- Преподавателю
- Начальные классы
- Поурочный план по русскому языку Неопределенная форма глагола 3 класс
Поурочный план по русскому языку Неопределенная форма глагола 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горевич О.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ 79
Дата: 4.02
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Задачи:
-
умение выделять глагол неопределённой формы;
-
развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
-
развивать орфографическую зоркость,
-
развитие информационной, коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем;
-
развивать творческие способности детей;
-
воспитывать навыки здорового образа жизни;
-
чувства товарищества и взаимопонимания; умение работать в паре, группе.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: стандартный
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах
Оборудование: учебник, электронный учебник, карточки, тест, ресурсы, бабочки, цветочки
Ход урока:
1.Организационный момент
- Ребята, прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики.
Писать красиво чисто аккуратно правильно
- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Я себе желаю добра!
Мы желаем друг другу добра!
Если тебе будет трудно, я помогу.
2.Минутка чистописания
- Открываем тетради, запишем число, классная работа в тетрадь.
На доске: ТЬ ТИ ЧЬ
- Где мы можем встретить данные сочетания букв?
- Чем они могут быть в словах?
Ваши предположения…
- Сегодня эти буквосочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.
3.Словарная работа - подготовка к ЕНТ
- Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Запишите.
(В) к..нце з..мы ж..тели Ро....ии г..товятся (к) встреч.. в..сны. Это в..сёлый праз..ник - Масленица!
- Что вы знаете об этом празднике?
4.Актуализация знаний учащихся - работа в группах.
- Из букв каждой строки составьте слово.
е к а ь б д р (декабрь)
ь а ф л е р в (февраль)
а о л л г г (глагол)
в я р ь а н (январь)
- Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
- Назовите тему урока.
- Что вы уже знаете про глаголы?
4.Объяснение нового материала - работа в парах по ресурсам
Прием «Инсерт»
Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
«V» - знаю;
«+» - для меня новое.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
- Часы! - услышала она голос.
- Что?
- Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
- Почему вы живёте здесь один?
- Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
- Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
- Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка - загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец -
Инфинитив - звучит занятно, -
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, - меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени - так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
- Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
- И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
- Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
- Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
- Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен - ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.
В. Агафонов
6.Анализ прочитанного ресурса - составление класстера
Ответьте на вопросы.
- А как бы вы назвали глагол, у которого ничего нельзя определить?
- Прочитайте слова:
На доске: Начальная форма
Неопределенная форма
Инфинитив
- Выберите слово, которое, по вашему мнению, подходит для названия таких глаголов.
- Оказывается, это одно и тоже, название для этих глаголов, имеет одно и тоже значение.
- Что же такое инфинитив?
- Но, с этим словом вы встретитесь в более, старших классах.
- Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
- Что нового узнали?
- Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
- Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)
- Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)
- Прочитаем вывод в учебнике на стр 142 - 143.
7.Активная физминутка.
- Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы - вы приседаете, если это любой другой глагол - встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
Упражнение для осанки.
8.Работа по закреплению темы урока
Стр. 142 упр. 384 - выписать глаголы в неопределенной форме
9.Разноуровневые задания
- А теперь внимание дифференцированное задание. Дети выбирают самостоятельно один уровень и выполняют его в тетради.
Выделяют суффиксы в глаголах неопределенной формы.
1 уровень.
От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы.
Победа -
Работа -
Беседа -
2 уровень.
Запиши пары глаголов по образцу.
Терять - находить
Приблизить -
Ослабить -
Входить -
3 уровень.
Спишите предложение, найди глаголы в неопределенной форме.
Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…
10. Самостоятельная работа в группах
Дети работают в группах на листах, вписывают глаголы и дописывают свои советы.
Защита групп. Дети задают к каждому глаголу вопрос.
- Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте.
- Медработник школы на классном часе говорил с вами о здоровье и профилактике ОРЗ.
- А какого человека можно назвать закаленным по вашему мнению?
- А что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?
- Полезные советы
- Что нужно сделать утром?
Рано утром нужно …. комнату. На свежем воздухе … зарядку. А потом …..холодной водой, …. зубы, …. волосы. После завтрака … портфель и …. в школу.
- Вставить глаголы в неопределенной форме.
11. Тест по теме «Глагол»
Проверим, что знаем и что узнали.
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает.
А) действие Б) признак в) предмет
2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:
А) Что делает? Б) что делать?
3.Найди глагол в неопределенной форме:
А) думал Б) играть В) пишет
4. Чем в глаголах являются -ть, ти, чь?
А) часть слова Б) окончание В) суффикс
5. Найти лишнее слово:
Печь, лечь, течь, сечь.
- Проверь себя.
Ответы: А, Б, Б, В, печь
12. Итог урока
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.
- Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок?
- Какую цель ставили? Достигли ли её в ходе урока?
- Какую часть речи исследовали?
- Что нового узнали о глаголе?
- Почему в пословицах использованы глаголы неопределённой формы?
13. Информация о домашнем задании
Страница 142 - 143 - правило, упражнение 384 - спиши, подчеркни глаголы неопределенной формы
14.Рефлексия «Поляна»
На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока.
Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагаю детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.