Конспект урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аксаитово муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан











Урок по окружающему миру.

2 класс


Раздел. Земля - наш общий дом.


Тема: Горные экосистемы.






Раздел. Земля - наш общий дом


Тема: Горные экосистемы
















Составила:

учитель начальных классов Ильясова Лейсан Радифовна








Составила:

учительначальных классов

Ильясова Лейсан Радифовна




2015 г.


Окружающий мир Урок 45. Раздел. Земля - наш общий дом. Тема: Горные экосистемы. Цели: - ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью - закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса. Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3 1 4 1

Беседа. Работа в группах.

- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня, ребята, вас ждет интересное путешествие в мир новых знаний и новых открытий.

Начинаем наш урок с блиц - опроса:

-Что изображается на карте разными оттенками коричневого цвета?/Горы/

-Что обозначено на физической карте и глобусе зелёным и жёлтым цветом?/Равнины/

-Какие самые большие равнины вам известны?/Восточно - Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина/.

- Какие горы разделяют эти две равнины? /Уральские горы/.

Попробуйте по определению догадаться о какой природной зоне идёт речь и выбрать цвет обозначения её на карте природных зон.

Конспект урока по окружающему миру на тему- природная зона холодного пояса с суровым климатом, расположенная вокруг полюсов./Ледяные пустыни./

Конспект урока по окружающему миру на тему- безлесная природная зона в умеренном тепловом поясе, покрытая травянистой растительностью./Степь/

Конспект урока по окружающему миру на тему- безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней растительностью./Тундра/

Конспект урока по окружающему миру на тему- природная зона умеренного пояса и жаркого теплового пояса с сухим климатом и очень редкой растительностью./Пустыня./

ВКонспект урока по окружающему миру на темуопросы и задания:

-Конспект урока по окружающему миру на тему Какой цвет остался? /Зелёный. Этим цветом обозначают лесную зону./

-Конспект урока по окружающему миру на темуРасположите их по порядку с севера на юг.

ВКонспект урока по окружающему миру на темуопросы:

-Конспект урока по окружающему миру на тему В чём причина смены природных зон?

-Конспект урока по окружающему миру на темуЧто мы изучаем в каждой природной зоне?

/Экосистему./

-А что такое экосистема?/Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они себя чувствуют как дома./


- Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё же обеспокоены. Что их тревожит, нам предстоит сейчас выяснить. - На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания данного животного, природную зону и расскажите об экосистеме, о чём не упомянуло животное.

Работа в группах. Звучит сигнал об окончании обсуждения.

Ответное слово каждой команды:

1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.

2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА-РУСАКА.

3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо СТЕПНОГО ОРЛА.

4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо АФРИКАНСКОГО ЛЬВА.

(В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.)

Задание.

Распределить животных по месту их обитания.

/Дети распределяют картинки животных на магнитах по иллюстрациям природных зон: ледяные пустыни, тундра, тайга, лиственные леса, степь, пустыня./
- Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы? (Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.)

- Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.)
- Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.) - Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко.) - Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.) - Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.) - Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? (Гора.) - Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.
Дети рассматривают картинку и описывают её. - Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.) - Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникают? - О чём мы будем сегодня говорить? - Кто скажет тему урока?
Горная экосистема.
- Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока.
-Конспект урока по окружающему миру на темуЧто мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

- Какие умения формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 4 2 3 4 7 3 1. Беседа. - На какой вопрос нам надо найти ответ? (Почему на вершине горы холодно?) - Хотите с этим разобраться? (Да.)
2. Работа в учебнике. - Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам. Выполните задание внизу страницы. Ответ обоснуйте. Дети выполняют задание. - Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка. - Почему мальчик мёрзнет? (Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а тёплый песок его не греет.) - Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ. (Читают предложение из учебника.) - Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?

(Где ровная поверхность - у подошвы.) - А где холоднее? (На вершине.)
- Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.) - Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Работа с рисунком на с. 43 вверху.) Команды получают очко за правильный ответ (например, трава в степи, деревья в горном лесу, травянистые растения в горных тундрах, лёд без растений на горных ледниках).

3. Работа с плакатом. - Давайте поработаем с плакатом «Горные экосистемы» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок гор.
Ребята «населяют» горы.
- Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природная зона. Те же самые изменения происходят и в горах. Но какое же название они имеют?

-Конспект урока по окружающему миру на темуКонспект урока по окружающему миру на темуЧто мы делали?

- Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Работа в группах.

Задание «Мозаика-гора».

- Соберите мозаику и подпишите высотные пояса. Команды получают очко за правильно сделанную работу.
2. Работа с Рабочей тетрадью. - Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах? - Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.) А природные условия в этих горах одинаковые? Почему? (Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.) - С точки зрения природных условий, мы какой фактор взяли? (Тепло.) - А там ведь есть вода, почва. Вспомните, что мы знаем про воду. Может ли она задерживаться или мгновенно стекает? Где можно встретить воду в больших количествах или где её вообще нет? (Ледники - есть вода.) - Когда вода стекает, что она за собой увлекает? (Почву.) - Много в горах земли? (Нет.) - Но иногда встречаются и более ровные поверхности. Посмотрите в учебнике на с. 44. Как называются такие горные равнины? Какие там встречаются растения? Ребята находят ответ в учебнике. - Раз мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим? («Кормильцев».) - Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше. (В лесной зоне их больше.) - О ком ещё не говорили? (О «едоках».) Задание 5 в Рабочей тетради («Едоки»). - Определите место обитания животных, покажите на карте. Педагог демонстрирует разных животных, а дети располагают их по карте. Проверка знаний, команды получают поощрительные очки. - Что можно сказать о «мусорщиках»?
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты выполнил задание сам или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.

ΙV. Итог урока. - А сейчас заработанные вами очки - «животные и растения» - наклейте на горы (собранные мозаики) и подсчитайте. - Кто же сегодня более активен был на уроке? - Что нового вы узнали на уроке?

- Где и как вы можете применить новое знание? 4

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр. 51 №2. Учебник стр. 42-43 хорошо знать названия высотных поясов и их последовательность при подъеме в гору.

Деятельность учеников:

- узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.



Энциклопедическая справка (из учебника географии для 7-го класса «Земля - планета людей»1). Высотная поясность. Особый мир растений и животных наблюдается в горах. Высотная климатическая поясность влияет на разнообразие растительности и животного мира. Системы высотной поясности различны в разных горных странах. В нижнем поясе гор растительность и животный мир практически те же, что на соседних равнинах. Как правило, сохранность органического мира в горах лучше, так как использованию земель мешает крутизна склонов. Но и опасность разрушения природных систем здесь больше: любое вмешательство может привести к необратимым последствиям. Во многих горных странах есть пояс, в котором складываются благоприятные условия для жизни людей и для сельского хозяйства. В экваториальном и тропическом поясах на некоторой высоте (разной в различных горах) весь год держатся умеренно тёплые погоды с достаточным количеством осадков. Этот пояс часто называют поясом «вечной весны». Обычно все пригодные для жизни долины и некрутые склоны в пределах пояса плотно заселены и в Андах, и в Гималаях, и в Эфиопском нагорье, и в других горных странах. На равнинах наиболее благоприятны для жизни человека лесные зоны южной части умеренного (смешанных и широколиственных лесов) и субтропического поясов, а также степи с их плодородными почвами. Хороши условия для жизни и сельскохозяйственной деятельности в субэкваториальных поясах с достаточно длинным влажным периодом.

1 И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович. География. Земля - планета людей: учеб. для 7-го кл. - М.: Баласс, 2002.

© 2010-2022