- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению во 2 классе Ф. И Тютчев Зима недаром злится
Урок по литературному чтению во 2 классе Ф. И Тютчев Зима недаром злится
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Е.Н. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ «Оредежская средняя общеобразовательная школа»
Ленинградская область
Лужский район
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…»
Учитель начальных классов
Яковлева Елена Николаевна
п.Оредеж
2016г.
Тема: Люблю природу русскую. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цели:
познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»;
развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения;
развивать логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать эстетические чувства, умение общаться и сотрудничать.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 19в.;
-
читать и передавать своё и авторское отношение к изображаемому;
Метапредметные:
-
понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своей деятельности
-
анализировать стихотворение при помощи вопросов учителя, находить необходимую информацию в тексте;
-
участвовать в работе группы;
Предметные:
-
представлять изменение картин природы, изображённые в стихотворении;
-
учить читать стихотворение выразительно;
-
находить олицетворения в тексте произведения
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (2 часть). 2класс ( сост. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова); компьютер, фонограмма П.И.Чайковский «Весна.Март», мультимедийная презентация.
Этапы
урока
Содержание урока
Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться -доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Улыбнитесь друг другу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Личностные УУД
(осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)
Регулятивные УУД
(самоорганизация и организация своего рабочего места)
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Над какой темой мы начали работать на предыдущем уроке? (Люблю природу русскую. Весна.)
-Как вы сегодня готовили домашнее задание? (по группам)
- Почему мы так решили сделать? (чтобы подготовить материал для книги на тему «Весна»)
Группа «Лучики оформляет страницу книги.
- Давайте вспомним правила работы в группе. (Учащиеся вспоминают правила работы в группе. Приложение №1)
- Итак, какая группа начнёт представлять свою работу первой?.
I группа («Лучики») подготовила народные приметы и пословицы о весне
II группа («Солнышко») подготовила загадки о весне
III группа («Веснянка») народные песни о весне.
- На столах у вас таблица с критериями (см. Приложение №2), по которым вы будете оценивать работу своей группы и групп одноклассников. Постарайтесь быть объективными.
Дети обсуждают в группах, оценивают работу групп.)
Семёнова Алиса из группы «Веснянка»
представляет свою страничку.
- В сборник с каким названием мы можем поместить ваши работы? (1.Весна.
2. Пословицы, приметы, песни и загадки о весне.)
- К какому жанру можно отнести все произведения? (К устному народному творчеству)
- Весну в своих произведениях воспевали и художники, и композиторы.
- Рассмотрите внимательно картины великих русских художников в сопровождении музыки П.И Чайковского.
а) Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Март» сопровождается показом слайдов с репродукциями картин великих русских художников.
- Какие мысли, чувства испытали вы, когда слушали музыку и рассматривали репродукции?
( Катя: Приходит долгожданная весна, сосульки тают, слышно звонкое пение птиц.)
София: Начало теплеть. На полях растаял снег, а в лесу из-под снега появляются подснежники.)
Дима: Прилетели грачи. Они строят гнёзда для своих птенцов.)
Илья: Весной мы можем увидеть половодье. Все деревья стоят в воде.)
- Как вы думаете, кто ещё воспевал в своих произведениях весну? (писатели, поэты)
Познавательные УУД
(умение разделять малые фольклорные жанры на группы по теме, понимание смысла текста)
Регулятивные УУД
(оценивание деятельности с помощью заданных критериев)
Коммуникативные УУД
(умение строить взаимоотношения в группе в соответствии с правилами работы в группе)
Личностные УУД
(формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с картинами и музыкой П.И.Чайковского)
Коммуникативные УУД
(оформление при ответе на вопрос своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма)
«Открытие» нового знания детьми.
Работа над новым материалом.
Физкультминутка.
Подведение итогов.
Домашнее задание
Рефлексия урока.
- Да, весну воспевали в своих произведениях и поэты.
- Постарайтесь правильно соединить слоги, чтобы узнать имя поэта, с произведением которого мы познакомимся.
ва
чев
И
Тют
вич
но
дор
Фё
( Фёдор Иванович Тютчев).
Дети составляют имя, отчество и фамилию поэта.
- Прочитайте имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Фёдор Иванович Тютчев)
- Что вы знаете о поэте Ф.И.Тютчеве? (Алиса: Ф.И.Тютчев любил природу. А.С.Пушкину очень нравились его стихи.)
Дети рассматривают портрет поэта на слайде.
- Да, действительно, говорят, когда Александр Сергеевич Пушкин прочитал рукопись Фёдора Ивановича, то пришёл в восторг и изумление.
- Фёдор Иванович Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг под Орлом. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. В 15 лет он уже был студентом Московского университета. Закончив его в 18 лет, он уехал за границу работать послом. 22 года он прожил там, но не переставал любить свою родину, писать стихи о ней. Однажды его стихи показали А.С.Пушкину. И они ему очень понравились.
- Вспомните, с какими произведениями поэта вы знакомились? (Со стихами «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою...» )
- Чему посвящены произведения Ф.И.Тютчева? (Артём: Временам года; Катя: Нашей русской природе.)
- Чему, как вы думаете, мы будем учиться на уроке? (Будем учиться читать стихотворение Ф. И. Тютчева.)
-
Ознакомление со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».
(стихотворение читает учитель наизусть)
-
Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Понравилось вам стихотворение?(Да.)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
(Ульяна: Зима злая и не хочет уходить.
Катя: Мне Весну жалко, она хорошая.)
- Посмотрите, в стихотворении слова Весна и Зима написаны с большой буквы, хотя это и не имена собственные.
- Как вы думаете, почему? ( Ульяна: Они как будто живые.
Артём: Они ведут себя, как люди.)
-Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ (Слайд)
-
Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя и отметьте непонятные для вас слова.
- Какие слова в стихотворении были непонятны?
1.Засуетилось - всё пришло в движение
2.Нудит (вынуждает) - заставляет
3.Трезвон - звонкое пение
4.Хлопочет- хочет удержать свои права
5.Пуще-сильнее
6.Ведьма - злая женщина, колдунья
7.Захватя - быстро взять, схватить
8.Наперекор - назло (Слайд)
- Где можно выяснить значение слова? (в толковом словаре)
В словаре С.И.Ожегова ребята смотрят слово, которое не смогли объяснить- наперекор (не согласен с кем-нибудь, переча кому-нибудь)
Спал цветок и вдруг проснулся, (дети присели, руки вверху)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, (приподнимаются)
Взвился вверх и полетел. (стоя, делают взмахи руками)
Солнце утром лишь проснётся. ( руками делают круговые движения)
Бабочка летит и вьётся. (руками делают взмахи)
И порхают у цветка
Все четыре лепестка.
-
Выборочное чтение.
- Читаем 1-е четверостишие.
- Почему Зима злится? (потому что она злая; она не хочет уходить; хочет ещё остаться;)
- Как вы себе представляете, что Весна «стучится и гонит Зиму»?
(весна идёт; дует тёплый ветерок, солнце греет сильнее, сосульки капают; птицы поют;)
2-е четверостишие.
- Как вы понимаете выражение «всё засуетилось, всё нудит Зиму вон»? (Весна выгоняет Зиму своим теплом; всё оживает вокруг; все вокруг радуются, что пришла Весна; Зиму уже никто не хочет;)
3-е четверостишие.
- Как ведут себя Зима и Весна при встрече? (Весна прогоняет Зиму; Зима ещё хлопочет и на весну ворчит; Весна ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит;)
4-е четверостишие.
- Как автор называет Зиму? (ведьма злая)
- Почему Зима взбесилась? (потому что Весна её выгоняет)
- Что она сделала напоследок? Прочитайте. (дети читают последние 3 строки четвёртого четверостишия)
- А как автор называет Весну? (прекрасное дитя)
5-е четверостишие
- Как вы понимаете «Весне и горя мало»? (она не расстроилась; Весна не переживает, что Зима её гонит;)
- Почему Весна стала «румяней»? (ей смешно, весело, что зима не может с нею справиться)
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова- действия Весны и Зимы, которые помогают нам представить их живыми.
- 1 группа («Лучики») найдёт слова-действия Весны.
- 2 группа («Солнышко») найдёт слова-действия Зимы.
- 3 группа («Веснянка») найдёт слова противоположные по смыслу.
Весна 1гр Зима 2гр
стучится злится
гонит (Зиму) хлопочет
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылася пустила
стала( румяней)
3 гр.
Весна Зима
Хохочет злится
гонит хлопочет
шумит ворчит
дитя ведьма
прекрасное злая
горя мало взбесилась (слайд)
- Контраст - резкая противоположность.
- Почему, как вы думаете, Ф.И.Тютчев назвал Весну «прекрасное дитя», а Зиму - «злой ведьмой»? (Алиса: -Потому что Весна похожа на шаловливого ребёнка; Катя:- Весна весёлая, игривая; Илья: - Зима вредная и старается сделать Весне плохо;)
-
Отработка выразительного чтения.
- Как вы думаете можно ли при чтении голосом показать характер Зимы и Весны? ( да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- ворчливым, недовольным голосом)
- Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (нужно расставить «ноты» выразительного чтения)
- А поможет нам в этом памятка. (см.слайд)
Зима| недаром злится,|
Прошла её пора||-
Весна в окно стучится|
И гонит со двора.||
И всё засуетилось,|
Всё нудит Зиму вон -||
И жаворонки в небе|
Уж подняли трезвон.||
1 и 2 четверостишие под руководством учителя.
3, 4, 5 самостоятельно.
Проверка по группам. Каждая группа оценивает чтение по критериям.
- Теперь вы готовы прочитать всё стихотворение выразительно?(Да.)
- По одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. (Таким образом звучит всё стихотворение.)
Конкурс чтецов. (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ)
-
Составление синквейна.
-Давайте попробуем составить синквей. Каждая группа может выбрать о ком она хотела бы его составить: о Зиме или о Весне.
- Вспомним требования к составлению синквейна.(см. на слайде)
1 группа составила:
«Весна»
весёлая, прекрасная
хохочет, гонит, стучится
Природа радуется приходу весны.
Царица
2 группа составила:
«Весна»
румяная, прекрасная
шумит, идёт, хохочет
Весна пришла - зима уходит.
Красавица
3 группа составила:
«Зима»
Злая, ворчливая
Прошла, хлопочет, ворчит
Уходи скорей злая зима!
Ведьма
(Представитель от группы читает синквейн )
- Ребята, Ф.И. Тютчев дал нам возможность посмотреть на изменения, происходящие в природе совсем по -другому. Он как бы показал, что в природе есть чудесное, волшебное, надо только обратить на это внимание, понаблюдать.
- Что нового узнали на уроке? (Новый прием - олицетворение)
Домашнее задание.
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?(20 чел.)
- Кому захотелось выучить наизусть и нарисовать рисунок?(14 чел.)
- Кому захотелось подготовить выразительное чтение и нарисовать рисунок?(5 чел.)
- А сейчас выскажите своё отношение к уроку. У вас на партах листки. Выберите и подчеркните слова, которые отражают ваше настроение, вашу работу на уроке.
-
На уроке я работал активно/пассивно
-
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
-
Урок мне показался коротким/длинным
-
За урок я не устал/ устал
-
Моё настроение стало лучше/стало хуже
-
Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
-
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/не интересным
Познавательные УУД
(осмысление информации)
Регулятивные УУД
(целеполагание)
Личностные УУД
(эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение учителем)
Познавательные УУД
(воссоздание в воображении картины, созданной писателем, ознакомление с новым приемом художественной выразительности -олицетворением)
Познавательные УУД
(осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения: поиск неизвестных слов)
Личностные УУД
(снятие напряжения)
Познавательные УУД
(использование разных видов чтения: сплошного, выборочного, с комментированием;
понимание читаемого, интерпретация смысла читаемого, выделение отличительных признаков зимы и весны на материале учебника)
Познавательные УУД
(логические: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие)
Коммуникативные УУД
(умение работать в группе по правилам)
Личностные УУД
(формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру)
Регулятивные УУД
(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
Познавательные УУД
(умение пользоваться средствами выразительного чтения)
Личностные УУД
(осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание чувств, определение своего отношения к ним, передача их при чтении слушателям. )
Коммуникативные УУД
(умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении)
Познавательные УУД
(общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение свободно ориентироваться в тексте)
Личностные УУД
(оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД
(выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
Приложение №1
Правила работы в группах
-
не говорить всем сразу;
-
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
-
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
-
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
-
стараться понять друг друга;
-
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что …".
Приложение №2
Критерии оценивания
группа
отлично
хорошо
Надо подтянуться
1
Материал соответствует теме.
Лучики
Солнышко
Веснянка
2
Представлено интересно.
Лучики
Солнышко
Веснянка
(3
Активность
Лучики
Солнышко
Веснянка
4
Оформление
Лучики
Солнышко
Веснянка