- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Когда наступит лето? (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру Когда наступит лето? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева А.Г. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Когда наступит лето?
Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности. Цель урока: сформировать представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года. Тип урока: решение частных задач. Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная. Задачи: Образовательные задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
- Дать представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности.
- Учить выделять характерные признаки времён года.
- Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия
(УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Когда наступит лето?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : viki.rdf.ru/item/1272 Оборудование и средства обучения:
- Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.
-
Окружающий мир. 1 класс: Р.Т. № 2. А.А. Плешаков. М.«Просвещение»2015г.
-
Карточки с названиями дней недели
-
Картинки с Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой
-
Плакат «Времена года»
-
Конверты с загадками
-
Игрушка «Мишки»
-
Игрушка «Снеговик»
-
Мелодия скрипа снега под ногами
-
Карточки с загадками «Времена года»
-
Презентация к уроку «Когда наступит лето?»
-
Карточки для физкультминутки
-
Большое сердце и маленькие сердечки
-
Призы смайлики
Ход урока:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Эмоциональный настрой 1 Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; Коммуникативные работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.
Регулулятивные Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану;
ΙΙ. Актуализация знаний
А начнём урок с загадки. Жду я ваши тут отгадки. Думайте не торопясь Что загадать я собралась. Это насекомое в книге поселилось И вопросов у него к нам много накопилось. (Муравей вопросик.) Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья. -Отгадайте загадку Муравьишки: Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний- Появляется передний. (Дни недели) Игра: - Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели. Игра «Неделька, стройся»:
-Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.
ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.
-Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт. -Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами). Проигрывается мелодия скрип снега. -А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости? Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика. -Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик) -Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы). -Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять). А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть) -А когда же потеплеет (весной, летом). -Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?) -Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.) -Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года. -Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске. Расположите цифры в порядке возрастания. Как только выполните это задание, мы узнаем, о каких временах года мы забыли сказать. 3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке. 1-З 1-О 1-В 2-И 2-С 2-Е 3-М 3-Е 3-С 4-А 4-Н 4-Н 5-Ь 5-А -Назовите эти времена года ещё раз. -Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? -Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10. -Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
ΙV. Применение нового знания
-Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето? -А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе). Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи. -А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать? Четыре ковра рукодельницы ткут, Один за другим их на землю кладут. Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый. Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? -Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года). -А какое сейчас время года? (Зима) -Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень) -Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их? Слайд 1-2 -Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год). -Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна) Слайды 3-4 - Назовите основные признаки каждого времени года. -Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?) -Можем ли мы ответить на его вопрос? -Когда наступит лето? (После весны) -А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок? -Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев». Слайд 5 Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев» - Кто вспомнит сказку и расскажет, почему месяцам пришлось поменяться местами? (Ответы детей) -Отгадайте загадку: 12 братьев Разно называются И разными делами Занимаются. (месяцы). -Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12) -Прочитайте их названия по цепочке. -А сколько месяцев в каждом времени года? (три) Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние. Слайды 6-17 (Месяца)
Физкультминутка А теперь давайте поиграем и немного отдохнём. -Я предлагаю разделиться на 3 группы по рядам. Итак, каждому ряду я дам задание на карточках. Вы, прочитав эти карточки, должны показать один из видов детских игр и забав. А остальные ребята стараются угадать, о какой забаве идёт речь. Зима-катание на коньках Лето-купание в речке Осень- бег по лужам. Дети группами по очереди выходят к доске и демонстрируют каждый свою забаву. - Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (работа в парах). Муравей. - Ребята, я нарисовал картинки в учебнике (с. 11). Очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что я что-то напутал. Помогите мне. - Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? 1-я ошибка - зимой не цветут цветы. 2-я ошибка - весной не растут яблоки. 3-я ошибка - летом не катаются на коньках. 4-я ошибка - осенью птицы не выводят птенцов. -Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради. -Посмотрите задание №1. стр. 9. -Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в правильном порядке. -Картинку с каким временем года нужно наклеить первой? -Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте. -Задание №2. -Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются? Дорисуйте по одному предмету одежды к каждому времени года. -Посмотрите задание №4 -Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили? -С какого месяца начинается год? (С января) -Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично расставляем цифры
Над остальными месяцами.
V. Итог урока
Игра «Бывает - не бывает»
- Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
-Хитрые вопросы:
-Что дольше длиться ? 12 мес. или один год?
-7 дней или неделя? Слайд 18
-Посмотрите на доску и продолжите цепочки:
(На доске запись, которую учитель готовит заранее)
Дни недели: понедельник,…
Времена года: весна,….
Весенние месяцы: март,…
Летние месяцы: июнь,…
Осенние месяцы: сентябрь,…
Зимние месяцы: декабрь,… - Что нового узнали на уроке? (Названия месяцев и последовательность сменяющихся времен года.) - Давайте прочитаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха .(уч. Стр.11)
Рефлексия.
-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.
У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.
-А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:
Красное сердечко - я всё понял, урок понравился.
Жёлтое сердечко - остались вопросы по теме
Синее сердечко - я ничего не понял.
-А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики.
Слайд 19
Спасибо за урок!
Д/З: Выполнить задание № 3 в Р.Т.