Технологическая карта урока по литературному чтению Тютчев Ф. И. Зима недаром злится

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Учитель начальных классов МОУ Павинская СОШ: Ковташ Ирина Васильевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-методический комплекс: «Школа России»

Тема « Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится». Цель Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится». Задачи
  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников, композиторов.
Решаемые проблемы - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе. Понятия Олицетворение, настроение, тема произведения, средства художественной выразительности. Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нео необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), поиск в стихотворении слов, кот которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. Планируе-мый результат Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Ресурсы: - основные - дополнит.- Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г..); Проектор, ноутбуки для учителя, презентация; карточки с заданиями для учащихся, «Словарь настроений», сигнальные карточки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент

.


Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Здороваются с гостями.


Хоровое чтение про себя, медленно, чтение шепотом, чтение с вопросительной интонацией.


Журчание ручейков, пение птиц.

Предполагают.

Отвечают.

Слушают произведение, рисуют

воображаемые картины.

Художник передаёт настроение при помощи кисти и красок.

Подготовленные дети знакомят с биографией поэта.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Дети пользуются "Словарём настроений»


Работа в парах по карточе

Дети анализируют стихотворение при помощи наводящих вопросов учителя. Работают над выразительностью.


Рассказ ученицы о празднике «Жаворонки».


Самостоятельная работа по вариантам.




Работа в группах, разгадывание кроссворда

Весна

Жаворонки

Зима

Олицетворение

Тютчев

Выказывают своё мнение продолжая предложения.

Запись домашнего задания в дневниках.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познаватель-ные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

2.Речевая разминка. В классе звучит пение птиц.



3. Устновка

на художественное восприятие текста.

1)Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Апрель».

2)Демонстрация репродукций

Левитана, Саврасова.

3) Знакомство с биографией Ф.И.Тютчева.






4.Постановка темы и цели урока.


5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Словарная работа.







2) Анализ текста.


Работа со стихотворением.





































6.Самостоятельная работа.








7.Итог урока.

















8. Рефлексия деятельности





10 Домашнее задание.







СЛАЙД 1

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели.

Небо светло-голубое.

Что с природою такое? (Пришла весна)


- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Как вы догадались? - Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?

СЛАЙД 2 - А сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное про произведение П.И. Чайковского «Апрель».

СЛАЙД 3

-Вспомните, как передаёт художник настроение природы.

- Для того, что бы передать настроение, художник использует целую палитру красок. Посмотрите, какими красками изобразил начало весны на своей картине «Март» художник И.Левитан. На картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» показана красота ранней весны, пробуждение природы. СЛАЙД4. - Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете? Любил весну и замечательный поэт Ф.И. Тютчев.(учитель демонстрирует ученикам портрет поэта). О жизни этого поэта нам расскажут ребята.

-Прочитайте название стихотворения Тютчева.

-Можно по названию определить, о чём это стихотворение?

- Поставьте цель. Назовите тему.

СЛАЙД 5

Первичное чтение стихотворения "Зима недаром злится" учителем под музыку Чайковского «Времена года. Апрель»

Установка перед чтением: "Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?

слайд6 Карточка №1. хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях взбесилась вопреки наперекор очень сильно разозлилась трезвон еще больше пуще заниматься чем-то очень усердно
Чтение стихотворения по частям, анализ каждой части.

- Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к выразительному чтению.

Прочитаем 1 строфу.

Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

Как автору удалось это показать. C помощью каких слов мы это почувствовали?

Почему начала злиться Зима?

В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? ( весна в окно стучится.)

Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

Как прочитаем эти строчки(, тоскливо, радостно, игриво) (тренировка)

Прочитаем 2 строфу

Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит) Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.

Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов)

Как прочитаем эту строфу ( оживленно)

Прочитаем 3, 4, 5строфу.

Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

Как автору это удалось

Какие слова мы выделим при чтении?

Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

Как прочитаем эту строфу

А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу.

Какие средства выразительности использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.



Карточка №2.

1 в. Найдите слова, характеризующие зиму.

2 в. Найдите слова, характеризующие весну .

Весна Зима

Хохочет хлопочет

Шумит ворчит

Умылася взбесилась

Румяней стала пустила снежок

- Вот и подходит к концу наш урок. Сейчас мы проверим, кто же из вас был сегодня самым внимательным и наблюдательным. Давайте ответим на вопросы и заполним кроссворд, которые лежат перед вами. Работа в группах . СЛАЙД10

Карточка №3

1. Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?

2. Каких птиц пекли из теста, и зазывали с ними весну?

3. Кого Ф.И.Тютчев называл «ведьмой злой»?

4.Какой поэтический приём использовал Тютчев в своём стихотворении?

5. Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»?

СЛАЙД11

  • У меня на уроке было … настроение, потому что…

  • Мне надо поработать над …

  • Я хочу сказать спасибо …

  • Мне понравилось …


- Стр. 110 Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения. СДАЙД 12



© 2010-2022