосвязанных представлений, формирующих у ребёнка единую картину мира. Слайд 13: Общеучебные навыки рассматриваются как универсальный инструмент, используемый ребёнком в его учебной деятельности. К ним относятся:
  1. социальные. Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:
  • умения работать в группе, внимательно относится к другим, делиться материалами, соблюдать очерёдность, принимать и выполнять определённую роль (лидер, исполнитель, оппонент);
  • умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.
  1. коммуникативные. Проектная работа предполагает изучения некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе работы формируются:
  • умение слушать и слышать другого человека, принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  • умение высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
  • умение рассказывать о проделанной работе.
  1. мыслительные (связанные с интеллектуальным актом: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей)
  2. исследовательские. Работа над проектом заставляет ребёнка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведённого исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребёнок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам её оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:
  • формулировать вопросы;
  • планировать свою деятельность;
  • наблюдать предметы и явления;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.
По теме: «Использование проектной деятельности при обучении учащихся начальной школы» работаю третий год. На протяжении этого времени:
  1. изучила методическую литературу, статьи в периодической печати;
  2. прошла обучение на дистанционных курсах повышения квалификации по теме: «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»;
  3. внедрила в практику педагогической деятельности метод проектов;
  4. обобщила опыт работы на районном методическом объединении учителей начальных классов;
  5. создала система внеурочной работы по реализации проектной деятельности в рамках предметов «Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Русский язык», «Музыка»

1 класс

2008-2009 уч. год Творческий проект «Мама - первое слово, главное слово…», выполненный в рамках предметов «Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение»

2 класс

2009-2010 уч. год Информационный, практико-ориентированный проект «Морская флотилия», выполненный в рамках предмета «Технология» Творческий проект «Что означают наши имена», выполненный в рамках предметов «Русский язык», «ИЗО», «Окружающий мир» Творческий проект «Мебель в интерьере» (мебель из спичечных коробков), выполненный в рамках предмета «Технология» Творческий проект «Сочиняем считалки сами», выполненный в рамках предметов «Литературное чтение», «ИЗО» Творческий проект «Письмо Маленькому принцу», выполненный в рамках предмета «Литературное чтение»

3 класс

2010-2011 уч.год Творческий проект «Аквариум» (прищипанные аппликации) в рамках предмета «Технология» Творческий проект «Рыбки» (аппликация из яичной скорлупы) в рамках предметов «Технология» Творческий проект «Очень трудные слова» в рамках предмета «Русский язык»

Список литературы

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта [Текст] / М.Ю. Бухаркина. - М., 2003.
  2. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
Информационно-описательный мастер-класс Использование проектной деятельности в начальных классах
© 2010-2022