Урок по русскому языку на тему: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Тип урока: «Открытие» новых знаний. Цели: содержательная: формированиеумения правописания мягкого знака после шипящих на концеимён существительных женского рода через организацию учебной деятельности. деятельностная: -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия, в том числе в информационной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - освоение способов решения проблемы творческого и поискового характера; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Дидактическая задача: выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода. Используемые методы обучения: работа в парах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод. Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий. Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс (Н.В.Нечаева), карточки со словами, карточки с алгоритмом работы, интерактивная доска, нетбуки. Ход урока Этапы УУД Деятельность учителя Деятельность ученика I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.) Цель: включить обучающихся в учебную деятельность К. слушают и включаются в учебную деятельность - Здравствуйте! Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок. Слушают учителя. I.Актуализация знаний. Цель: осознание потребности к выделению ранее изученной необходимой информации. П.решают задачу известным способом К.слушают учителя и строят понятные высказывания Р.обсуждают предметные способы решения 1.Чистописание Ч Ж Ш Щ Какие звуки обозначают эти буквы? - На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы?

- Дайте полную характеристику звуков.

Запишите буквы в тетрадь, чередуя до конца строки.

2. Словарно-орфографическая работа.

Запишите эти слова в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы.

П…льто, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, д…ревья.

Какую букву вставили в каждом слове?

- Как назовём эту группу слов?

За горами, за дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит той страной Существительное. Существительное?

Что это такое? Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О существительном нам может рассказать?





















-Что общего в этих словах? -На какие две группы можно разделить слова?



-Согласные шипящие звуки. Делят звуки на группы. - Звуки можно разделить на две группы - твердые (ж,ш) и мягкие (ч,щ); глухие(ч,щ,ш) и звонкий(ж). По очереди характеризуют звуки. ч - согл., глух., непарн., мягк., непарн. щ-согл., глух., непарн., мягк., непарн. Ж - согл., зв., парн., тв., непарн. Ш - согл., глух., парн.,тв., непарн.

Записывают буквы в тетрадь.

Записывают в тетрадь слова, вставляя пропущенные буквы.





Обосновывают выбор написания: пальто, коньки, соловьи, морковь (словарные слова, их запоминаем), деревья (проверочное слово - дерево). Отвечают на вопросы учителя: -Это имена существительные.















-Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? или что?, может обозначать предмет, лицо, животное, явление природы, событие, качество характера и так далее. Постоянные грамматические признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род: ж., м., или ср. Непостоянные признаки: число множественное или единственное. -Наличие мягкого знака. -По функции мягкого знака: разделительный ь - деревья, соловьи; ь - показатель мягкости согласного звука- пальто, коньки, морковь. III.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Цель: создание проблемной ситуаций; фиксация новой учебной задачи.

П.пытаются решить задачуизвестным способом, фиксируют проблему;

Р.обсуждают способы решения;

К.строят понятные для собеседника высказывания

Карточка со словом НОЧЬ.

Назовите лексическое значение этого слова.

-К какой орфограмме отнести это слово?



- У вас есть желание узнать новую орфограмму?

Запишите ответ одним словом.

Она бывает устной и письменной - речь.

Человек, который играет на трубе - трубач.

Место, где купаются и загорают - пляж.

Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь.

(карточка с написанным словом помещается на доску по мере называния этого слова)

- Что заметили в словах?

- В чём затруднения?

- Какая проблема встает перед нами?

Попробуйте определить тему урока.

Часть суток, промежуток времени от вечера до утра. Рассуждают: Ь- не разделительный, написан на конце слова; Ь-не показатель мягкости, потому что звук ч мягкий всегда. Ни к одной из этих групп слово отнести невозможно. Это новая орфограмма, о которой мы ещё не знаем. Да.

Записывают в тетрадь слова.

















Высказывают предположения: Почему-то в одних словах после шипящего пишется мягкий знак, а в других нет. На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем. Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет). Формулируют тему урока.

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. IV. «Открытие» детьми нового знания. Цель: поиск решения учебной задачи,устранение возникшего затруднения.

П.анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, делают выводы;

Л.развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях;

К.строят речевые высказывания;

Р. обсуждают способы решения.

Работа в паре.

Распределите слова в 2 столбика и запишите.

Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.

- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика.

П

Попробуйте сделать вывод - когда надо писать мягкий знак, а когда мягкий знак НЕ пишется.

- Какова же работа мягкого знака в эти словах?

Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных. Работают в парах, высказывают свои предположения.







-Без ь- мяч, ключ, лещ, карандаш, уж. Это слова мужского рода. С ь - дочь, вещь, молодёжь, мышь, ночь. Это слова женского рода.

Формулируют выводы наблюдений

-У существительных, оканчивающихся на шипящий,

М.р.- не пишется Ь

Ж.р. пишется ь,

Он указывает на род имени существительного.

(Есть мягкий знак после шипящего - ж. р., нет мягкого знака - м. р.)

Формулируют правило.

-Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных пишется только у существительных женского рода в ед. ч.,

а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется). V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия, проговаривание нового знания.

















































К. участвуют в обсуждении содержания материала; Р.принимают и сохраняют учебную цель; П.проводят коллективное исследование 1.Чтение сказки учителем. - Я хочу вам рассказать сказку. -Вы любите сказки? Слушайте. Попал как то Ь знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался Ь и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Мой товарищ, врач, скрипач, ключ, гараж, кумач и грач! Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять! Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят: « НЕ мужское это дело смягчаться. Мы, мужчины, воины. И прогнали они мягкий знак. Опечалился он и подбрёл к словам женского рода. Идёт и думает: женщины всегда, добрые, как мама. Моя ночЬ,вещЬ и рожЬ, моя дочЬ, печЬ, брошЬ, Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощЬ, любимые! И верно сжалились слова ж.р и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных ж.р. на конце после шипящих пишется мягкий знак.

2. Работа с учебником.(с.28)

- Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими выводами.



Слушают.



























































Открывают учебник и читают. Высказывают своё мнение. -Наши выводы совпали с правилом учебника.
VI.Самостоятельная работа по алгоритму. Цель: построение ориентированной основы нового способа действия. К. учатся формулировать собственное мнение и позицию; Р.осуществляют самоконтроль по алгоритму; П.осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Работа по группам. (Даётся детям деформированный текст алгоритма, каждый пункт алгоритма на отдельной карточке). Составьте алгоритм правильного написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. 4.Читаю или произношу слово. 1. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. Проверим.























2. Исследуем слова. Первая группа: камыш…; Вторая группа: печ…; третья группа: чиж…; четвёртая группа: помощ… Работают четыре группы по 6 человек,высказывают дети свои предположения.































1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. Обсуждают и от каждой группы один ученик доказывает правильное написание по алгоритму. VII. Включение в систему знаний. Цель:контроль за правильностью выполнения действия Р.осуществляют самоконтроль по алгоритму; П.применяют новый способ действия по алгоритму. Работа с нетбуками. ( в паре) Вставьте пропущенные буквы. В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Вот морж… поймал мяч… . Стояла тиш… . Работают самостоятельно, учитель контролирует. VIII.Рефлексия учебной деятельности .Итог урока. Цель:соотнесение цели урока и результата, самооценка результатов деятельности.




К.рефлексия своих действий; П.контроль и оценка результата деятельности; Л.осознание обучающимися учебной деятельности, самооценка результата своей деятельности и всего класса. 1.Домашнее задание: Упр.323, стр.27. 2.Какое ключевое слово у нас было?



-Назовите орфограмму в этом слове?

- Какова же работа мягкого знака в эти словах?

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звездами. Они разного цвета. Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - синюю (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - зелёную. Если не разобрались в теме, было не очень интересно - красную.

Ночь Формулируют конечный результат своей работе на уроке. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч.

Каждый ребёнок прикрепляет звёздочку на доску. а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.















© 2010-2022