- Преподавателю
- Начальные классы
- ВУД Экология родного края (1 класс)
ВУД Экология родного края (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медведева М.Д. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МКОУ "Арыктахская ООШ"
Кобяйского района Республики Саха (Якутия)
Рассмотрено
на заседании МО
__________/_Медведева М.Д._/
(подпись) ФИО
«____»__________201___г.
Согласовано
зам. дир. по УВР
__________/Николаева М.В._/
(подпись) ФИО
«____»__________201___г.
Утверждено директором школы
__________/Эверстов К.С./
(подпись) ФИО
«____»__________201___г.
Программа внеурочной деятельности
Экология Родного края
на 2014 - 2015 у. г.
Направление: общекультурное
1 класс
Автор-составитель: учитель начальных классов
Медведева Маргарита Дмитриевна
2014
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Экология родного края» является составной частью системы начального естественно-научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи. В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности. Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы. Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний. Задачи: - сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе; - систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края); - воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине; - вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края. В решении этих задач данная программа опирается на основные п р и н ц и п ы экологического образования: - принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира; - принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира; - принцип непрерывности, дающий возможность использовать для обучения каждый возрастной период воспитанников; - принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой. Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни. Место программы в учебном плане. Программа рассчитана на 4 года: 1 класс - 33 занятия (1 час в неделю); 2 класс - 34 занятия (1 час в неделю); 3 класс - 34 занятия (1 час в неделю); 4 класс - 34 занятия (1 час в неделю). При реализации дополнительной образовательной программы используются следующие м е т о д ы и м е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : - стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВНы, праздники, рефераты обучающихся); - развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации); - развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения); - вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, конференции). Результаты изучения дополнительной образовательной программы. Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Предметными результатами являются: 1-й уровень: - овладение теоретическими понятиями в области экологии; - знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников. 2-й уровень: - умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды; - умение рационально использовать природные ресурсы. 3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды; - проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК; - участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я - исследователь» и т. д.; - участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях. Содержание программы. 1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров. 2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей. 3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. 4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи). 5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны. 6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц. 7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.). 8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности. 9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала. 10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе. Литература: 1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. - 2004. - № 8. 2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. - Л. : Детская литература, 1983. 3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. - Волгоград, 2007. 4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. - Волгоград, 2006. 5. Здоровье и экология : журн. - 2006. - № 3. 6. Здоровье и экология : журн. - 2009. - № 3. 7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5-11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М., 2005. - 208 с. - (Методическая библиотека). 8. Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 2004. - № 5. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с. 10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. - М. : АСТ, 1998. 11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. - М. : Экономика, 2005. Электронные ресурсы: 1. Живая природа : видеоэнциклопедия. - [email protected] 2. Красная книга- 1 эл. опт. диск (CD). 3. Педсовет : электронные приложения к журналу, 2009-2011. Материально-техническое обеспечение программы: 1. Компьютер, проектор, экран. 2. Музыкальный центр. 3. Фотоаппарат.
Учебно-тематический план
1 класс
Дата
п/н
Тема занятия
Всего часов
план
факт
теория
практика
зачет
1
2
3
4
5
6
7
Что такое экология?
2
1
1
I ч.
05.09.2014
1
Что такое экология?
1
12.09
2
Стихийные бедствия
1
19.09
3
Красная книга с «зелеными» страницами
1
26.09
4
Экологические правила и законы
1
Учимся распознавать растения и животных родного края
2
1
1
03.10
5
Что растет на огороде?
1
10.10
6
Животные нашей местности (насекомые)
1
17.10
7
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
1
24.10
8
Праздник «Золотая осень»
1
Изучаем способы охраны природы
1
1
IIч.
07.11
9
Заповедники - охраняемые природные территории
1
14.11
10
Выставка рисунков «Сохраним природу»
1
Изучаем связи в живой природе
1
1
1
21.11
11
Экологические связи в живой природе на примере лиственного леса
1
28.11
12
Защитные приспособления у растений как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы)
1
05.12
13
Игра «Лиственница и все вокруг него»
1
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными
1
2
1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12.12 |
| 14 | Охраняемые растения нашей местности (просмотр видеофильма) | 1 |
|
|
19.12 26.12 |
| 15- | Практическая работа «Составление Красной книги нашего края» |
| 2 |
|
IIIч. 16.01.2015 |
| 17 | Изготовление листовок «Берегите первоцветы» |
|
| 1 |
|
|
| Мастерим домики для птиц | 1 | 4 | 1 |
23.01 30.01 |
| 18- | Изготовление кормушек |
| 2 |
|
06.02 20.02 |
| 20- | Акция «Покормите птиц зимой!» | 1 | 1 |
|
27.02 |
| 22 | Экскурсия в парк. Вывешивание кормушек и подкормка птиц |
| 1 |
|
06.03 |
| 23 | Праздник «День птиц» |
|
| 1 |
|
|
| Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 1 | 1 | 1 |
13.03 |
| 24 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | 1 |
|
|
20.03 IVч.10.04 |
| 25- | Праздник «Если хочешь быть здоров!» |
| 1 | 1 |
|
|
| Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды | 1 | 2 |
|
17.04 |
| 27 | Представление о примерах загрязнения окружающей среды | 1 |
|
|
24.04 |
| 28 | Выявление проблем загрязнения школьного двора |
| 1 |
|
08.05 |
| 29 | Субботник |
| 1 |
|
|
|
| Отходы - в доходы | 1 | 1 |
|
15.05 |
| 30 | Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из пластика «Стрекозы» | 1 |
|
|
22.05 |
| 31 | Изготовление поделок из пластика «Стрекозы» |
| 1 |
|
|
|
| Подводим итоги работы за год |
|
| 1 |
29.05 |
| 32 | Выставка творческих работ |
|
| 1 |
|
|
| Всего часов 32часа | 11 | 14 | 7 |