СтатьяОбеспечение непрерывности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обеспечение непрерывности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Поступление в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждого ребёнка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлёты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждёт нового школьника,- это адаптация к новым условиям жизни. Вместе со статусом школьника ребёнок получает больше самостоятельности, живёт по новому распорядку, новому ритму жизни. Но иногда он не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, произошедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых: любящих родителей и мудрых педагогов, которые в нужный момент всегда придут на помощь, поддержат, подскажут, научат всему необходимому. Как же сделать так, чтобы переход в школу был менее болезненным, а сама подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребёнка? В ходе подготовки ребёнка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения. Решить проблему преемственности, на наш взгляд, возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимает важное место в работе гимназии. Методическое объединение учителей начальных классов на протяжении нескольких лет ведёт целенаправленную работу по преемственности. Педагоги дошкольного образования посещают школу своих выпускников, интересуются у учителей, какие трудности и победы у них наблюдаются, педагоги обмениваются опытом и методами работы. На основе результатов этой деятельности корректируются планы работы по подготовке детей к школе, а основные проблемы выносятся на совместные методические объединения. Эффективными формами работы с ДОУ стали семинары - практикумы и консилиумы, заседания за круглым столом, мастер - классы, на которых решаются вопросы: -развития мелкой моторики руки дошкольников и обучение письму младших школьников; -речевого развития дошкольников и школьников; -преемственности в физическом развитии детей. Ежегодно на базах гимназии и ДОУ проводятся совместные родительские конференции, на которых педагоги ДОУ рассказывают родителям будущих первоклассников об опыте работы по подготовке детей к школе, а педагоги гимназии знакомят с требованиями и условиями школьного обучения. В конце каждого года на заключительном семинаре подводятся итоги работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Совместные встречи воспитателей, учителей позволяют выработать адекватные формы обучения детей соответственно возраста, преемственность в методах воспитания и обучения. Современная педагогика нацеливает на исследовательский подход в обучении и воспитании, в вопросах решения проблем преемственности. Вспомним мудрую педагогическую истину: чтобы учить и воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Для того, чтобы помочь ребёнку в этом, мы, педагоги начальной школы, должны чётко представлять себе, с какими знаниями, умениями оказываются дети на пороге школы, его физические и психические (психологические) особенности. «Без знания ребёнка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей- нет воспитания», - утверждал В. А. Сухомлинский, который одним из первых начал обучать в школе шестилетних детей. Для учителя начальных классов очень важно создать такие условия, которые в полной мере помогают каждому ребёнку сохранить самоценность детства, индивидуальную траекторию развития с учётом состояния его психофизиологического и познавательного развития. Программа включает следующие направления педагогической деятельности: -диагностическую -аналитическую -коррекционную -консультативную Благодаря проведению комплексной диагностики мы имеем возможность более глубокого изучения психофизиологического развития ребёнка. Диагностический этап программы включает педагогическую диагностику по всем направлениям развития ребенка:

  • Телесно-двигательное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
По результатам комплексной психолого-педагогической диагностики делается вывод об исходном уровне развития конкретного ребенка, составляется профиль его индивидуального развития, определяются направления индивидуальной работы с каждым ребенком. Диагностика промежуточного и завершающих этапов необходима для выработки методических рекомендаций педагогам и родителям по дальнейшей работе с детьми. В проведении итоговой диагностики в подготовительной группе принимает участие учитель, у которого будут обучаться эти дети. Это позволяет учителю перед началом учебного года составить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. На основе диагностических данных в 1-ом классе через систему заданий проводится тренинг основных психофизических характеристик, который обеспечивает оптимизацию познавательной деятельности и поведенческих реакций, формирует общеучебные умения, при этом происходит социализация учащихся через освоение ими новой роли. На следующем этапе (декабрь) проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребёнка по отношению к самому себе. C первой недели обучения ребенка в 1-м классе учителем и психологом ведется «Дневник социально-эмоциональной деятельности ученика», предполагающий наблюдение за ребенком в учебном процессе по следующим направлениям:
  • социальная комфортность (умение адаптироваться к требованиям среды, соблюдать принятые нормы и правила);
  • форма общения с окружающими (личностная, деловая, ситуативная);
  • активность, инициатива в общении, интерес к окружающим;
  • контактность или конфликтность (агрессивная позиция);
  • тревоги и страхи.
Лучше понять личностные особенности детей, их интересы и склонности помогает анализ анкетирования, проведенного среди родителей учащихся начальной школы. Специально разработанная анкета-опросник для родителей позволяет составить характеристику молодых семей, чьи дети учатся в 1 и 2 классах гимназии, определить условия воспитания и особенности развития школьников. На основании обобщения полученных диагностических материалов на каждого ребенка составляется «Карта уровня развития личности», показывающая уровень развития у ребенка мышления, сформированности личностных психических и физиологических качеств. На основе Карты разрабатываются определённые рекомендации, предназначенные как для ознакомления родителям, так и учителям для выработки стратегии педагогической деятельности. На этом этапе (коррекционно-развивающий) выявляются неадаптированные учащиеся, для которых проводят специальные занятия психолог и логопед, что обеспечивает контроль за индивидуальным развитием психофизических характеристик ребёнка, его продвижение во всех видах деятельности и в поведении. Такая работа позволяет наиболее успешно и безболезненно освоиться учащимся в школе. Одной из форм работы с детьми в рамках преемственности является организация групп «Филипок» и «Фантазёры» (состоящей из неорганизованных детей микроучастка), действующие на базе нашей гимназии. Целью занятий в этих группах является создание такой среды, которая способствовала бы общему развитию детей и позволила бы подняться до уровня «школьной зрелости». Работа с этими учащимися также предусматривает использование диагностических методик, позволяющих выявить сильные и слабые стороны развития ребёнка и определить формы работы с детьми в школе. Большой интерес представляет для нас составление психологического портрета каждого ребёнка. Для этого проводятся индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за детьми во время занятий, анкетирование родителей с целью уточнения картины поведения детей в домашней обстановке. В итоге создаётся банк данных и потенциальных возможностей каждого ребёнка. Эти сведения лежат в основе психолого-педагогической рекомендации родителям, учителям, позволяют отслеживать эффективность процесса обучения, лучше узнать своих первоклассников, составить программу развития для отдельных учеников и класса в целом, а значит сформировать классный коллектив. В результате этой работы мы имеем: -возможность прогнозирования школьной успешности и факторов риска дезадаптации; -существенное сокращение адаптационного периода и, как следствие, сохранение здоровья ребёнка как физического, так и психического; -возможность выстраивания адекватной системы образования, охватывающей все стороны развития ребёнка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребёнка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принцип гуманной педагогики, станет средством обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.

Председатель МО учителей начальных классов Реброва Н. Д.


© 2010-2022