Практическое применение игровых технологий в период обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое применение игровых технологий в период обучения грамоте


Упражнения на развитие фонематического слуха младших школьников. Данные упражнения представляют собой систему упражнений, которая целенаправленно действует на развитие фонематического слуха ребёнка, формирует умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивает память, внимание, наблюдательность. Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы. Первая используется на начальном этапе урока. Это такие задания, как: "Угадай звук", "Фонетическая зарядка", "Кто больше?". Следующая группа упражнений используется в середине урока -"Доскажи словечко", "Тим-Том". И третья группа упражнений - в конце урока ("Кто внимательный?") Рассмотрим использование данных упражнений на конкретных примерах. Так, при изучении нового материала, в начале урока, провожу с детьми игру "Угадай звук". Детям предлагается загадка. Отгадав её, они из отгадки выделяют звук, с которым им предстоит познакомиться на уроке. Далее работа строится, основываясь на методические приёмы овладения новыми знаниями. На уроке закрепления пройденного провожу в начале урока с детьми "Фонетическую зарядку". В процессе этой игры дети воспроизводят изученный ранее звук и далее работа проводится по закреплению и совершенствованию полученных знаний. Так же, на начальном этапе уроков этого типа проводится игра "Кто больше?" В ходе этой игры учащиеся придумывают слова, в которых есть изученный звук, называют имена людей, клички животных с необходимым звуком, подбирают слова с одним изученным звуком, с двумя этими же самыми звуками и т.п. На уроках изучения нового, с целью закрепления изученного проводится игра "Кто внимательный?". Детям предлагается для прослушивания текст ( обычно это сказка) с предварительным заданием: прослушать и запомнить слова с новым звуком. Учебную игру "Доскажи словечко" провожу обычно на уроках закрепления изученного в середине урока. Предлагаю для прослушивания четверостишие, а окончание его дети называют сами. Обычно это слово, начинающееся на звук, с которым они только что познакомились. Так же, в середине урока, но уже при изучении нового материала с целью закрепления изученного, провожу игру "Тим-Том". На доске появляются иллюстрации двух друзей: Тима и Тома (см. Приложение № 1).Тим - друг мягких согласных, а Том - друг твёрдых. Класс разделён на две команды. Учитель называет слова. Если слышится мягкий звук согласный, то встают друзья Тима, если твёрдый - встают друзья Тома. Содержание приведённых выше упражнений см. в Приложении № 1. Упражнения на этапе знакомства с новой буквой. Игра "На что похожа буква?" целенаправленно действует на эффективное запоминание новых букв, развитие воображения, мышления. Она проводится с целью получения новых знаний в начале урока. В зависимости оттого, с какой буквой детям предстоит познакомится на уроке, демонстрирую на доске ( с помощью иллюстраций) изображения тех предметов, очертания которых напоминают новую букву. Обычно предлагаю несколько вариантов, сопровождаю показ этих иллюстраций чтением четверостиший известных детских писателей и поэтов. Одновременно предлагаю детям пофантазировать: в образе чего? или кого? они "видят" ту или иную букву. Данное упражнение стимулирует познавательную активность учащихся, развивает воображение, даёт свободу творчеству. Наглядное отображение и содержание этой игры см. в Приложении №2. Упражнения на развитие речи младших школьников. Данные упражнения обогащают и развивают речь учащихся, мышление, память. Задания представляют собой систему учебных игр, которые используются в основном на уроках закрепления и повторения изученного. Такие игры, как : "Буква потерялась", "Вставьте букву", провожу на уроках закрепления пройденного, обычно на начальном этапе. Учащиеся вставляют пропущенную букву, с которой они уже знакомы. При этом они совершенствуют навык чтения и запоминают буквы. Большое значение в анализе структуры слова, его буквенном составе имеют следующие игры: "Слово рассыпалось", "Слоговое лото", "Занимательные модели", "Наборщик". Данные упражнения помогают совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов, обогащают словарный запас детей. Суть этих заданий состоит в том, что учащимся предлагается восстановить слово из предложенных слогов, букв, основываясь на их предполагаемое количество, а затем деется объяснение значения полученного слова. Данные упражнения подготавливают детей к дальнейшему безошибочному письму слов( без пропуска и замены букв).Немалую роль в выявлении значений слов имеют такие задания, как : "Найди слово в слове", "Найдите лишнее слово". В ходе выполнения этих заданий дети в словах "обнаруживают" другие слова и среди предложенных находят "лишние" , те, которые не являются словом вообще, так как не имеют определённого значения. Игры со словами помогают воспитывать у ребёнка природное языковое чутьё, подготавливая его к восприятию сложных форм. Упражнения на развитие логического мышления. (ребусы, шарады, кроссворды, загадки, скороговорки, поговорки, пословицы). Первая группа заданий: ребусы, шарады, кроссворды направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие любознательности. Данные упражнения использую на уроках закрепления изученного с целью обобщения пройденного. Предлагаю детям разгадать кроссворд, ребус, которые находятся на доске. Работа проводится фронтально. Вторая группа упражнений - загадки, пословицы, поговорки. Они развивают речь учащихся, способствуют формированию умения соотносить свой жизненный опыт с реальностью, стимулируют внимание, тренируют память. Такого рода задания обычно провожу в конце урока с целью закрепления изученного. Третья группа заданий - скороговорки. Они помогают развивать фонематический слух. Работу со скороговорками провожу обычно в конце урока изучения нового материала. Детям предлагаю осмысленно прочитать скороговорку, выделить звук, наиболее часто встречающийся в ней, затем выполняется самостоятельная работа по отработке практического умения в правильном произношении скороговорки. Далее выслушиваются варианты выполненного задания. Примерное содержание изложенного выше см. в Приложении № 4. Упражнения на обогащение словарного запаса младших школьников, активизацию познавательной деятельности. Данные задания , которые я провожу в форме учебной игры, носят название "Хочу всё знать". Они направлены на обогащение словарного запаса детей, развивают любознательность. Обычно в конце урока закрепления пройденного предлагаю детям отгадать загадку. Слово - отгадка является ключевым на данном этапе урока. Объясняю смысл данного слова, его происхождение, научное объяснение и практическое применение того предмета, который оно обозначает. Например, на уроке закрепления изученного по теме: "Буквы А,а; Я,я" знакомлю детей со словом "автомобиль". Провожу беседу об истории появления автомобиля, о видах этого транспорта и его значении в жизни человека. Учащиеся делятся своим жизненным опытом о различных моделях автотранспорта, его необходимости в современном мире. Содержание некоторых примеров рассматриваются в Приложении № 5.


© 2010-2022