Родительское собрание: Безопасность на каждый день

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект родительского собрания в 3 классе



«Безопасность на каждый день»












Учитель начальных классов:

Войнова Лариса Васильевна














Цель:

  • объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения к личной безопасности.

Форма:

  • информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники:

  • классный руководитель, родители, представитель МЧС или преподаватель ОБЖ, школьный врач.

Подготовительный этап:

  • классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей; проводит анкетирование родителей (приложение 1) и опрос учащихся класса:

  1. назовите телефоны экстренных служб;

  2. как правильно пользоваться электро- и газовыми приборами?

  3. Назовите опасные места по дороге в школу, возле дома.

Оборудование, оформление:

  • выставка литературы по теме собрания;

  • наглядные материалы по обучению детей различным аспектам безопасного поведения;

  • памятка для родителей.

Ход родительского собрания

Беседа 1. «Основы безопасной жизнедеятельности»

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С.И.Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно предостерегают различные опасности. (слайд 2)

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

К природным опасностям относятся:

- пониженная или повышенная температура воздуха;

- атмосферные осадки;

- солнечная радиация;

-стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и

т.д.).

Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т.д.

Человек тоже может создать социальную безопасность своими действиями или бездействиями.

К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести: войны, терроризм, социально-политические конфликты, преступления, наркоманию, алкоголизм и пр. (слайд 3)

Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.

Задание. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять,

выключены ли электроприборы, газ, вода?

3. Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой

плитой и т.д.?

4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?

5. Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок,

например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду

и т.п.?

6. Знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?

7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести в

экстремальных ситуациях, например, он застрял в лифте или

услышал запах газа в квартире?

За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя. (слайд 4)

Экстремальные, т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях.

Задача взрослых - научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, уметь выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.

( слайд 5)

Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения: звать на помощь или самому предпринимать меры по спасению.

Обращение за помощью - первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с детьми модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к милиционеру. Если возник к пожар - позвони в службу 01 или 02. Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.(слайд 6)

Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.

На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т.е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.

Объясните ребенку, кому он имеет право открыть дверь, если он находится дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек; где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода произойдет в квартире; где выключается газ, электричество. Эти и другие элементарные правила безопасности должен знать ребенок. Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяет взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т.е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность, порядок.

Поэтому родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться перечислением возможных опасных для детей ситуаций. Прочное закрепление навыка безопасного поведения происходит в процессе проигрывания вместе с детьми возможных моделей поведения в экстремальных ситуациях. Например, смоделируйте ситуацию: в квартире пожар. Проиграйте все действия ребенка, а затем вместе проанализируйте.

Задание. Сформируйте несколько микрогрупп по 5 - 7 человек. Каждая микрогруппа, используя подготовленный дома материал, получает задание определить алгоритм поведения в различных экстремальных ситуациях с участием детей:

- травма на прогулке;

- укус насекомого;

- пожар в доме и т.п.

Эксперты (представитель службы спасения, школьный врач или преподаватель ОБЖ) оценивают правильность ответов.(слайд 7)

Беседа 2. «Профилактика детского травматизма» (слайд 8)

Переходя к рассмотрению важнейшего вопроса - профилактике детского травматизма, классный руководитель должен подчеркнуть, что младший школьный возраст особенно опасен в отношении травмы. Именно в этом возрасте возникает психологический разрыв. Ребенок до школы находился в условиях, к которым он адаптировался. Поступив в школу, он становится более самостоятельным. Сложность ситуации состоит в том, что ребенок лишается систематической домашней опеки, а необходимым жизненным опытом он еще не обладает. Вместе с тем он стремится подражать старшим: так же спрыгнуть с дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки и т.п. У учащихся начальной школы развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутвердиться, не показаться трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это часто плачевно.

Теоретически ребенок, хотя подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но осознает ее вообще, не соотнося с собой. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т.п.

Но бывает и так, что, даже зная опасности, но в силу малого жизненного опыта, увлеченности игрой дети забывают о ней.

При обучении детей правилам безопасности нелишними будут так называемые «экскурсии безопасности», когда родители обращают внимание детей на травмоопасные места в микрорайоне дома, по дороге в школу и т.п.

(слайд 9)

Задание. Родителям предлагается отметить специальными знаками на схемах микрорайона школы, своего дома места, представляющие опасность для детей:

- проезжая часть дороги;

- открытые люки, подвалы;

- стройки;

- неосвещенные улицы и пр.(слайд 10)

В заключении собрания родительский комитет предлагает родителям обсудить возможный вариант решения родительского собрания:

1. Родителям ежедневно уделять внимание вопросам безопасности детей.

2. Проанализировать ситуацию в своей квартире с точки зрения безопасности

детей (в порядке ли электропроводка, кухонное оборудование, крепость

подвеса полок, картин, в безопасном ли месте находятся лекарства,

предметы бытовой химии и т.д.). Научить детей пользоваться предметами

первой помощи: йод, бинт и т.д.

3. Провести с детьми экскурсию «безопасности» в микрорайоне дома и

школы.

4. Организовать родительский лекторий «Азбука безопасности».

5. Обсудить с детьми памятки безопасного поведения. (слайды 11,12,13,14,15)

Приложение 2.



Список использованной литературы:

  1. Дик Н.Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1- 2 классах.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие/Под ред. М.И. Рожковой -М.,2009.
  3. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 1-2 классах.-Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

Интернет - ресурсы

proshkolu.ru/club/classru


Приложение 1


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас заполнить анкету и откровенно ответить на вопросы. Ваши ответы позволят оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по ОБЖ.

  • Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? (Приведите пример) ________________________________________________________________

  • Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности? __________________________________________
  • Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Пример)_______ _____________________________________
  • Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Пример) _______ ____________________________
  • Как вы воспитываете бережное отношение к природе? __________________________________ _________________________
  • Занимаетесь ли вы физическим развитием своего ребенка? (Каким образом?) ________________________ ________________________________
  • Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения? (Какие?) ______________________________ ___________________________
  • Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:
а) путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»; б) пытаетесь подробно объяснить ситуацию; в) поступаете иначе __________ _______
  • Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Чем? ______________________ ______________________________________
  • Придерживаетесь ли вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда, редко, никогда) ____________________________________________________
  • Какие темы занятий по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
  • Ребенок и другие люди
  • Ребенок дома
  • Ребенок и природа
  • Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
  • Ребенок на улице
  • Готовы ли вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне школы? _________________________________________________________________

  • Ваши пожелания _________________________________________________________________





Приложение 2


Правила безопасности при обращении

с электроприборами


1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в

сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети.

Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без

специальных несгораемых подставок.

4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура.

Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель,

розетку - сразу сообщите об этом взрослым.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический)

при включенном в сеть нагревателе.

6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы,

включенные в сеть.

7. Никогда не тяните электрический провод руками.

8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.

9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности в доме


1. Все остальные, колющие и режущие предметы обязательно кладите на

место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

  1. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.

  2. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!

  3. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:

- сообщите взрослым;

- откройте окно, форточки, двери и проветрите квартиру;

- закройте краны на плите;

- не включайте и не выключайте (если включен) свет и не зажигайте спички;

- позвоните по телефону 04.

  1. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.

Правила личной безопасности на улице


1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на

улице.

2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт

с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на

пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых или

разрушенных зданиях.

  1. Никогда не садитесь в машину к незнакомому.

  2. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).

  3. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

  4. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

Как не стать жертвой преступления

1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не

открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник,

электромонтер, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди

множества честных и порядочных людей встречаются еще воры и

грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем

только через дверь.

2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто-то пытается

открыть замок входной двери, а громко спросите «Кто там?»

3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите

милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите

соседей и прохожих о помощи.

4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы

родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда

позвонить.

5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточки и окна,

особенно, если живете на первом или последнем этаже.

6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок - это привлекает

внимание посторонних.

7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть

дорогостоящие предметы (телевизионная, видео- и радиоаппаратура,

одежда, украшения и т.п.), а также количеством денег.

8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким

предлогом.

  1. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить,

что родители сейчас дома.




Приложение 3


Отзыв о встрече


Я узнал, что__________________________________________________

_____________________________________________________________

Новым для меня стало __________________________________________

____________________________________________________________

Я убедился, что_______________________________________________

_____________________________________________________________

Меня не смогли убедить в том, что ______________________________

_____________________________________________________________

Я категорически против того, чтобы______________________________

_____________________________________________________________

Я возмущён тем, что___________________________________________

_____________________________________________________________


© 2010-2022