Урок по окружающему миру на тему Родной край-частица Родины (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок во 2 классе по окружающему миру

( « Нач. шк. XXI в.», Н.Ф. Виноградова)

Тема: « Родной край- частица Родины».

Учитель: Золотарева Л.Г., ВКК.



Цели:

  • познакомить учащихся с историческими местами, памятниками родного города Воронежа, а также людьми, прославившими свой край;

  • формировать нравственность учащихся на основе традиционной для Отечества духовности;

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю.



Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова( Изд-во «Вентана-Граф», 2011г.);

  • рабочая тетрадь по краеведению -1 год обучения ( Изд-во ВОИПК и ПРО г.Воронеж, 2011г.);

  • фотографии памятников и любимых мест в городе, иллюстрации древнего города и судостроительных верфей, иллюстрации и рисунки кораблей, кроссворд.



Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания:

  • фронтальная работа с классом

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями, которые нам знакомы с детства ( на доске ): Родина, Отечество, Отчизна, Родная страна, Россия.

3.Введение в тему урока:

На доске: Родной край, Родной город, Малая родина.

-Кто догадался, о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке?

-Верно, о малой родине, о том месте, где вы родились и живёте.Каждому из нас вспоминается, что-то своё, самое дорогое: свой дом, родители, друзья, школа. Всё это- наша малая родина. Но есть то, что объединяет нас всех…Какой город и область мы называем малой родиной?

На доске: Воронеж, Воронежская область.

-Итак, ребята, сегодня мы с вами постараемся побольше узнать о нашей малой родине.

-Тема нашего урока: «Родной край - частица Родины».

4.Изучение нового материала:

-На каникулах мы с вами были на экскурсии по городу и много узнали о нашем крае. Давайте же вспомним…

-Перенесёмся в далёкое прошлое…

Выступления учащихся:

  • На территории Воронежского края люди жили десятки тысяч лет назад. Известно, что народы, жившие на территории нашего края. Первыми приняли на себя удары войска хана Батыя в 1237 году.

  • Набеги воинственных соседей на Русь продолжались. Поэтому летом 1586 года на южных рубежах Русского государства был основан город-крепость Воронеж, получивший своё название по реке Воронеж. Город-воин, город-защитник, во главе которого стоял воевода- Семён Фёдорович Сабуров. Город состоял из деревянных срубов с башнями. Главной обязанностью жителей была военная служба, охрана русских земель от набегов.



Работа в тетрадях по краеведению:

стр.48, задание 1, 2 - рассматривание рисунков древнего города Воронежа.

-Часто наведывались в Воронежский край непрошенные гости - татары, конные дозоры выезжали осматривать окрестности. В случае тревоги в городе били в вестовой колокол. Ворота наглухо закрывались. А все окрестные жители укрывались за стенами крепости. Каждый человек получал оружие и нёс военные обязанности. А тем временем в соседние города неслись гонцы с тревожной вестью.

-Чтение стихотворения нашего земляка - Константина Гусева ( рабочая тетрадь по краеведению.)

-История нашего края неразрывно связана с историей России. Именно здесь 300 лет назад молодой русский царь Пётр Iначал строить первые военные корабли. Всего за несколько месяцев под его руководством и духовным напутствием святителя Митрофана были построены и спущены на воду первые галеры: «Принципум», «Святой Матвей», многопушечный корабль «Апостол Пётр», парусник «Предистинация». Более двухсот кораблей, построенных на воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.

-С помощью флота, построенного под Воронежем, Россия овладела городом Азовом - могучей турецкой крепостью, при впадении Дона в Азовское море.



Работа в тетрадях по краеведению:

стр.50, задание 6.

-Для выполнения этого задания вам потребуются ножницы и клей. Вам предстоит «спустить» на воду первые корабли, построенные в эпоху ПетраI.

( самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях.)

-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае. В нашем городе в 1860 году был установлен памятник «Отцу русского флота» - Петру I, но во время Великой Отечественной войны он был уничтожен. Новый памятник был открыт в 1956 году в Петровском сквере.

-В годы Великой Отечественной войны наш город встал на защиту Родины. 212 дней и ночей город находился в огне сражений, но не был сдан врагу. За заслуги в годы ВОВ наш город удостоен звания «Город воинской славы», о чём напоминает стела в парке «Патриотов».



Показ фотографий с экскурсии.

-Подробнее об этом, мы с вами поговорим на следующих уроках окружающего мира.



5.Физкультминутка:

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!



6.Знакомство с современным городом.

-Закончились тяжёлые времена для нашего города. Сейчас Воронеж стал центром Центрально-Чернозёмного региона.

-История нашего города связана с именами великих людей. Здесь жили и творили свои бессмертные труды - художник И.Крамской, поэты А.В. Кольцов и И.С.Никитин, писатели И.Бунин и Г.Троепольский, собиратель русских песен и основатель народного хора И.Пятницкий, знаменитый клоун-сатирик Дуров и другие известные люди.

-В городе поставлены памятники, разбиты парки и скверы, которые носят их имена.



Рассматривание фотографий памятных мест города Воронежа.



7.Итог урока. Выставление оценок учащимся.

-Подведём итог нашего урока. Знания,полученные на уроке помогут вам разгадать кроссворд:

По горизонтали:

1.Фамилия поэта, прославившего Воронежский край. ( Кольцов )

2.Что строили на Воронежских верфях в 17 веке? ( Корабли )

3.Знаменитый воронежский художник. ( Крамской )

4.Памятник этому поэту стоит у кинотеатра «Пролетарий». ( Никитин )

5.Имя царя-основателя русского флота. ( Пётр I )

-Молодцы, ребята!

-А теперь, давайте прочитаем по вертикали ключевое слово (хором):

ВОРОНЕЖ.



-Давайте послушаем стихотворение о нашем городе (читает учащийся - наизусть) :

В природе его, в народе

И в песнях, и в шуме лесном-

Большая и малая Родина-

Всё для меня в нём!

-Изучая прошлое - мы должны любить, знать и ценить настоящее.



8.Домашнее задание:

стр.51, задание 7, 8 (в рабочей тетради по краеведению.) Подготовить рассказ о своей малой родине.



Список используемой литературы:

  • Учебник «Окружающий мир», Изд-во «Вентана-Граф», 2011г.
  • Рабочая тетрадь по краеведению (1 год обучения ), Изд-во ВОИПК и ПРО г.Воронеж, 2011г.
  • Путеводитель «Воронеж», Изд-во «Кантилена», ООО «Русь», 2006г., 10 стр.
  • «Наш Воронеж», Изд-во «Кварта», 2002г., 32 стр.
  • П.Ф.Чубурин «Земля Воронежская», Центрально-Чернозёмное книжное изд-во, 1994г., 80 стр.



© 2010-2022