Конспект урока по русскому языку «И снова о главном работнике в языке — слове» (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока Подъяченко Наталья Николаевна Предмет Русский язык Класс 4 Тема урока «И снова о главном работнике в языке - слове»

Цель урока: расширить представления обучающихся о значении слова, дать понятие «грамматическое значение слова».

Задачи урока:

- повторить и систематизировать изученный материал по теме «Лексическое значение слова», закрепить сложившиеся грамматические, орфографические и речевые умения;

- выявить особенности грамматического значения слова, развивать познавательную активность обучающихся, кругозор, умение оценить свои достижения, работать самостоятельно;

- воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ноутбук с экраном, разноцветные листы с заданиями, доска.

Ведущие методы занятий: исследовательский, практический, игровой.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент

Деятельность

учителя и уч-ся:

1. Взаимное приветствие

2. Проверка готовности к уроку

3. Чтение учителем стихотворения

Цель для уч-ся:

-Эмоционально настроиться на урок

Цель для учителя:

-Обеспечить психологический настрой учащихся к уроку.

- Сформулировать тему и цель урока.

- Уточнить понимание учащимися поставленных целей.

- Организовать учащихся в деловую игру.

Приёмы: Эмоциональное стимулирование, сотрудничество, командная игровая деятельность, использование коммуникативных технологий.

Орфографическая разминка.

Использование ИКТ.

Ход урока


  1. Организационный момент. Слайд № 1

Учитель - «Сегодня я приглашаю вас на очередное заседание в клуб любителей русского языка».

Постановка цели, сообщение темы урока.

Учитель - «Конечно, нам необходимо определиться с темой нашего заседания. Послушайте стихотворение Вадима Шефнера и догадайтесь о чём стихотворение»

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова- словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту…"

Учитель - О чем говорится в стихотворении?

Возможные ответы учащихся - "О слове".

Учитель - Какова роль слова в речи?

Учащиеся - Слово является главным работником в языке.

Открывается тема урока "И снова о главном работнике в языке - слове" на классной доске.

Инструктаж перед игрой.

Учитель - Уважаемые знатоки! Перед вами лежат на столе у каждого разноцветные листки с заданиями. Вам необходимо очень внимательно слушать объяснения и постараться выполнить задания. Пометки, подчёркивания нужно делать на листах.
2.

Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя и учащихся:

1.Обмен мнениями, знаниями о слове.

2. Объяснение лексического значения слов.

3. Учащиеся формулируют понятия о синонимах, антонимах, омонимах, омофонах.

4. Учащиеся решают орфографические задачи, повторяют правила.

5. Учащиеся находят ошибку в морфемном разборе.

6. Постановка проблемного вопроса.

Цель для уч-ся:

Закрепить и расширить знания о лексическом значении слова

Умение решать орфографические задачи

Цель для учителя:

Активизация внимания уч-ся;

Проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков

Развитие кругозора учащихся.

Привлечение интереса к родному слову

Приёмы:

индивидуальный опрос, беседа, эмоциональное стимулирование, использование межпредметной связи, опора на чувства, логическое умозаключение

использование ТСО.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель - "Итак, внимание, задание бежевого листа. Слайд № 2 1. Чем похожи все слова языка? Что они имеют в отличие от «не слов»? Учащиеся - Значение 2. Какие три «работы» могут выполнять слова? Учащиеся - Называть, указывать, помогать.

  1. На какие две группы делятся слова?
Учащиеся - Самостоятельные, служебные.
  1. Что мы можем сделать со словом? (зв-б, ч.р., с.с., член предложения, значение)

-Впишите нужные слова. Дети самостоятельно вписывают ответы на вопросы бежевого листа. А теперь правильный ответ… (проверка на слайде № 2).

Учитель - Сейчас мы поговорим о значении слов. С нами играет наш давний друг Антон, внимание на экран. Слайд № 3 белеть - чернеть; каприс - каприз; большой - маленький; плот - плод; шустрый, юркий, проворный; печь - печь стекло - стекло

-На какие группы можно разделить все эти слова? Для чего в языке так много слов? Для чего необходимо знать значение слов?

Учащиеся формулируют понятия о синонимах, антонимах, омонимах, омофонах. (Ответы детей)

На слайде учитель намеренно допускает ошибку в морфемном разборе слова «стекло» (как глагола), надеясь на орфографическую зоркость учащихся. Также дети решают орфографические задачи, повторяют правила.
3.

Изучение нового учебного материала

Деятельность учителя и учащихся:

1.Постановка проблемных вопросов учителем

2. Решение проблемных заданий учащимися (в случае затруднения помочь наводящими вопросами)

3. Активный отдых учащихся

Цели для учащихся:

Выявить особенности грамматического значения слова.

Систематизировать знания о лексическом и грамматическом значении слова.

Цели для учителя:

Дать учащимся конкретное представление о грамматическом значении слова; обеспечить осознанное усвоение нового материала

Методы: постановка проблемы,

анализ, сравнение, наглядность, самостоятельная работа, сотрудничество, ситуация успеха,

поисковая деятельность.

Учитель - "Играют авторы учебника. Внимание, задание зелёного листа. Слайд № 4 Р а д у ю с ь з-б. с р а д о с т ь ю Р а д о с ? н о е р а д о с ? н о адыр У меня _____________ч.р. настроение. Я ________ч.р., когда у меня все получа..[ца]. Каждое дел. я стараюсь делать ___________(с радостью ч.р.).

-Какое из записей не слово, подчеркни только слова. Обозначь только в словах части речи. Как называются слова, которые вы подчеркнули? Как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и в других словах? (ответы детей).

Проверка. Слайд № 5 Р а д о с т н о е р а д о с т н о рады У меня радостное ч.р. настроение. Я радуюсь ч.р., когда у меня все получается. Каждое дело я стараюсь делать радостно (с радостью ч.р.).

-Выясните, какими частями речи являются добавленные вами слова. Решайте орфографические задачи, доказывайте выбор букв.

Проведите указанные виды разбора. (У доски).

Три слова - три ученика у доски, по одному от каждого ряда (командное соревнование).

Учитель - "Внимание, чёрный ящик! С нами играет мудрая сова. В русском языке есть устойчивые сочетания слов, выражения, в которых есть одна особенность - в них нельзя ни переставлять слова, ни заменять их. Что в чёрном ящике? Приведите примеры".

Дети приходят к выводу, что в "черном ящике" фразеологический оборот и приводят свои примеры.

Релаксация. Слайд № 6

Проводится гимнастика для глаз.

Учитель - "А сейчас поиграем в игру "Волшебные огоньки". В нашем классе загорелись разноцветные огоньки. Но их сможет увидеть тот, кто будет внимательным, и не будет поворачивать голову. Посмотрите в левый верхний угол класса, правый верхний угол, на окно, на дверь, на нос соседа справа и т. д. Молодцы! Садитесь".

Учитель - "Немножко отдохнули, продолжим: "Таинственные листы"! Уважаемые знатоки, о чём пойдёт речь?" (Ответы детей).

Ученики разбиваются на три команды и разбирают по шесть одинаковых слов. Работы вывешиваются на доску для проверки. Оценивается правильность, аккуратность, быстрота выполнения.

Учитель - "Заседание продолжается. С нами играет учёный-филолог Л.В. Щерба. Внимание, задание оранжевого листа! Слайд № 7 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

-Прочитайте предложение, понятны ли слова в предложении, их смысл? Можно ли определить члены предложения? Попробуйте это сделать.

Дети анализируют, рассуждают, спорят, доказывая свою точку зрения.

Проверка. Слайд № 8

Учитель - "А теперь, из трёх предложений выберите точное предложение о глокой куздре и обоснуйте свой выбор". (ответы детей) Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовет цыпленка. Добрый служитель привет-ливо встретил слона и замечает слоненка. Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка. 4.

Закрепление

Деятельность учителя и учащихся:

1. Индивидуальная работа по карточкам

2. Самопроверка и оценка своих знаний учащимися

3. Обеспечение учителем учащихся дидактическим материалом

4. Показ слайдов учителем

Цели для учащихся:

Уметь оперировать ранее полученными и новыми знаниями;

Решать практические задачи.

Цели для учителя:

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий в нестандартной ситуации

Обеспечить мотивацию учебной деятельности

Методы:

Групповая и индивидуальная работа, сотрудничество,

коммуникативная деятельность, наглядность, эмоциональное стимулирование.

Учитель - "Нас ждёт блицтурнир! Перед вами задание розового листа. Отвечая на вопросы, впишите буквы правильных ответов в таблицу и прочитаете зашифрованное слово" Учащиеся самостоятельно работают с тестом.

1. В каком слове есть звук [д]?

А) лимонад

Е) дети

У) радость

Ы) лебедь

2. Укажи состав слова кормушка

Б) ¬ ∩ ^ □

М) ∩ ^ □

В) ∩ □

3. Какое слово написано неверно?

Г) аккуратно

Н) беблиотека

Д) слева

Я) издалека

4. Какое слово нельзя изменить по родам

Ж) сломалась

И) игрушка

З) красивая

5. Какой глагол I спряжения

Л) гнать

С) пилить

К) носить

Ч) шептать

6. Найди слово, где нужен Ь

Ж) гараж

Ш) товарищ

О) обруч

К) рожь

Р) плащ

7. Определи, в каких словах все согласные звонкие

С) узелок

А) неделя

Т) лунатик

Ф) соболь

Учитель - "Время! Поменяйтесь с соседом, подумайте, согласны ли вы с ним" (работа в парах).

Учитель - "Давайте проверим!" Слайд № 10 (умничка)
5.

Итог урока

Деятельность учителя и учащихся:

1.Мобилизация учащихся на

рефлексию своей деятельности

2. Самооценка учащимися результатов деятельности на уроке

3

Цель для учащихся:

Дать самооценку своей

деятельности

Цель для учителя:

Выработать критерии оценки сформированности умений.

Дать учащимся информации о реальных успехах их деятельности

Методы:

Беседа, рефлексия

Учитель - "Да, вы действительно УМНИЧКИ! Но заседание нашего клуба подходит к концу, и сейчас я попрошу вас проверить себя самих - как каждый из вас может охарактеризовать свою работу на уроке?" Слайд № 11

  • На уроке мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.
  • На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.
  • Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок.
  • Я ничего не понял (не поняла) на уроке, у меня не было правильных ответов вообще.

У ребят на партах конвертики с квадратиками разного цвета Они выбирают один из них и отдают учителю. Учителем проводится анализ работы на уроке.

Учитель - "Что запомнилось? Что порадовало? О чем расскажете дома?" (ответы детей).

Учитель - "Так о каком главном работнике в речи мы сегодня говорили?" (ответы детей).

Учитель - "Почему именно слово считается главным работником в языке?" (ответы детей).

Учитель напоминает о бережном отношении к слову, языку: "Описки и ошибки разрушают слова, уничтожают их смысл. Нас ждут новые открытия тайн нашего русского языка! А сегодня заседание клуба любителей русского языка объявляю закрытым. Спасибо за урок!!!" 6.

Домашнее задание:

Деятельность учителя и учащихся:

1. Консультация учителя

2. Запись д/задания в дневники

Цель для уч-ся:

Понять порядок выполнения инструктажа по домашней работе

Цель для учителя:

Дать инструктаж по выполнению домашнего задания.

Методы:

Консультация учителя

Домашнее задание:


Стр.17 упражнение 36. Выполнить по заданию учебника. - Прочитайте задание. Если есть вопросы по выполнению упражнения, спрашиваем. (Вопросы детей)


© 2010-2022