- Преподавателю
- Начальные классы
- СтатьяОбеспечение непрерывности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
СтатьяОбеспечение непрерывности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Реброва Н.Д. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обеспечение непрерывности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Поступление в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждого ребёнка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлёты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждёт нового школьника,- это адаптация к новым условиям жизни. Вместе со статусом школьника ребёнок получает больше самостоятельности, живёт по новому распорядку, новому ритму жизни. Но иногда он не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, произошедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых: любящих родителей и мудрых педагогов, которые в нужный момент всегда придут на помощь, поддержат, подскажут, научат всему необходимому. Как же сделать так, чтобы переход в школу был менее болезненным, а сама подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребёнка? В ходе подготовки ребёнка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения. Решить проблему преемственности, на наш взгляд, возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимает важное место в работе гимназии. Методическое объединение учителей начальных классов на протяжении нескольких лет ведёт целенаправленную работу по преемственности. Педагоги дошкольного образования посещают школу своих выпускников, интересуются у учителей, какие трудности и победы у них наблюдаются, педагоги обмениваются опытом и методами работы. На основе результатов этой деятельности корректируются планы работы по подготовке детей к школе, а основные проблемы выносятся на совместные методические объединения. Эффективными формами работы с ДОУ стали семинары - практикумы и консилиумы, заседания за круглым столом, мастер - классы, на которых решаются вопросы: -развития мелкой моторики руки дошкольников и обучение письму младших школьников; -речевого развития дошкольников и школьников; -преемственности в физическом развитии детей. Ежегодно на базах гимназии и ДОУ проводятся совместные родительские конференции, на которых педагоги ДОУ рассказывают родителям будущих первоклассников об опыте работы по подготовке детей к школе, а педагоги гимназии знакомят с требованиями и условиями школьного обучения. В конце каждого года на заключительном семинаре подводятся итоги работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Совместные встречи воспитателей, учителей позволяют выработать адекватные формы обучения детей соответственно возраста, преемственность в методах воспитания и обучения. Современная педагогика нацеливает на исследовательский подход в обучении и воспитании, в вопросах решения проблем преемственности. Вспомним мудрую педагогическую истину: чтобы учить и воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Для того, чтобы помочь ребёнку в этом, мы, педагоги начальной школы, должны чётко представлять себе, с какими знаниями, умениями оказываются дети на пороге школы, его физические и психические (психологические) особенности. «Без знания ребёнка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей- нет воспитания», - утверждал В. А. Сухомлинский, который одним из первых начал обучать в школе шестилетних детей. Для учителя начальных классов очень важно создать такие условия, которые в полной мере помогают каждому ребёнку сохранить самоценность детства, индивидуальную траекторию развития с учётом состояния его психофизиологического и познавательного развития. Программа включает следующие направления педагогической деятельности: -диагностическую -аналитическую -коррекционную -консультативную Благодаря проведению комплексной диагностики мы имеем возможность более глубокого изучения психофизиологического развития ребёнка. Диагностический этап программы включает педагогическую диагностику по всем направлениям развития ребенка:
- Телесно-двигательное развитие
- Когнитивное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- социальная комфортность (умение адаптироваться к требованиям среды, соблюдать принятые нормы и правила);
- форма общения с окружающими (личностная, деловая, ситуативная);
- активность, инициатива в общении, интерес к окружающим;
- контактность или конфликтность (агрессивная позиция);
- тревоги и страхи.
Председатель МО учителей начальных классов Реброва Н. Д.