• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на тему Теоретические основы системы воспитания детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в воспитательном процессе

Выступление на тему Теоретические основы системы воспитания детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в воспитательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на тему Теоретические основы системы воспитания детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в воспитательном процессеМуниципальное казённое учреждение общеобразовательной организации
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида
Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края












Подготовила воспитатель

Макарова И.В.








Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Однако, недостаточный уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах воспитания личности ребёнка с одной стороны, с другой отсутствие комплексности воспитательной работе послужили стимулом к разработке системы воспитания личности ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Разработанные О.С. Газманом новые ориентиры и ценности образования, обусловили необходимость обращения к пониманию воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке. Личностно-ориентированная система воспитания - одно из направлений гуманистического образования. Центром воспитательного процесса при личностно-ориентированном подходе становится личность ребенка и потребности этой развивающейся личности, она осознается как цель воспитания, субъект воспитательной системы. Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается как процесс субъективного, личностно значимого обогащения жизненного опыта ребенка в комфортных условиях. Основная цель - обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Признаки личностно-ориентированного воспитания

  • личность выступает системообразующим фактором организации всего воспитательного процесса;
  • педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;
  • ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;
  • формирование ценностных ориентаций у детей становится условием обеспечения компетентности личности;
  • полноценная компетентность воспитанника обеспечивается путем включения в процессе обучения его субъективного опыта.

Методы и приемы личностно-ориентированного подхода

диалог, рефлексивный анализ, диагностика,

педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка,

создание ситуации выбора и успеха. Основой системы личностно-ориентированного воспитания является концепция О.С. «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития». В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Идеальная цель воспитания - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель - дать каждому школьнику нашей школы базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Под педагогической поддержкой Газман О.С. понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении и воспитании, в принятии школьных правил; с эффективной межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным выбором. Семантический и педагогический смысл такой помощи, т.е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека, при этом не забывая опираться на «зону ближайшего развития» по Л.С. Выготскому. В организационном смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи воспитанникам при решении проблем:

Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка; II этап (поисковый) - организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»); III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; IV этап (деятельностный) - действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»; V этап (рефлексивный) - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.
Помощь воспитаннику в его развитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития каждого воспитанника в доступных ему видах деятельности.

  • Готовность ребёнка к собственной деятельности.
  • Развитость индивидуальных способностей воспитанника.
  • Нравственная направленность личности.
  • Физическое и психическое здоровье воспитанника.
  • Сформированность базовой культуры воспитанника.
  • Защищённость и комфортность ребёнка в коллективе.

Основные принципы обеспечения педагогической поддержки
  • Доброжелательное отношение к ребёнку.
  • Уважения достоинства и доверие.
  • Ожидание успеха в решении проблем.
  • Свобода поступка, выбора, самовыражения.
  • Признание воли ребёнка.
  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости.

Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям с ОВЗ в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять работу по пяти целевым блокам: «Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг». Мы решили остановиться на трех блоках. Это блоки: «Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и мое здоровье» Каждый блок ставит перед педагогами и воспитанниками определенные цели и задачи.

«Я и моя Родина»

Создание условий для социальной адаптации воспитанников через приобщение к историческому опыту своего народа.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям нашего общества.

  • Ознакомление воспитанников с общественно- историческим опытом, жизнью своего народа,
  • Формирование знаний в области экологии, трудовой деятельности. духовного и нравственного развития.
  • Привитие стремления к изучению жизни и традиций народов своего региона.
  • Развитие навыков социальной адаптации через краеведческую деятельность.
  • Формирование у детей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности.


«Я среди людей»



Создание условий для развития личности ребёнка, условий для межличностного общения и взаимодействия воспитанников, мотивации к творчеству,

профилактика асоциального поведения путём вовлечения в общешкольные мероприятия.

Создание условий для организации и проведения досугового времени воспитанников

  • Развитие коммуникативных навыков детей в процессе общения.
  • Развитие умения бесконфликтного поведения в процессе коллективной деятельности.
  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
  • Развивать творческие, способности и прикладные умения воспитанников через кружковую работу.
  • Формировать положительную мотивацию к различным видам творческой деятельности, поощрению стремления и интереса к новым видам деятельности.


«Я и моё здоровье»


Способствовать становлению и укреплению у воспитанников физического здоровья.

  • Формирование ценностей здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культуры.
  • Создание условий для формирования психически здорового физически развитого и социально - адаптированного человека.
  • Воспитание желания вести здоровый образ жизни путем использования различных форм и методов профилактической работы.





Этапы реализации блоков воспитательной работы


I этап - подготовительный - 2012-2013 учебный год

II этап - внедренческий - 2013-2014 учебный год

III этап - диагностико-коррекционный - 2014-2015 учебный год

IV этап - обобщающий - 2015-2016 учебный год

Основными критериями результативности воспитательного процесса:


  • Физическое и психическое здоровье воспитанника.

  • Развитость индивидуальных способностей воспитанника.

  • Защищенность и комфортность воспитанника в детском коллективе.

  • Готовность воспитанника к самостоятельной деятельности.

  • Нравственная направленность личности.

  • Сформированность базовой культуры воспитанника.

Эти критерии позволяют рассматривать эффективность процесса воспитания - самореализацию ребёнка, становление его индивидуальности, социализацию личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида. Хотелось бы закончить свое выступление на такой позитивной ноте. Ведь все, о чем я говорила, для нас не ново. Каждый педагог нашей школы применяет личностно-ориентированный подход, старается развивать индивидуальные способности каждого ребенка, готовит его к самостоятельной деятельности. Но откуда, же тогда берутся нарушители дисциплины, прогульщики, ребята, попадающие в криминальные ситуации? Вы скажите, что все идет из семьи, улицы, общения наших детей с антилидерами, так как наши дети подвержены влиянию негативизма. Но мы с вами педагоги, и должны искать и находить выход из различных трудных ситуаций. Недавно у нас в школе прошел педсовет, где мы говорили о девиантном поведении, которое имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями. И пока это только непослушание и шалость, когда ребенок хочет привлечь к себе внимание, необходимо бить во все колокола уже в начальной школе. Какими бы терпеливыми ни были педагоги, в жизни возникают ситуации, когда сдерживать поток отрицательных эмоций просто сил нет. Мы начинаем «ругать ребенка». За двойки, за вранье или хамство, за лень. Когда нас переполняют эмоции, мы готовы высказать ребенку все, что о нем думаем, рассказать ему какой он неряха, вредина и грубиян. Представим следующие ситуации: Вы увидели, что ваш воспитанник порвал обои, или обрисовал стены, ваша первая реакция будет примерно такой: «Ты что натворил, балбес! Вы узнаете, что ваш неугомонный воспитанник сломал стул или игрушку. Как мы реагируем: Ты ИДИОТ! Куда суешь свои руки… Да я тебе…Да ты. Ничего не понимаешь, тупица! Вы видите, что дети дерутся, ваша реакция: Вы что, с ума сошли? А ну перестаньте, как вам не стыдно! Марш и в угол! А не то сейчас получите у меня. И так далее. Сначала наши фразы обижают ребенка, а вскоре он и вовсе начинает их игнорировать. Все мы прекрасно знаем, что гнев плохой советчик. Есть замечательные слова по этому поводу: «Все есть яд, и все есть лекарство. Но как правильно повести себя в той или иной ситуации? Что же в этом случае нам предлагает концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития»?

Хочу вам предложить хорошую методику:

  1. Прежде всего, можно предупредить ребенка: «Сейчас я буду ругаться». Может быть, он перестанет делать то, что вас злит.
  2. Придумайте ритуальные слова, которые будут звучать смешно и нелепо, но вместе с тем подскажут воспитаннику, что лучше не пакостить. Только прежде чем кричать: «Ухи оборву» или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.
  3. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие «балбес» и «бестолочь» и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: «Ах, ты, вредина-перевредина».
  4. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать чем-нибудь по столу. Это может быть не только сигналом вашим подопечным, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
  5. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись, лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.
  6. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.
  7. Попробуйте ругаться шепотом.
  8. Уйдите в коридор, умывальник, и там выскажите все, что думаете, умывальнику или батарее.
  9. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за уважения чувств ребенка.
  10. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет «Я злюсь!» вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания в такой форме называются «Я-сообщение».


Формула «Я-сообщения»
Я (чувство), когда (поведение в обезличенной форме), и я хочу (я считаю) (потребность педагога + описание действия) Например:

  • «Мне очень грустно (или я в ярости, или я злюсь, это зависит от того, что вы в тот момент чувствуете), когда труд взрослых испорчен. Меня огорчает, что теперь в нашей школе будет так некрасиво».
  • «Я очень злюсь, когда меня не слушают, и я хочу, чтобы мои просьбы выполняли.
  • Я была бы очень рада, если бы все игрушки стояли на своих местах».

Думаю, смысл понятен. Используя «Я-сообщение» вы доносите, какую эмоцию вызывает у вас ребенок, важно не только сказать о ней, но и показать интонационно, жестами и мимикой глубину этой эмоции, но, так сказать, не переходя на личности. А потом обозначаете желаемый результат, также, не переходя на указания «ты должен это сделать»

Преимущества Я-сообщения

  1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
  2. Дает возможность детям ближе узнать взрослых.
  3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.
  4. Оставляем за детьми возможность самим принять решение.
  5. Ответственность на самом педагоге - осознание своей проблемы и возможности с ней работать.

Советы педагогам

  1. Не копите недовольство поведением воспитанника, чтобы, выбрав время, лавиной выплеснуть на него все «материалы следствия».
  2. Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Если вдруг наступит момент, когда он не захочет выполнять ваши требования - «Не хочу! Не буду, и все!», - выясните причины такого поведения. Может быть, ребенка не устраивает не само требование, а ваш авторитарный, жесткий тон.
  3. Правил и запретов нужно немного, но они должны быть постоянными и логичными.
  4. Самый главный совет. Если вы чувствуете, что не правы, что ваша воспитательная тактика напоминает позицию следователя, имейте мужество признаться в этом! Часто, боясь потерять авторитет в глазах детей, педагог избегает признавать, что не прав. Впрочем, можно не анализировать и не признавать своих ошибок в воспитании, только чего вы в таком случае добьетесь, и что вас ждет?

Тренинг «Проблемные ситуации»

Проблемные ситуации

для педагогов начального звена


  1. Ваш воспитанник балуется во время тихого часа, мешает спать детям. Ваши действия.
  2. Ваша воспитанница ленива и неряшлива, в шкафу у нее постоянный беспорядок. Ваши действия.
  3. Ваш воспитанник сломал очень дорогую игрушку. Ваши действия.
  4. Ваши воспитанники плохо ведут себя в столовой. Ваши действия.
  5. Ваш воспитанник ударил другого ребенка и нанес ему травму. Ваши действия.
  6. На вашего воспитанника постоянно жалуются другие педагоги. Ваши действия.

Проблемные ситуации

для педагогов среднего звена


  1. Ваш воспитанник прогуливает уроки. Ваши действия.
  2. Ваша воспитанница постоянно оговаривается с вами, настроена агрессивно. Ваши действия.
  3. Ваш воспитанник не выполнил трудовое поручение, данное ему. Ваши действия.
  4. Ваш воспитанник негативно относится к ребятам группы. Ваши действия.
  5. Ваша воспитанница бродяжничает. По возвращению ребенка в группу - ваши действия.





Проблемные ситуации

для педагогов старшего звена


  1. Ваш воспитанник курит, не реагируя на замечания окружающих. Ваши действия.
  2. Ваша воспитанница выражается нецензурной бранью в адрес ребят, никого не стесняясь. Ваши действия.
  3. Ваш воспитанник имеет вредную привычку - воровство. Ваши действия.
  4. Ваш воспитанник постоянно старается увильнуть от любых поручений. Ваши действия.

Вывод: когда возникают ситуации, вызывающие ваше недовольство, включайте мозги. Перехлестывающие эмоции - не лучший советчик в таких ситуациях. Вдохните глубоко, подключите разум - и трезво оцените ситуацию.

















© 2010-2022