- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на тему Теоретические основы системы воспитания детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в воспитательном процессе
Выступление на тему Теоретические основы системы воспитания детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в воспитательном процессе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова И.В. |
Дата | 26.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательной организации
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида
Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Подготовила воспитатель
Макарова И.В.
Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Однако, недостаточный уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах воспитания личности ребёнка с одной стороны, с другой отсутствие комплексности воспитательной работе послужили стимулом к разработке системы воспитания личности ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Разработанные О.С. Газманом новые ориентиры и ценности образования, обусловили необходимость обращения к пониманию воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке. Личностно-ориентированная система воспитания - одно из направлений гуманистического образования. Центром воспитательного процесса при личностно-ориентированном подходе становится личность ребенка и потребности этой развивающейся личности, она осознается как цель воспитания, субъект воспитательной системы. Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается как процесс субъективного, личностно значимого обогащения жизненного опыта ребенка в комфортных условиях. Основная цель - обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Признаки личностно-ориентированного воспитания
- личность выступает системообразующим фактором организации всего воспитательного процесса;
- педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;
- ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;
- формирование ценностных ориентаций у детей становится условием обеспечения компетентности личности;
- полноценная компетентность воспитанника обеспечивается путем включения в процессе обучения его субъективного опыта.
Методы и приемы личностно-ориентированного подхода
диалог, рефлексивный анализ, диагностика,
педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка,
создание ситуации выбора и успеха. Основой системы личностно-ориентированного воспитания является концепция О.С. «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития». В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Идеальная цель воспитания - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель - дать каждому школьнику нашей школы базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Под педагогической поддержкой Газман О.С. понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении и воспитании, в принятии школьных правил; с эффективной межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным выбором. Семантический и педагогический смысл такой помощи, т.е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека, при этом не забывая опираться на «зону ближайшего развития» по Л.С. Выготскому. В организационном смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи воспитанникам при решении проблем:
Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка; II этап (поисковый) - организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»); III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; IV этап (деятельностный) - действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»; V этап (рефлексивный) - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.
Помощь воспитаннику в его развитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития каждого воспитанника в доступных ему видах деятельности.
- Готовность ребёнка к собственной деятельности.
- Развитость индивидуальных способностей воспитанника.
- Нравственная направленность личности.
- Физическое и психическое здоровье воспитанника.
- Сформированность базовой культуры воспитанника.
- Защищённость и комфортность ребёнка в коллективе.
Основные принципы обеспечения педагогической поддержки
- Доброжелательное отношение к ребёнку.
- Уважения достоинства и доверие.
- Ожидание успеха в решении проблем.
- Свобода поступка, выбора, самовыражения.
- Признание воли ребёнка.
- Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости.
Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям с ОВЗ в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять работу по пяти целевым блокам: «Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг». Мы решили остановиться на трех блоках. Это блоки: «Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и мое здоровье» Каждый блок ставит перед педагогами и воспитанниками определенные цели и задачи.
«Я и моя Родина»
Создание условий для социальной адаптации воспитанников через приобщение к историческому опыту своего народа.
Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям нашего общества.
- Ознакомление воспитанников с общественно- историческим опытом, жизнью своего народа,
- Формирование знаний в области экологии, трудовой деятельности. духовного и нравственного развития.
- Привитие стремления к изучению жизни и традиций народов своего региона.
- Развитие навыков социальной адаптации через краеведческую деятельность.
- Формирование у детей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности.
«Я среди людей»
Создание условий для развития личности ребёнка, условий для межличностного общения и взаимодействия воспитанников, мотивации к творчеству,
профилактика асоциального поведения путём вовлечения в общешкольные мероприятия.
Создание условий для организации и проведения досугового времени воспитанников
- Развитие коммуникативных навыков детей в процессе общения.
- Развитие умения бесконфликтного поведения в процессе коллективной деятельности.
- Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
- Развивать творческие, способности и прикладные умения воспитанников через кружковую работу.
- Формировать положительную мотивацию к различным видам творческой деятельности, поощрению стремления и интереса к новым видам деятельности.
«Я и моё здоровье»
Способствовать становлению и укреплению у воспитанников физического здоровья.
- Формирование ценностей здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культуры.
- Создание условий для формирования психически здорового физически развитого и социально - адаптированного человека.
- Воспитание желания вести здоровый образ жизни путем использования различных форм и методов профилактической работы.
Этапы реализации блоков воспитательной работы
I этап - подготовительный - 2012-2013 учебный год
II этап - внедренческий - 2013-2014 учебный год
III этап - диагностико-коррекционный - 2014-2015 учебный год
IV этап - обобщающий - 2015-2016 учебный год
Основными критериями результативности воспитательного процесса:
-
Физическое и психическое здоровье воспитанника.
-
Развитость индивидуальных способностей воспитанника.
-
Защищенность и комфортность воспитанника в детском коллективе.
-
Готовность воспитанника к самостоятельной деятельности.
-
Нравственная направленность личности.
-
Сформированность базовой культуры воспитанника.
Хочу вам предложить хорошую методику:
- Прежде всего, можно предупредить ребенка: «Сейчас я буду ругаться». Может быть, он перестанет делать то, что вас злит.
- Придумайте ритуальные слова, которые будут звучать смешно и нелепо, но вместе с тем подскажут воспитаннику, что лучше не пакостить. Только прежде чем кричать: «Ухи оборву» или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.
- Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие «балбес» и «бестолочь» и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: «Ах, ты, вредина-перевредина».
- Дойдя до точки кипения, начинайте стучать чем-нибудь по столу. Это может быть не только сигналом вашим подопечным, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
- Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись, лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.
- Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.
- Попробуйте ругаться шепотом.
- Уйдите в коридор, умывальник, и там выскажите все, что думаете, умывальнику или батарее.
- Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за уважения чувств ребенка.
- Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет «Я злюсь!» вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания в такой форме называются «Я-сообщение».
Формула «Я-сообщения»
Я (чувство), когда (поведение в обезличенной форме), и я хочу (я считаю) (потребность педагога + описание действия) Например:
- «Мне очень грустно (или я в ярости, или я злюсь, это зависит от того, что вы в тот момент чувствуете), когда труд взрослых испорчен. Меня огорчает, что теперь в нашей школе будет так некрасиво».
- «Я очень злюсь, когда меня не слушают, и я хочу, чтобы мои просьбы выполняли.
- Я была бы очень рада, если бы все игрушки стояли на своих местах».
Думаю, смысл понятен. Используя «Я-сообщение» вы доносите, какую эмоцию вызывает у вас ребенок, важно не только сказать о ней, но и показать интонационно, жестами и мимикой глубину этой эмоции, но, так сказать, не переходя на личности. А потом обозначаете желаемый результат, также, не переходя на указания «ты должен это сделать»
Преимущества Я-сообщения
- Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
- Дает возможность детям ближе узнать взрослых.
- Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.
- Оставляем за детьми возможность самим принять решение.
- Ответственность на самом педагоге - осознание своей проблемы и возможности с ней работать.
Советы педагогам
- Не копите недовольство поведением воспитанника, чтобы, выбрав время, лавиной выплеснуть на него все «материалы следствия».
- Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Если вдруг наступит момент, когда он не захочет выполнять ваши требования - «Не хочу! Не буду, и все!», - выясните причины такого поведения. Может быть, ребенка не устраивает не само требование, а ваш авторитарный, жесткий тон.
- Правил и запретов нужно немного, но они должны быть постоянными и логичными.
- Самый главный совет. Если вы чувствуете, что не правы, что ваша воспитательная тактика напоминает позицию следователя, имейте мужество признаться в этом! Часто, боясь потерять авторитет в глазах детей, педагог избегает признавать, что не прав. Впрочем, можно не анализировать и не признавать своих ошибок в воспитании, только чего вы в таком случае добьетесь, и что вас ждет?
Тренинг «Проблемные ситуации»
Проблемные ситуации
для педагогов начального звена
- Ваш воспитанник балуется во время тихого часа, мешает спать детям. Ваши действия.
- Ваша воспитанница ленива и неряшлива, в шкафу у нее постоянный беспорядок. Ваши действия.
- Ваш воспитанник сломал очень дорогую игрушку. Ваши действия.
- Ваши воспитанники плохо ведут себя в столовой. Ваши действия.
- Ваш воспитанник ударил другого ребенка и нанес ему травму. Ваши действия.
- На вашего воспитанника постоянно жалуются другие педагоги. Ваши действия.
Проблемные ситуации
для педагогов среднего звена
- Ваш воспитанник прогуливает уроки. Ваши действия.
- Ваша воспитанница постоянно оговаривается с вами, настроена агрессивно. Ваши действия.
- Ваш воспитанник не выполнил трудовое поручение, данное ему. Ваши действия.
- Ваш воспитанник негативно относится к ребятам группы. Ваши действия.
- Ваша воспитанница бродяжничает. По возвращению ребенка в группу - ваши действия.
Проблемные ситуации
для педагогов старшего звена
- Ваш воспитанник курит, не реагируя на замечания окружающих. Ваши действия.
- Ваша воспитанница выражается нецензурной бранью в адрес ребят, никого не стесняясь. Ваши действия.
- Ваш воспитанник имеет вредную привычку - воровство. Ваши действия.
- Ваш воспитанник постоянно старается увильнуть от любых поручений. Ваши действия.
Вывод: когда возникают ситуации, вызывающие ваше недовольство, включайте мозги. Перехлестывающие эмоции - не лучший советчик в таких ситуациях. Вдохните глубоко, подключите разум - и трезво оцените ситуацию.