- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку «И снова о главном работнике в языке — слове» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку «И снова о главном работнике в языке — слове» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Подъяченко Н.Н. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Схема конспекта урока Подъяченко Наталья Николаевна Предмет Русский язык Класс 4 Тема урока «И снова о главном работнике в языке - слове»
Цель урока: расширить представления обучающихся о значении слова, дать понятие «грамматическое значение слова».
Задачи урока:
- повторить и систематизировать изученный материал по теме «Лексическое значение слова», закрепить сложившиеся грамматические, орфографические и речевые умения;
- выявить особенности грамматического значения слова, развивать познавательную активность обучающихся, кругозор, умение оценить свои достижения, работать самостоятельно;
- воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук с экраном, разноцветные листы с заданиями, доска.
Ведущие методы занятий: исследовательский, практический, игровой.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент
Деятельность
учителя и уч-ся:
1. Взаимное приветствие
2. Проверка готовности к уроку
3. Чтение учителем стихотворения
Цель для уч-ся:
-Эмоционально настроиться на урок
Цель для учителя:
-Обеспечить психологический настрой учащихся к уроку.
- Сформулировать тему и цель урока.
- Уточнить понимание учащимися поставленных целей.
- Организовать учащихся в деловую игру.
Приёмы: Эмоциональное стимулирование, сотрудничество, командная игровая деятельность, использование коммуникативных технологий.
Орфографическая разминка.
Использование ИКТ.
Ход урока
-
Организационный момент. Слайд № 1
Учитель - «Сегодня я приглашаю вас на очередное заседание в клуб любителей русского языка».
Постановка цели, сообщение темы урока.
Учитель - «Конечно, нам необходимо определиться с темой нашего заседания. Послушайте стихотворение Вадима Шефнера и догадайтесь о чём стихотворение»
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова- словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту…"
Учитель - О чем говорится в стихотворении?
Возможные ответы учащихся - "О слове".
Учитель - Какова роль слова в речи?
Учащиеся - Слово является главным работником в языке.
Открывается тема урока "И снова о главном работнике в языке - слове" на классной доске.
Инструктаж перед игрой.
Учитель - Уважаемые знатоки! Перед вами лежат на столе у каждого разноцветные листки с заданиями. Вам необходимо очень внимательно слушать объяснения и постараться выполнить задания. Пометки, подчёркивания нужно делать на листах.
2.
Актуализация опорных знаний.
Деятельность учителя и учащихся:
1.Обмен мнениями, знаниями о слове.
2. Объяснение лексического значения слов.
3. Учащиеся формулируют понятия о синонимах, антонимах, омонимах, омофонах.
4. Учащиеся решают орфографические задачи, повторяют правила.
5. Учащиеся находят ошибку в морфемном разборе.
6. Постановка проблемного вопроса.
Цель для уч-ся:
Закрепить и расширить знания о лексическом значении слова
Умение решать орфографические задачи
Цель для учителя:
Активизация внимания уч-ся;
Проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков
Развитие кругозора учащихся.
Привлечение интереса к родному слову
Приёмы:
индивидуальный опрос, беседа, эмоциональное стимулирование, использование межпредметной связи, опора на чувства, логическое умозаключение
использование ТСО.
-
Актуализация опорных знаний.
Учитель - "Итак, внимание, задание бежевого листа. Слайд № 2 1. Чем похожи все слова языка? Что они имеют в отличие от «не слов»? Учащиеся - Значение 2. Какие три «работы» могут выполнять слова? Учащиеся - Называть, указывать, помогать.
- На какие две группы делятся слова?
- Что мы можем сделать со словом? (зв-б, ч.р., с.с., член предложения, значение)
-Впишите нужные слова. Дети самостоятельно вписывают ответы на вопросы бежевого листа. А теперь правильный ответ… (проверка на слайде № 2).
Учитель - Сейчас мы поговорим о значении слов. С нами играет наш давний друг Антон, внимание на экран. Слайд № 3 белеть - чернеть; каприс - каприз; большой - маленький; плот - плод; шустрый, юркий, проворный; печь - печь стекло - стекло
-На какие группы можно разделить все эти слова? Для чего в языке так много слов? Для чего необходимо знать значение слов?
Учащиеся формулируют понятия о синонимах, антонимах, омонимах, омофонах. (Ответы детей)
На слайде учитель намеренно допускает ошибку в морфемном разборе слова «стекло» (как глагола), надеясь на орфографическую зоркость учащихся. Также дети решают орфографические задачи, повторяют правила.
3.
Изучение нового учебного материала
Деятельность учителя и учащихся:
1.Постановка проблемных вопросов учителем
2. Решение проблемных заданий учащимися (в случае затруднения помочь наводящими вопросами)
3. Активный отдых учащихся
Цели для учащихся:
Выявить особенности грамматического значения слова.
Систематизировать знания о лексическом и грамматическом значении слова.
Цели для учителя:
Дать учащимся конкретное представление о грамматическом значении слова; обеспечить осознанное усвоение нового материала
Методы: постановка проблемы,
анализ, сравнение, наглядность, самостоятельная работа, сотрудничество, ситуация успеха,
поисковая деятельность.
Учитель - "Играют авторы учебника. Внимание, задание зелёного листа. Слайд № 4 Р а д у ю с ь з-б. с р а д о с т ь ю Р а д о с ? н о е р а д о с ? н о адыр У меня _____________ч.р. настроение. Я ________ч.р., когда у меня все получа..[ца]. Каждое дел. я стараюсь делать ___________(с радостью ч.р.).
-Какое из записей не слово, подчеркни только слова. Обозначь только в словах части речи. Как называются слова, которые вы подчеркнули? Как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и в других словах? (ответы детей).
Проверка. Слайд № 5 Р а д о с т н о е р а д о с т н о рады У меня радостное ч.р. настроение. Я радуюсь ч.р., когда у меня все получается. Каждое дело я стараюсь делать радостно (с радостью ч.р.).
-Выясните, какими частями речи являются добавленные вами слова. Решайте орфографические задачи, доказывайте выбор букв.
Проведите указанные виды разбора. (У доски).
Три слова - три ученика у доски, по одному от каждого ряда (командное соревнование).
Учитель - "Внимание, чёрный ящик! С нами играет мудрая сова. В русском языке есть устойчивые сочетания слов, выражения, в которых есть одна особенность - в них нельзя ни переставлять слова, ни заменять их. Что в чёрном ящике? Приведите примеры".
Дети приходят к выводу, что в "черном ящике" фразеологический оборот и приводят свои примеры.
Релаксация. Слайд № 6
Проводится гимнастика для глаз.
Учитель - "А сейчас поиграем в игру "Волшебные огоньки". В нашем классе загорелись разноцветные огоньки. Но их сможет увидеть тот, кто будет внимательным, и не будет поворачивать голову. Посмотрите в левый верхний угол класса, правый верхний угол, на окно, на дверь, на нос соседа справа и т. д. Молодцы! Садитесь".
Учитель - "Немножко отдохнули, продолжим: "Таинственные листы"! Уважаемые знатоки, о чём пойдёт речь?" (Ответы детей).
Ученики разбиваются на три команды и разбирают по шесть одинаковых слов. Работы вывешиваются на доску для проверки. Оценивается правильность, аккуратность, быстрота выполнения.
Учитель - "Заседание продолжается. С нами играет учёный-филолог Л.В. Щерба. Внимание, задание оранжевого листа! Слайд № 7 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
-Прочитайте предложение, понятны ли слова в предложении, их смысл? Можно ли определить члены предложения? Попробуйте это сделать.
Дети анализируют, рассуждают, спорят, доказывая свою точку зрения.
Проверка. Слайд № 8
Учитель - "А теперь, из трёх предложений выберите точное предложение о глокой куздре и обоснуйте свой выбор". (ответы детей) Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовет цыпленка. Добрый служитель привет-ливо встретил слона и замечает слоненка. Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка. 4.
Закрепление
Деятельность учителя и учащихся:
1. Индивидуальная работа по карточкам
2. Самопроверка и оценка своих знаний учащимися
3. Обеспечение учителем учащихся дидактическим материалом
4. Показ слайдов учителем
Цели для учащихся:
Уметь оперировать ранее полученными и новыми знаниями;
Решать практические задачи.
Цели для учителя:
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий в нестандартной ситуации
Обеспечить мотивацию учебной деятельности
Методы:
Групповая и индивидуальная работа, сотрудничество,
коммуникативная деятельность, наглядность, эмоциональное стимулирование.
Учитель - "Нас ждёт блицтурнир! Перед вами задание розового листа. Отвечая на вопросы, впишите буквы правильных ответов в таблицу и прочитаете зашифрованное слово" Учащиеся самостоятельно работают с тестом.
1. В каком слове есть звук [д]?
А) лимонад
Е) дети
У) радость
Ы) лебедь
2. Укажи состав слова кормушка
Б) ¬ ∩ ^ □
М) ∩ ^ □
В) ∩ □
3. Какое слово написано неверно?
Г) аккуратно
Н) беблиотека
Д) слева
Я) издалека
4. Какое слово нельзя изменить по родам
Ж) сломалась
И) игрушка
З) красивая
5. Какой глагол I спряжения
Л) гнать
С) пилить
К) носить
Ч) шептать
6. Найди слово, где нужен Ь
Ж) гараж
Ш) товарищ
О) обруч
К) рожь
Р) плащ
7. Определи, в каких словах все согласные звонкие
С) узелок
А) неделя
Т) лунатик
Ф) соболь
Учитель - "Время! Поменяйтесь с соседом, подумайте, согласны ли вы с ним" (работа в парах).
Учитель - "Давайте проверим!" Слайд № 10 (умничка)
5.
Итог урока
Деятельность учителя и учащихся:
1.Мобилизация учащихся на
рефлексию своей деятельности
2. Самооценка учащимися результатов деятельности на уроке
3
Цель для учащихся:
Дать самооценку своей
деятельности
Цель для учителя:
Выработать критерии оценки сформированности умений.
Дать учащимся информации о реальных успехах их деятельности
Методы:
Беседа, рефлексия
Учитель - "Да, вы действительно УМНИЧКИ! Но заседание нашего клуба подходит к концу, и сейчас я попрошу вас проверить себя самих - как каждый из вас может охарактеризовать свою работу на уроке?" Слайд № 11
- На уроке мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.
- На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.
- Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок.
- Я ничего не понял (не поняла) на уроке, у меня не было правильных ответов вообще.
У ребят на партах конвертики с квадратиками разного цвета Они выбирают один из них и отдают учителю. Учителем проводится анализ работы на уроке.
Учитель - "Что запомнилось? Что порадовало? О чем расскажете дома?" (ответы детей).
Учитель - "Так о каком главном работнике в речи мы сегодня говорили?" (ответы детей).
Учитель - "Почему именно слово считается главным работником в языке?" (ответы детей).
Учитель напоминает о бережном отношении к слову, языку: "Описки и ошибки разрушают слова, уничтожают их смысл. Нас ждут новые открытия тайн нашего русского языка! А сегодня заседание клуба любителей русского языка объявляю закрытым. Спасибо за урок!!!" 6.
Домашнее задание:
Деятельность учителя и учащихся:
1. Консультация учителя
2. Запись д/задания в дневники
Цель для уч-ся:
Понять порядок выполнения инструктажа по домашней работе
Цель для учителя:
Дать инструктаж по выполнению домашнего задания.
Методы:
Консультация учителя
Домашнее задание:
Стр.17 упражнение 36. Выполнить по заданию учебника. - Прочитайте задание. Если есть вопросы по выполнению упражнения, спрашиваем. (Вопросы детей)