- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка для 2 класса по теме «Родственные слова. Корень слова» (ПНШ)
Урок русского языка для 2 класса по теме «Родственные слова. Корень слова» (ПНШ)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чистая Н.В. |
Дата | 22.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка «Родственные слова. Корень слова»
2-Д класс
Учитель: Чистая Н.В.
Тип урока: комплексный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Цель: знакомство с понятием «корень слова» Образовательные задачи:
- Познакомить с понятием «корень слова»;
- формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
- находить родственные слова на основе общей части - корня слова;
- выделять корень слова.
-
продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
-
продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
-
формулировать тему, цель урока.
Воспитательные задачи:
-
расширение кругозора;
-
увеличение словарного запаса;
-
продолжение воспитания в умении работать в паре;
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
- умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли;
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Оборудование для учителя: презентация по теме «Родственные слова. Корень слова»; карточки со словами «ВЫПИШИ», «ПОДЧЕРКНИ», «ВЫДЕЛИ»; учебник «Русский язык» (1 часть), интерактивная доска.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» (1 часть), ноутбуки (1 на парту), карточки для домашнего задания, сигнальные круги зелёного и красного цвета.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Дети говорят хором, получают эмоциональный настрой, включаются в учебную деятельность.
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
- Что вы видите на доске?
- Какое задание можно предложить выполнить?
(Учитель зачёркивает лишние слова).
- Почему слово будет лишним?
«Третий лишний»
Найти в каждой строке лишнее слово.
Ученики называют лишние слова.
Слова в строках не будут являться родственными для двух других
Постановка проблемы
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Откройте учебник, с. 95 у.66
- Какое задание дано к упражнению?
Прочитаем вслух.
- Все ли задания мы выполнили? Что ещё нужно выполнить?
- Таким образом, у нас получился план работы над упражнением.
Родственные слова
Узнать что-то новое о родственных словах
- Прочитать стихотворение.
(1 ученик читает вслух)
Выписать слова, подчеркнуть основу, выделить общую часть.
-
Выпиши слова
-
Почеркни основу
-
Выдели общую часть.
Учащиеся самостоятельно выполняют у.66 с опорой на план
4.
«Открытие» нового знания.
Процессом руководит учитель.
(Прогностическая оценка)
- Давайте проверим выполнение задания.
-Как вы считаете, правильно ли вы выполнили? Оцените себя с помощью сигнальных кругов.
- А теперь давайте проверим вместе.
- Что нужно было сделать в первую очередь?
- Что выполнить дальше?
- Что потом сделать?
- Правильно ли мы выполнили задания?
- Что нам помогло правильно справиться?
- Что пожелаем детям, которые допустили ошибки?
- А кто из вас знает, как называется общая часть родственных слов, которую мы обозначили дугой?
- А какой помощник у нас с вами есть, чтобы узнавать новые правила?
- Давайте проверим ваше предположение и прочитаем на с.96.
- Правильно мы предположили?
- Прочитаем напоминание летучей мыши и узнаем, как называется общая часть.
- Вернёмся к теме нашего урока и дополним её.
- Какую цель поставим к нашему уроку?
Физминутка
Зеленый - я согласен, я выполнил задание так же.
Красный - не согласен, у меня по-другому.
Выписать слова.
Подчеркнуть основу.
Выделить общую часть.
Да
План работы над упражнением.
Повторить правило о родственных словах, быть внимательными, следовать плану.
(Дети могут ответить или не ответить).
Напоминание летучей мыши.
1 вариант - говорят «Корень слова»
1 уч. читает вслух
Да
2 вариант - не знают
Читает вслух 1 уч-ся.
Родственные слова. Корень слова.
-Знать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах.
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
1). Упражнение 68.
- Скажите, что нужно сделать?
- Что вам поможет в выполнении задания?
- Какой первый шаг?
- Что потом ещё сделаем?
Цель задания: различение родственных слов и слов, которые похоже выглядят, но родственными не являются (слова, близкие к омографам). Выполняя это упражнение, дети выпишут родственные слова и не станут выписывать слова ЛЕСКА и ЛЕСТНИЦА. Важно, чтобы они обязательно проговорили, почему считают эти слова лишними. У каждого из них - другое значение, не имеющее отношение к слову ЛЕС. Пусть попытаются сформулировать сами, что же такое леска, для чего она служит; что такое лестница, как она используется.
- Кто желает проанализировать работу соседа по парте? Что у него получилось и над чем нужно ещё поработать?
Работают по тому же плану работы с упражнением.
Взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют по плану с опорой на образец на доске)
Объясняют, почему слова ЛЕС и ЛЕСКА
являются лишними.
Спросить 1 ученика
Самостоятельная работа в парах.
2). Работа на ноутбуках, упражнение «Подумай».
- Посмотрите на слова.
- Как думаете, какое задание нужно выполнить?
- Распределите на группы, выделите корень в родственных словах.
- Какие слова определили в 1 группу? Назовите корень.
- Какие слова определили во 2 группу? Назовите корень.
- Какие слова оказались лишними? Почему?
- Встаньте те пары, у кого нет ошибок.
- Что вам помогло в выполнении? Расскажите это правило.
- А кто сомневался при выполнении?
- Трудно было или нет?
- В чём были затруднения?
- Какую цель можем поставить на следующий урок?
Работают в парах
Распределить слова на 2 группы
сказать
Отвечают ДА или НЕТ
Могут ответить «работа с компьютером»
Продолжить учиться находить корень в родственных словах
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к нашей теме и цели урока.
- Что нового сегодня узнали? Как мы это делали? Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?
Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения:
Я узнал (а)…
Я научился (лась)…
Я могу научить других…
- Запишите домашнее задание:
1). Знать, что такое корень слова на с. 96 (у);
2). Кто хорошо разобрался с темой - задание на карточке;
3). Кто ещё сомневается - у. 37 с. 31 (т).
Спасибо за урок! Успехов!
Родственные слова. Корень слова.
- Узнать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах.
Оценивают свою работу с опорой на слова