Поурочный план по русскому языку Неопределенная форма глагола 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 79

Дата: 4.02

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Задачи:

  • умение выделять глагол неопределённой формы;

  • развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

  • развивать орфографическую зоркость,

  • развитие информационной, коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем;

  • развивать творческие способности детей;

  • воспитывать навыки здорового образа жизни;

  • чувства товарищества и взаимопонимания; умение работать в паре, группе.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Оборудование: учебник, электронный учебник, карточки, тест, ресурсы, бабочки, цветочки

Ход урока:

1.Организационный момент

- Ребята, прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики.

Писать красиво чисто аккуратно правильно

- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Я себе желаю добра!

Мы желаем друг другу добра!

Если тебе будет трудно, я помогу.

2.Минутка чистописания

- Открываем тетради, запишем число, классная работа в тетрадь.

На доске: ТЬ ТИ ЧЬ

- Где мы можем встретить данные сочетания букв?

- Чем они могут быть в словах?

Ваши предположения…

- Сегодня эти буквосочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.

3.Словарная работа - подготовка к ЕНТ

- Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Запишите.

(В) к..нце з..мы ж..тели Ро....ии г..товятся (к) встреч.. в..сны. Это в..сёлый праз..ник - Масленица!

- Что вы знаете об этом празднике?

4.Актуализация знаний учащихся - работа в группах.

- Из букв каждой строки составьте слово.

е к а ь б д р (декабрь)

ь а ф л е р в (февраль)

а о л л г г (глагол)

в я р ь а н (январь)

- Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

- Назовите тему урока.

- Что вы уже знаете про глаголы?

4.Объяснение нового материала - работа в парах по ресурсам

Прием «Инсерт»

Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» - знаю;

«+» - для меня новое.

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
- Часы! - услышала она голос.
- Что?
- Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
- Почему вы живёте здесь один?
- Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
- Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
- Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка - загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец -
Инфинитив - звучит занятно, -
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, - меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени - так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
- Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
- И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
- Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
- Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
- Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен - ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

В. Агафонов

6.Анализ прочитанного ресурса - составление класстера

Ответьте на вопросы.

- А как бы вы назвали глагол, у которого ничего нельзя определить?

- Прочитайте слова:

На доске: Начальная форма

Неопределенная форма

Инфинитив

- Выберите слово, которое, по вашему мнению, подходит для названия таких глаголов.

- Оказывается, это одно и тоже, название для этих глаголов, имеет одно и тоже значение.

- Что же такое инфинитив?

- Но, с этим словом вы встретитесь в более, старших классах.

- Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
- Что нового узнали?
- Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
- Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)

- Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

- Прочитаем вывод в учебнике на стр 142 - 143.

7.Активная физминутка.

- Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы - вы приседаете, если это любой другой глагол - встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Упражнение для осанки.

8.Работа по закреплению темы урока

Стр. 142 упр. 384 - выписать глаголы в неопределенной форме

9.Разноуровневые задания

- А теперь внимание дифференцированное задание. Дети выбирают самостоятельно один уровень и выполняют его в тетради.

Выделяют суффиксы в глаголах неопределенной формы.

1 уровень.

От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы.

Победа -

Работа -

Беседа -

2 уровень.

Запиши пары глаголов по образцу.

Терять - находить

Приблизить -

Ослабить -

Входить -

3 уровень.

Спишите предложение, найди глаголы в неопределенной форме.

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…

10. Самостоятельная работа в группах

Дети работают в группах на листах, вписывают глаголы и дописывают свои советы.

Защита групп. Дети задают к каждому глаголу вопрос.

- Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте.

- Медработник школы на классном часе говорил с вами о здоровье и профилактике ОРЗ.

- А какого человека можно назвать закаленным по вашему мнению?

- А что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

- Полезные советы

- Что нужно сделать утром?

Рано утром нужно …. комнату. На свежем воздухе … зарядку. А потом …..холодной водой, …. зубы, …. волосы. После завтрака … портфель и …. в школу.

- Вставить глаголы в неопределенной форме.

11. Тест по теме «Глагол»

Проверим, что знаем и что узнали.

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает.

А) действие Б) признак в) предмет

2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

А) Что делает? Б) что делать?

3.Найди глагол в неопределенной форме:

А) думал Б) играть В) пишет

4. Чем в глаголах являются -ть, ти, чь?

А) часть слова Б) окончание В) суффикс

5. Найти лишнее слово:

Печь, лечь, течь, сечь.

- Проверь себя.

Ответы: А, Б, Б, В, печь

12. Итог урока

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок?

- Какую цель ставили? Достигли ли её в ходе урока?

- Какую часть речи исследовали?

- Что нового узнали о глаголе?

- Почему в пословицах использованы глаголы неопределённой формы?

13. Информация о домашнем задании

Страница 142 - 143 - правило, упражнение 384 - спиши, подчеркни глаголы неопределенной формы

14.Рефлексия «Поляна»

На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока.

Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагаю детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

© 2010-2022