- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Родственные слова
Конспект урока по русскому языку на тему Родственные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазарева Л.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку для 2 класса
Тип урока: урок обобщения и закрепления
Тема урока: Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Лазарева Л.В.
Тема
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель
Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
Задачи
- Совершенствовать умения выделять корень в слове;
- Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
- Развивать умение различать синонимы и родственные слова
- Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
- Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
- Воспитывать бережное отношение к природе
Формируемые УУД
Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Основные понятия
Родственные слова, корень слова, синонимы,
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Н.В.Нечаева
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности
.
Организационный момент, положительная мотивация к уроку
.Обучающие настраиваются на учебную деятельность
Добрый день, Дети!
- К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим им свою улыбку. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как вы работаете на уроке и порадоваться за вас. А теперь улыбнитесь друг другу и подарите частичку своего хорошего настроения своему соседу. -Садитесь. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Смайлики)
- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Мы продолжаем постигать секреты русского языка, познавать новые слова их значение, учиться понимать друг друга и делать добро.
-. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.
ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания.
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Букву к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Запишем число и классная работа.
Минутка чистописания. Де, до, дм
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу, Букву к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
- Вы отлично справились с заданием.
ПОСЛОВИЦА НА ДОСКЕ:
УМ ДА РАЗУМ НАДОУМЯТ СРАЗУ.
Объяснить смысл пословицы. Подбирать синонимы.
Повторить понятие синонимы- это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.
3. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
3.1 Создание проблемной ситуации.
Подведение к цели урока в беседе с детьми
- Что такое родственные слова?
- Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять
ЗАГАДКА: Отгадайте, где я была в выходной день. Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) Посмотрите на доску, вот какой лес я увидела во время прогулки . Лес- это наше богатство. Его надо беречь. - Я хочу поделиться с вами впечатлениями от прогулки, чтобы вы тоже, хотя и в воображении, но совершили путешествие в осеннюю сказку. Давайте порадуемся и полюбуемся красотой леса.
находить в тексте родственные слова, Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
4.Закрепление изученного материала
- Что такое родственные слова?
- Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять
- Прослушав сказку, назовите родственные слова.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. - В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?
- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов?
Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?
5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
6.Физминутка
Задание заполнить пропуски слов в тексте
. Вставляют в текст пропущенные слова
Работа в парах. Работа в парах. Вспоминая правило мы ещё что-то знаем о родственных словах. (Что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например; - ВОДИТЕЛЬ - ВОДИТЕЛЬСКИЙ - ВОДИТЬ).
Работа в парах. (Взаимопроверка).
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. Жаркий, зеленеет, жар, зеленый, зелень, жарить - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.
Используя следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова. (Приставка , суффикс) При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова например с корнем «зим» перезимовать, дозимовать, зимушка.
Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов.
Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.
Использование знаний в новых условиях Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
7. «Открытие» обучающимися новых знаний
Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы . 1.Учитель загадывает загадку. 2. Беседа о многозначных словах 3. Использование словарей
4. Работа с пословицами
1.Отгадывают загадку
2.Работа со словарем
3.Работа с пословицами
4. Подбор родственных слов Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень?
- подземная часть растений;
- часть зуба, волоса
Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова - корень.
Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость.
Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках - словарях)
Личностные УУД:
- формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности
- формировать мотивации к творческому труду.
Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.
Научатся бережному отношению к природе.
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Выбрать однокоренные слова в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов.
Л контроль в форме сличения способа действия и его результата
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
ФИЗМИНУТКА
9. Рефлексия
Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
10 Подведение итогов урока
Воспитательный момент.
Д/З.
РЕФЛЕКСИЯ.
ОЦЕНКИ,.
В группе слов зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова. Выделить корень. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.
Предлагает задания, помогает сделать вывод.
Составление синквейна.
Задает вопросы
Самооценка деятельности учащихся Творческие группы.
Индивидуальная работа по кар точкам.
Если родственные слова - хлопните, если нет - молчите.
Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов
Карточки
Дифференцированное задание.
Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов
Игра называется «Засели домики».
Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.
1 ряд - Сад
Сады, , садовый, садовник.
2 ряд - цвет
Цветы, цветочек, цветовод.
3 ряд - лес, лесок, лесник.
- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .
Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу. Выделить корень. Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) .
- Какое значении е слова может вам помочь. В работе? (Лексическое, т.е. прямое) Печка - печать. Носик - носильщик. Лес - лесок. Осень- осенний, Чайка - чайник. Густ -гусята . Гора - горевать. Соль - солить. Боль - больница. УРОК.
Познавательный, интересный.
Учит, развивает, исследует.
На уроке мне было интересно.
Знание.
Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?
У каждого человека есть любимое время года.
Любимым временем года для Александра Сергеевича Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -
-
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать
ЛЕСЕНКА УСПЕХА.
Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка - родственные слова
Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.
Предлагает задания, помогает сделать вывод.
Обобщение знаний
Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.
КУУД:
Контролировать действия партнера.
КУУД:
Контролировать действия партнера.
Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.
Научатся оценивать свою деятельность
КУУД:
Контролировать действия
КУУД:
Контролировать действия