- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильясова Л.Р. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аксаитово муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан
Урок по окружающему миру.
2 класс
Раздел. Земля - наш общий дом.
Тема: Горные экосистемы.
Раздел. Земля - наш общий дом
Тема: Горные экосистемы
Составила:
учитель начальных классов Ильясова Лейсан Радифовна
Составила:
учительначальных классов
Ильясова Лейсан Радифовна
2015 г.
Окружающий мир Урок 45. Раздел. Земля - наш общий дом. Тема: Горные экосистемы. Цели: - ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью - закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса. Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1 3 1 4 1
Беседа. Работа в группах.
- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня, ребята, вас ждет интересное путешествие в мир новых знаний и новых открытий.
Начинаем наш урок с блиц - опроса:
-Что изображается на карте разными оттенками коричневого цвета?/Горы/
-Что обозначено на физической карте и глобусе зелёным и жёлтым цветом?/Равнины/
-Какие самые большие равнины вам известны?/Восточно - Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина/.
- Какие горы разделяют эти две равнины? /Уральские горы/.
Попробуйте по определению догадаться о какой природной зоне идёт речь и выбрать цвет обозначения её на карте природных зон.
…- природная зона холодного пояса с суровым климатом, расположенная вокруг полюсов./Ледяные пустыни./
…- безлесная природная зона в умеренном тепловом поясе, покрытая травянистой растительностью./Степь/
…- безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней растительностью./Тундра/
…- природная зона умеренного пояса и жаркого теплового пояса с сухим климатом и очень редкой растительностью./Пустыня./
Вопросы и задания:
- Какой цвет остался? /Зелёный. Этим цветом обозначают лесную зону./
-Расположите их по порядку с севера на юг.
Вопросы:
- В чём причина смены природных зон?
-Что мы изучаем в каждой природной зоне?
/Экосистему./
-А что такое экосистема?/Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они себя чувствуют как дома./
- Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё же обеспокоены. Что их тревожит, нам предстоит сейчас выяснить. - На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания данного животного, природную зону и расскажите об экосистеме, о чём не упомянуло животное.
Работа в группах. Звучит сигнал об окончании обсуждения.
Ответное слово каждой команды:
1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.
2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА-РУСАКА.
3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо СТЕПНОГО ОРЛА.
4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо АФРИКАНСКОГО ЛЬВА.
(В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.)
Задание.
Распределить животных по месту их обитания.
/Дети распределяют картинки животных на магнитах по иллюстрациям природных зон: ледяные пустыни, тундра, тайга, лиственные леса, степь, пустыня./
- Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы? (Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.)
- Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.)
- Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.) - Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко.) - Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.) - Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.) - Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? (Гора.) - Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.
Дети рассматривают картинку и описывают её. - Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.) - Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникают? - О чём мы будем сегодня говорить? - Кто скажет тему урока?
Горная экосистема.
- Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока.
-Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
- Какие умения формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 2 3 4 7 3 1. Беседа. - На какой вопрос нам надо найти ответ? (Почему на вершине горы холодно?) - Хотите с этим разобраться? (Да.)
2. Работа в учебнике. - Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам. Выполните задание внизу страницы. Ответ обоснуйте. Дети выполняют задание. - Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка. - Почему мальчик мёрзнет? (Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а тёплый песок его не греет.) - Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ. (Читают предложение из учебника.) - Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?
(Где ровная поверхность - у подошвы.) - А где холоднее? (На вершине.)
- Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.) - Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Работа с рисунком на с. 43 вверху.) Команды получают очко за правильный ответ (например, трава в степи, деревья в горном лесу, травянистые растения в горных тундрах, лёд без растений на горных ледниках).
3. Работа с плакатом. - Давайте поработаем с плакатом «Горные экосистемы» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок гор.
Ребята «населяют» горы.
- Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природная зона. Те же самые изменения происходят и в горах. Но какое же название они имеют?
-Что мы делали?
- Какое умение формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
1. Работа в группах.
Задание «Мозаика-гора».
- Соберите мозаику и подпишите высотные пояса. Команды получают очко за правильно сделанную работу.
2. Работа с Рабочей тетрадью. - Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах? - Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.) А природные условия в этих горах одинаковые? Почему? (Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.) - С точки зрения природных условий, мы какой фактор взяли? (Тепло.) - А там ведь есть вода, почва. Вспомните, что мы знаем про воду. Может ли она задерживаться или мгновенно стекает? Где можно встретить воду в больших количествах или где её вообще нет? (Ледники - есть вода.) - Когда вода стекает, что она за собой увлекает? (Почву.) - Много в горах земли? (Нет.) - Но иногда встречаются и более ровные поверхности. Посмотрите в учебнике на с. 44. Как называются такие горные равнины? Какие там встречаются растения? Ребята находят ответ в учебнике. - Раз мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим? («Кормильцев».) - Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше. (В лесной зоне их больше.) - О ком ещё не говорили? (О «едоках».) Задание 5 в Рабочей тетради («Едоки»). - Определите место обитания животных, покажите на карте. Педагог демонстрирует разных животных, а дети располагают их по карте. Проверка знаний, команды получают поощрительные очки. - Что можно сказать о «мусорщиках»?
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты выполнил задание сам или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.
ΙV. Итог урока. - А сейчас заработанные вами очки - «животные и растения» - наклейте на горы (собранные мозаики) и подсчитайте. - Кто же сегодня более активен был на уроке? - Что нового вы узнали на уроке?
- Где и как вы можете применить новое знание? 4
V. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр. 51 №2. Учебник стр. 42-43 хорошо знать названия высотных поясов и их последовательность при подъеме в гору.
Деятельность учеников:
- узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.
Энциклопедическая справка (из учебника географии для 7-го класса «Земля - планета людей»1). Высотная поясность. Особый мир растений и животных наблюдается в горах. Высотная климатическая поясность влияет на разнообразие растительности и животного мира. Системы высотной поясности различны в разных горных странах. В нижнем поясе гор растительность и животный мир практически те же, что на соседних равнинах. Как правило, сохранность органического мира в горах лучше, так как использованию земель мешает крутизна склонов. Но и опасность разрушения природных систем здесь больше: любое вмешательство может привести к необратимым последствиям. Во многих горных странах есть пояс, в котором складываются благоприятные условия для жизни людей и для сельского хозяйства. В экваториальном и тропическом поясах на некоторой высоте (разной в различных горах) весь год держатся умеренно тёплые погоды с достаточным количеством осадков. Этот пояс часто называют поясом «вечной весны». Обычно все пригодные для жизни долины и некрутые склоны в пределах пояса плотно заселены и в Андах, и в Гималаях, и в Эфиопском нагорье, и в других горных странах. На равнинах наиболее благоприятны для жизни человека лесные зоны южной части умеренного (смешанных и широколиственных лесов) и субтропического поясов, а также степи с их плодородными почвами. Хороши условия для жизни и сельскохозяйственной деятельности в субэкваториальных поясах с достаточно длинным влажным периодом.
1 И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович. География. Земля - планета людей: учеб. для 7-го кл. - М.: Баласс, 2002.