Урок по самопознанию на тему Учимся дружить (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок самопознания "Учимся дружить" во 2 классе

Тема: Учимся дружить

Дерево крепко корнями, человек - друзьями.

Казахская пословица

Цель: расширить представление о ценности дружбы.

Задачи:

  • формировать навыки позитивного общения;

  • развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;

  • воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Ход урока.

1. Круг радости

а) Упражнение " Цветок ".

- Присядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый - тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Расти - расти…и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо - влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Вы находитесь в мире тепла, доброты и любви. Оглянитесь - вы не одни, вокруг каждого из вас выросли такие же цветы. Улыбнитесь друг другу.

- Присаживайтесь. Расскажите, что чувствуете вы сейчас.

б) Чтение детьми стихотворений о дружбе:

1) Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как травы - с лугом,

Как ветер - с морем,

Поля - с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами…

2) Если есть друзья на свете -

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим -

Дружбы этой не сломать.

- Что же такое дружба?

Рассказ учителя

Учитель предлагает послушать рассказ И.Турчиной «Дружба» и подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.

Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.

- Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

- Пожар! Пожар! - кричит.

Подбежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

- Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

- То - вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.

 Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?

 Почему?

Упражнение «Неоконченные предложения» на листочках

Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:

1. «Я умею дружить, потому что…».

2. «Я могу дружить с ребятами, которые …».

3. «Со мной можно дружить, потому что я …».

4. «Я хочу научиться дружить, чтобы….».

- Наш урок я хочу продолжить сказкой, учебник стр. 84:

2. Чтение «Сказка о дружбе»

- О чем мечтал слоненок? Почему? (Очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения)

- Почему цветок назвал слоненка другом? Чем помог слоненок? ( Слоненок прикрыл цветок от солнца своими ушами)

- Что сказал цветок слоненку? (Друзей выбирают не по имени, а по поступкам)

- А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них?

3. Упражнение «Мой друг». Предложить ребятам назвать имя своего друга и объяснить, почему они считают его лучшим другом. (Передавая «Сердечко дружбы»)

4. Разминка

Свети ярче, солнце золотое (Поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг)

Сияй, небо голубое! (Руки разводим в стороны)

Дуй, свежий ветерок! (Вытягиваем руки перед собой и машем ими)

Расти, маленький тополек! (Поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх)

Я дарю вам доброту (Прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны)

И улыбку свою! (Улыбаемся)

5. Упражнение «Строим Дом Дружбы»

- Сейчас мы с вами попробуем определить, что такое дружба, что значит дружить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

Подумайте о своем доме, где тепло, уютно; где вас встречают близкие, любящие вас люди. Ваши отношения с друзьями тоже должны быть такими же теплыми, близкими. Давайте попробуем построить Дом Дружбы. Из чего состоит дом? (Из фундамента, стен, крыши) Как любой дом, мы начнем класть фундамент. У вас есть карточки, на которые мы будем опираться. На карточках написано слово «дружба». Каждая буква в этом слове что - то обозначает и вы сами должны выбрать те слова, которые могут дать характеристику слову «дружба». (подходят к слову)

Д - доверие, драчливость;

Р - радость, равнодушие;

У - улыбка, унижение (обидеть при всех);

Ж - жизнерадостность, (всегда бодрое настроение, радуется жизни) жестокость;

Б - благодарность, (чувство, которое возникает за сделанное добро) безразличие;

А - аккуратность, алчность. (жадность, сильная любовь к деньгам)

Теперь мы будем ставить стены. Для этого нам нужно выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Кого называют другом? Друг - человек, который связан с кем - нибудь дружбой.

Скромность, доброта, злость, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, забота, внимание, зависть, верность, уважение, лень, терпение, вежливость, взаимопомощь, грубость., преданность, жадность, искренность, лживость, справедливость, щедрость, любовь.

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Да действительно, вы назвали такие качества, которые должны быть в каждом человеке. Такие люди умеют дружить.

Что значит дружить? Дружить - значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.

Стены мы поставили. Осталось накрыть крышей. (Крыша со словом «дружба»). Хотели бы вы жить в таком доме? Я думаю, если у вас есть такие качества, то всегда рядом с вами будут настоящие, верные друзья.

- Настоящий друг лучше, чем кто-нибудь другой, поймет ваше настроение, ваши переживания. Разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

6. Работа в группах.

- Да, народ богат пословицами и поговорками. И вы знаете их не мало.

Игра «Собери пословицы» (Звучит музыка)

- У каждой группы на парте часть пословицы, соберите их (найти вторую половину). Соедините правую и левую части предложений так, что бы получились пословицы о дружбе. Объясните смысл полученной пословицы.

Дружбу надо доказывать делами, а не словами.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Завести дружбу легко, сберечь трудно.
Нет друга ищи, а нашёл, береги.
Дружба, что стекло, разобьешь - не склеишь .
Один за всех - все за одного.

Где дружба - там единство и сплочённость.

7. Цитата урока:

В народе говорят «Дерево держится корнями, человек - друзьями»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Правильно. Каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат.

8. Беседа по рисункам.

- Рассмотрите рисунки и попробуйте ответить на вопросы:

1) Понимают ли друг друга Том и Джерри?

2) Что связывает Малыша и Карлсона?

3) Могут ли Вини - Пух и Пятачок доверять друг другу? Почему?

4) Можно ли всех героев этих картинок назвать настоящими друзьями?

9. Творческая работа

В конце нашего урока я хочу предложить вам придумать свой Символ Дружбы. Когда вы слышите слово «дружба» - какие ассоциации возникают? Например, когда я слышу это слово, то представляю улыбку.

На ладошках написать слова - ассоциации о дружбе. Прочитать и прикрепить к солнышку в виде лучей.

10. Обобщение

- Сегодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.

Рефлексия. (Звучит музыка).
- Вы сейчас, выберите цветок (шаблон), соответствующий вашему настроению, напишите пожелания друзьям-одноклассникам.
(Дети зачитывают свои пожелания и отдают их своим друзьям-одноклассникам).
- Приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия.

11. Круг «От сердца к сердцу».

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга добрым взглядом, улыбнемся и дружно скажем

Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Так надо жить -
Дружбой нашей дорожить.

Теперь вы знаете о дружбе всё! Удачи всем в поисках настоящего друга

6


© 2010-2022