- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Секреты правильной осанки
Исследовательская работа Секреты правильной осанки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скрипова Г.А. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исследовательская работа
«Секреты правильной осанки»
Былей Надежда Владимировна
МБОУ «Лицей №159», Советский район, г. Казани
3 класс
Научный руководитель:
Скрипова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Лицей №159»
Советского района г. Казани
Казань 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2 1. Что такое осанка…………………………………………………………… 3 2.Причины ухудшения осанки…………………………………………………6 3. Как сохранить правильную осанку………………………………………….10 Заключение………………………………………………………………………12 Список использованной литературы………………………………………… 13 Приложения……………………………………………………………………...14
Введение
По мере того, как я расту и становлюсь старше и выше, мама все чаще и чаще говорит мне: «Не горбись», «Выпрями спину», «Следи за осанкой». Услышав новое для меня слово «осанка», мне стало интересно, что это такое и зачем за ней следить. Я решила в этом разобраться. Цель: выяснить, что такое правильная осанка и как её сохранить. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить литературу по теме.
- Выяснить причины ухудшения осанки.
- Узнать способы сохранение правильной осанки.
- Выработать комплекс мер и упражнений по сохранению правильной осанки.
- Подбор и анализ литературы.
- Анкетирование.
- Наблюдение.
- Практические опыты.
-
Что такое осанка
Осанка - это наша привычная поза, удобное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении. Осанка зависит от формы позвоночника, положения головы, состояния мышц. Решающее влияние на осанку оказывает позвоночник, так как он является осью тела и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник - это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвоночник искривляется, он сдавливает кровеносные сосуды и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями. Правильная осанка делает тело человека здоровым, а фигуру - красивой и стройной. Движения - уверенными, быстрыми, ловкими. Школьники с нарушением осанки чаще получают травмы при прыжках, выполнении упражнений на спортивных снарядах, игре в футбол, баскетбол и так далее. Быстрая утомляемость и головные боли тоже является следствием неправильной осанки. Правильная осанка влияет на весь организм в целом. Исследования показали, что хорошая осанка повышает уровень гормона радости серотонина и снижает уровень гормона стресса кортизола. И напротив, сутулость ведет к проблемам с физическим и эмоциональным самочувствием - провоцирует депрессию, проблемы с пищеварением и болезни сердца, не говоря уже о хронической боли в спине. О том, какое положение тела считается правильным, я помню еще с занятий лечебной физкультурой в детском саду: голова прямо, плечи развернуты, мышцы расслаблены, вес тела распределен равномерно на обе ступни. Чтобы проверить себя и своих одноклассников, я провела следующие эксперименты. Опыт №1: Я попросила одноклассников встать спиной к ровной стене таким образом, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев, опущенных и прижатых к телу рук. При этом плечи должны быть расправлены и опущены. Результат: У 21 человека такое положение тела вызвало дискомфорт. Они признались, что в обычной жизни так не стоят и не ходят. И только у 7 человек поза у стены дискомфорта не вызвала. Делаем выводы: 75% моих одноклассников за осанкой не следят и у них уже наблюдаются нарушения осанки.
Опыт №2: Чтобы проверить правильность позы за партой, я попросила одноклассников сесть и написать каждого свое имя. Стоя в стороне, я наблюдала и фиксировала положение тела за столом. Правильно нужно сидеть так: прямо, немного наклонив голову вперед, опираясь спиной о спинку стула, а ступнями ног - о пол. Обе руки должны лежать на столе, грудью о стол опираться не следует, между краем стола и телом должна умещаться сложенная в кулак кисть. Расстояние от глаз до книги или тетради не должно быть меньше 35см. Проверить это просто: поставьте руку, согнутую в локте, на стол; при этом кончики пальцев должны касаться наружного угла глаза. Результат: 22 человека приняли правильное положение за партой. 6 человек сидели неправильно: нога на ногу, опираясь грудью о стол, низко склонившись над тетрадкой. Делаем выводы: 20% учащихся не следят за осанкой, сидя за партой. Изгибы позвоночника формируются к 6-7 годам и окончательно закрепляются мышцами спины в 18-20 лет. Тип осанки формируется в возрасте от 7 до 14 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков. После этого исправить недостатки осанки удается с трудом. Именно поэтому проблема формирования правильной осанки сейчас так актуальна и важна.
-
Причины ухудшения осанки
Выяснив, что такое правильная осанка, и как серьезно она влияет на весь организм, мне захотелось узнать, какие привычки и наши ежедневные действия формируют нашу осанку. Опыт №3 Я провела опрос среди своих одноклассников: как часто они играют в телефон или планшет, как они носят портфель, посещают ли они спортивные секции, следят ли за осанкой, когда сидят за партой, смотрят телевизор или сидят за компьютером. В опросе приняли участие 25 человек. Результат: В результате опроса одноклассников я выяснила, что в планшет или смартфон каждый день играют 100% детей. При этом 4% делают это каждую свободную минуту. 60% детей посещают спортивные секции. 44% учащихся следят за осанкой при просмотре телевизора и сидя за компьютером, 48% делают это не всегда, 8% никогда не следят за осанкой при просмотре телевизора и сидя за компьютером. 84% моих одноклассников носят портфель за спиной, 12% - на плече и 4% - в руке. 84% моих одноклассников знаю, как правильно сидеть за партой, 12% - догадываются, 4% - не знают. Делаем выводы: в поведении и жизни каждого ученика есть факторы и причины, способствующие нарушению осанки, будь то неправильное ношение портфеля, злоупотребление компьютерными играми, неправильное положение тела за партой и перед телевизором, отсутствие физической активности. Рассмотрим каждую причину нарушения осанки подробнее. Одной из главных причин ухудшения осанки у моих одноклассников являются смартфоны и планшеты. Увлечение интернетом привело к тому, что современные школьники проводят много времени, склонив голову над планшетом или телефоном. В среднем от 2 до 4 часов в день человек сидит или стоит, наклонившись над маленьким экраном. Это неестественная поза для нашего позвоночника и шеи. Человек был задуман, чтоб стоять прямо, а современные технологии прямо-таки вынуждают нас склонить перед ними голову. Представьте, что вы весь день вынуждены таскать на шее маленького ребенка - именно такую нагрузку испытывает шея, когда мы наклоняемся, чтобы получше рассмотреть свое селфи в телефоне. Чем сильнее мы наклоняем шею, тем тяжелее становится нагрузка на позвоночник. Еще одной причиной возникновения неправильной осанки может быть неправильное положение тела в школе за партой и при подготовке дома домашнего задания.
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО Очень часто причиной формирования плохой осанки является слишком тяжелый портфель, а также систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). Согласно рекомендации врачей, вес ранца вместе со школьными принадлежностями должен составлять 2,5-2,7 кг. Опыт №4: Я принесла в школу весы и просила каждого ученика взвесить свой портфель. Одноклассники активно участвовали в работе, выражая крайнюю заинтересованность. Полученные данные я занесла в таблицу и проанализировал.
Результат: из 25 учеников нашего класса, принявших участие в эксперименте, вес портфеля не превышает нормы всего у 5 человек. Делаем выводы: 80% детей носят портфели гораздо тяжелее, чем рекомендуют врачи. В их ранцах лежит много лишних вещей, не предназначенных для учебной деятельности, утяжеляющих их ежедневную ношу и соответственно нагрузку на позвоночник. На основе полученных результатов, мы с моим научным руководителем Галиной Алексеевной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить правильную осанку. Я сделала это на практическом примере, проведя в классе урок физкультуры.
3. Как сохранить правильную осанку
Залог правильной осанки - это самоконтроль и мышечный корсет. У человека со слабыми мышцами осанка может испортиться. Чтобы этого не произошло, нужно больше двигаться, заниматься физкультурой, играть в спортивные игры. Многие упражнения для осанки люди подсмотрели у животных. Поэтому занятия физкультурой или утреннюю зарядку можно превратить в игру в забавных животных. Лошадка: Побегайте, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях. Лягушка: Приседайте, опираясь на всю стопу. Руки держите на поясе. Пантера: Пантеру изобразить легко: нужно встать на четвереньки и выгнуть спину вверх, пытаясь коснуться подбородком груди. Спина должна быть круглая, как яблочко. А теперь - прогнитесь вниз, поднимите голову и смотрите вперед. Можно еще потянуться вперед руками, по-кошачьи: это полезно для плеч. Чайка: Поднимите руки в стороны до уровня плеч. Отводите руки назад, затем возвращайте в исходное положение. В Кении женщины многие века переносили тяжести на голове, поэтому умеют ходить совершенно прямо. Если вы хотите приобрести их осанку, попробуйте сделать так. Выпрямите ноги, тело и голову. Положите себе на голову книгу. Представьте, что через ваш позвоночник вверх, к голове, проходит прямая. Пройдите несколько шагов. Запомните положение вашего тела. Исправить или поддерживать осанку может каждый своими силами. Нужно просто держать спину прямой и ровной и на занятиях, и за обедом, и в игре, и даже во время сна. Делая уроки, иногда нужно встать, потянуться, походить или даже полежать. По 5-7 минут ежедневно нужно стоять в правильном положении у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев, опущенных и прижатых к телу рук. При этом плечи должны быть расправлены и опущены. Отойдя от стены, нужно пытаться сохранить при ходьбе правильную осанку. Ранец нужно носить за спиной, а не на одном плече или в руке. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой. И напоследок, простой, но действенный совет. Утром, выходя из дома в школу, посмотрите на себя в зеркало, обратите внимание на то, чтобы одно ухо не казалось выше другого (если провести условную линию, она должна быть параллельно линии плеч), а лопатки были отведены назад. Это и есть оптимальная позиция для нашего позвоночника и гарантия хорошей осанки. Уделяйте внимание своей осанке - и вы всегда будете прекрасно выглядеть и отлично себя чувствовать.
Заключение
Проведя исследование, я выяснила, что такое правильная осанка и как она влияет на здоровье и самочувствие человека. Опытным путем установила, что проблема неправильной осанки знакома многим моим одноклассникам. Я выяснила причины ее ухудшения и узнала, что нужно делать для того, чтобы поддерживать и сохранять правильную осанку. Выдвинутая гипотеза о том, что если знать секреты правильной осанки, то можно вырасти красивым и здоровым, полностью подтвердилась. Зная простые правила поддержания правильной осанки и регулярно выполняя упражнения для формирования мышечного корсета, можно сохранить здоровье и красоту тела и всего организма на долгие годы. Мне бы очень хотелось, чтобы мое исследование помогло ребятам понять важность поддержания правильной осанки. Ведь именно сейчас, в этом возрасте у нас формируется весь организм в целом и позвоночник в частности. Исправить недостатки нарушенной осанки во взрослом возрасте будет очень тяжело.
Список использованной литературы
- Азбука здоровья и спорта - ПИК «Идел-Пресс», 2012.
- Детская Энциклопедия «Тело человека» - «РОСМЭН», 2013
- psychologies.ru
- medweb.ru
- gazeta.aif.ru
Приложение №1
Эксперимент «ПОЗА У СТЕНЫ»
№ ФИО Ученика 3Б класса Удобная поза Неудобная поза 1 Безногов Руслан
Х 2 Былей Надежда Х
3 Варина Ксения
Х 4 Варфоломеев Арсений
Х 5 Галимуллина Алия Х
6 Заблотский Артем
Х 7 Заппарова Аделина
Х 8 Ильин Сергей Х
9 Мукминов Тимур
Х 10 Мухаметшина Диляра
Х 11 Нигматзянов Данияр
Х 12 Садреева Самира
Х 13 Салихова Венера
Х 14 Слепова Милана Х
15 Файзуллина Риана
Х 16 Ибрагимов Даниль
Х 17 Марьин Артур Х
18 Чернов Денис
Х 19 Шагиев Амир
Х 20 Нейдеров Захар
Х 21 Шпырка Анастасия
Х 22 Ахкямов Булат
Х 23 Зубарева Полина
Х 24 Желнова Ангелина
Х 25 Ильмухаметов Амир Х
26 Шкильминская Яна
Х 27 Харисов Булат
Х 28 Фаткуллин Данияр Х
Итого: 7чел / 25% 21чел / 75%
Приложение №2
Эксперимент «ПОЗА ЗА ПАРТОЙ»
№ ФИО Ученика 3Б класса Правильная поза Не правильная поза 1 Безногов Руслан Х
2 Былей Надежда Х
3 Варина Ксения Х
4 Варфоломеев Арсений Х
5 Галимуллина Алия Х
6 Заблотский Артем
Х 7 Заппарова Аделина Х
8 Ильин Сергей Х
9 Мукминов Тимур Х
10 Мухаметшина Диляра Х
11 Нигматзянов Данияр Х
12 Садреева Самира Х
13 Салихова Венера Х
14 Слепова Милана Х
15 Файзуллина Риана
Х 16 Ибрагимов Даниль Х
17 Марьин Артур Х
18 Чернов Денис Х
19 Шагиев Амир
Х 20 Нейдеров Захар
Х 21 Шпырка Анастасия Х
22 Ахкямов Булат Х
23 Зубарева Полина Х
24 Желнова Ангелина Х
25 Ильмухаметов Амир
Х 26 Шкильминская Яна Х
27 Харисов Булат Х
28 Фаткуллин Данияр
Х
Итого: 22чел / 80% 6чел / 20%
Приложение №3
Эксперимент «ОПРОС»
Вопрос Варианты ответа Количество учеников из 25. В % соотношении 1 Как часто ты играешь в телефон или планшет? А Каждую свободную минуту 1 4% Б Только вечером 15 60% В В перерывах между уроками 9 36% 2 Как ты носишь портфель? А В руке 1 4% Б На одном плече 3 12% В За спиной 21 84% 3 Ты знаешь, как правильно сидеть за партой? А Да 21 84% Б Нет 1 4% В Догадываюсь 3 12% 4 Ты посещаешь спортивные секции? А Нет 10 40% Б Да 15 60% 5 Ты следишь за осанкой. Когда смотришь телевизор или сидишь за компьютером? А Да 11 44% Б Нет 2 8% В Не всегда 12 48%
Приложение №4
Эксперимент «ВЕС ПОРТФЕЛЯ»
№ ФИО Ученика 3Б класса Вес портфеля, кг Норма - до 2,7кг Выше нормы 1 Безногов Руслан 4
Х 2 Варина Ксения 2,5 Х
3 Варфоломеев Арсений 3
Х 4 Галимуллина Алия 5
Х 5 Заппарова Аделина 3,5
Х 6 Ильин Сергей 4
Х 7 Мукминов Тимур 2,5 Х
8 Мухаметшина Диляра 3,5
Х 9 Садреева Самира 4
Х 10 Салихова Венера 3
Х 11 Слепова Милана 3,5
Х 12 Файзуллина Риана 3
Х 13 Ибрагимов Даниль 4,5
Х 14 Марьин Артур 3
Х 15 Чернов Денис 3
Х 16 Шагиев Амир 3,5
Х 17 Нейдеров Захар 4
Х 18 Шпырка Анастасия 2,5 Х
19 Ахкямов Булат 3
Х 20 Зубарева Полина 3,5
Х 21 Желнова Ангелина 4
Х 22 Ильмухаметов Амир 2,5 Х
23 Шкильминская Яна 3,5
Х 24 Харисов Булат 3
Х 25 Фаткуллин Данияр 2 Х
Итого:
5уч. / 20% 20уч. / 80%