Урок русского языка для 2 класса по теме «Родственные слова. Корень слова» (ПНШ)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка «Родственные слова. Корень слова»

2-Д класс

Учитель: Чистая Н.В.


Тип урока: комплексный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Цель: знакомство с понятием «корень слова» Образовательные задачи:

  • Познакомить с понятием «корень слова»;
  • формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
  • находить родственные слова на основе общей части - корня слова;
  • выделять корень слова.
Развивающие задачи:
  • продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;

  • продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;

  • формулировать тему, цель урока.

Воспитательные задачи:

  • расширение кругозора;

  • увеличение словарного запаса;

  • продолжение воспитания в умении работать в паре;


Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;

Регулятивные УУД:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные УУД:
  • умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь выражать свои мысли;
  • договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Оборудование для учителя: презентация по теме «Родственные слова. Корень слова»; карточки со словами «ВЫПИШИ», «ПОДЧЕРКНИ», «ВЫДЕЛИ»; учебник «Русский язык» (1 часть), интерактивная доска.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» (1 часть), ноутбуки (1 на парту), карточки для домашнего задания, сигнальные круги зелёного и красного цвета.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Дети говорят хором, получают эмоциональный настрой, включаются в учебную деятельность.


    Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

    - Что вы видите на доске?

    - Какое задание можно предложить выполнить?

    (Учитель зачёркивает лишние слова).

    - Почему слово будет лишним?

    «Третий лишний»

    Найти в каждой строке лишнее слово.

    Ученики называют лишние слова.

    Слова в строках не будут являться родственными для двух других


      Постановка проблемы

      - Попробуйте определить тему нашего урока.

      - Откройте учебник, с. 95 у.66

      - Какое задание дано к упражнению?

      Прочитаем вслух.

      - Все ли задания мы выполнили? Что ещё нужно выполнить?

      - Таким образом, у нас получился план работы над упражнением.

      Родственные слова

      Узнать что-то новое о родственных словах

      - Прочитать стихотворение.

      (1 ученик читает вслух)

      Выписать слова, подчеркнуть основу, выделить общую часть.


      1. Выпиши слова

      2. Почеркни основу

      3. Выдели общую часть.

      Учащиеся самостоятельно выполняют у.66 с опорой на план

      4.

      «Открытие» нового знания.

      Процессом руководит учитель.

      (Прогностическая оценка)

      - Давайте проверим выполнение задания.

      -Как вы считаете, правильно ли вы выполнили? Оцените себя с помощью сигнальных кругов.

      - А теперь давайте проверим вместе.

      - Что нужно было сделать в первую очередь?

      - Что выполнить дальше?

      - Что потом сделать?

      - Правильно ли мы выполнили задания?

      - Что нам помогло правильно справиться?

      - Что пожелаем детям, которые допустили ошибки?

      - А кто из вас знает, как называется общая часть родственных слов, которую мы обозначили дугой?

      - А какой помощник у нас с вами есть, чтобы узнавать новые правила?

      - Давайте проверим ваше предположение и прочитаем на с.96.

      - Правильно мы предположили?

      - Прочитаем напоминание летучей мыши и узнаем, как называется общая часть.

      - Вернёмся к теме нашего урока и дополним её.

      - Какую цель поставим к нашему уроку?




      Физминутка

      Зеленый - я согласен, я выполнил задание так же.

      Красный - не согласен, у меня по-другому.

      Выписать слова.

      Подчеркнуть основу.

      Выделить общую часть.

      Да

      План работы над упражнением.

      Повторить правило о родственных словах, быть внимательными, следовать плану.

      (Дети могут ответить или не ответить).

      Напоминание летучей мыши.

      1 вариант - говорят «Корень слова»

      1 уч. читает вслух

      Да

      2 вариант - не знают

      Читает вслух 1 уч-ся.

      Родственные слова. Корень слова.

      -Знать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах.

      Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений.




      1). Упражнение 68.

      - Скажите, что нужно сделать?

      - Что вам поможет в выполнении задания?

      - Какой первый шаг?

      - Что потом ещё сделаем?

      Цель задания: различение родственных слов и слов, которые похоже выглядят, но родственными не являются (слова, близкие к омографам). Выполняя это упражнение, дети выпишут родственные слова и не станут выписывать слова ЛЕСКА и ЛЕСТНИЦА. Важно, чтобы они обязательно проговорили, почему считают эти слова лишними. У каждого из них - другое значение, не имеющее отношение к слову ЛЕС. Пусть попытаются сформулировать сами, что же такое леска, для чего она служит; что такое лестница, как она используется.

      - Кто желает проанализировать работу соседа по парте? Что у него получилось и над чем нужно ещё поработать?

      Работают по тому же плану работы с упражнением.

      Взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют по плану с опорой на образец на доске)

      Объясняют, почему слова ЛЕС и ЛЕСКА

      являются лишними.



      Спросить 1 ученика


      Самостоятельная работа в парах.



      2). Работа на ноутбуках, упражнение «Подумай».

      - Посмотрите на слова.

      - Как думаете, какое задание нужно выполнить?

      - Распределите на группы, выделите корень в родственных словах.

      - Какие слова определили в 1 группу? Назовите корень.

      - Какие слова определили во 2 группу? Назовите корень.

      - Какие слова оказались лишними? Почему?

      - Встаньте те пары, у кого нет ошибок.

      - Что вам помогло в выполнении? Расскажите это правило.

      - А кто сомневался при выполнении?

      - Трудно было или нет?

      - В чём были затруднения?

      - Какую цель можем поставить на следующий урок?

      Работают в парах

      Распределить слова на 2 группы


      сказать

      Отвечают ДА или НЕТ

      Могут ответить «работа с компьютером»

      Продолжить учиться находить корень в родственных словах

        Рефлексия учебной деятельности на уроке.

        Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

        - Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к нашей теме и цели урока.

        - Что нового сегодня узнали? Как мы это делали? Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?

        Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения:

        Я узнал (а)…

        Я научился (лась)…

        Я могу научить других…

        - Запишите домашнее задание:

        1). Знать, что такое корень слова на с. 96 (у);

        2). Кто хорошо разобрался с темой - задание на карточке;

        3). Кто ещё сомневается - у. 37 с. 31 (т).

        Спасибо за урок! Успехов!

        Родственные слова. Корень слова.

        - Узнать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах.

        Оценивают свою работу с опорой на слова



        © 2010-2022