Статья «Адаптивная система обучения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Целью образования является развитие личности. Однако на практике лишь часть учащихся выходит на высокий уровень личностного развития (менее 50%). Это условно те, которые учатся на «четыре» и «пять». Чтобы преодолеть расхождение между целью и результатом, необходимо все компоненты образовательного процесса, т. е. соотнесла цель, содержание, формы, методы и результаты. Решение этой проблемы стало возможным при переходе на адаптивную систему обучения (АСО). Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Организационную сущность АСО можно представить в виде модели:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно
Время урока максимально использовать для самостоятельной работы, при этом для каждого говорящего обеспечить слушающего партнера (работа в статических, динамических и вариационных парах, работа в малых группах). Для обособленной самостоятельной работы создать многоуровневые программы, которые выполняются в группе и частично дома независимо от остальных видов деятельности ученика. Каждый ученик знает, что он обязан в течение семестра сделать самостоятельно. Кроме этого, он знает, как это следует выполнить и как проверить сделанное. Все задания разработаны на три уровня. Это так называемые задания с адаптацией. Какова же общая направленность к АСО в моей работе? 1)Уплотнение, укрупнение блоков теоретических знаний интенсифицирует их ввод, что позволяет значительно увеличить время на самостоятельную работу учащихся. 2)Управление самостоятельной работой учащихся на уроке и дома при помощи опережающей выдачи крупных блоков заданий в сочетании с листами открытого учета знаний. 3)Использование взаимоконтроля по листам взаимоконтроля. 4)Обучение самоконтролю веду не только во время взаимоконтроля, но и при использовании образцов письменной работы на доске для непосредственного самоконтроля. 5)Индивидуальная работа с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса (тихий опрос у стола, контроль ответов). В рамках движения к АСО большое значение имеет усиление взаимоконтроля и самоконтроля. Введение оценок за качество взаимоконтроля, выставляемых рядом с подписью проверявшего в тетради товарища, повысило качество взаимопроверки и одновременно способствовало формированию самоконтроля. На каждом этапе урока учащийся еще и сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, при изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание. После обсуждения учащиеся оценивают свою работу по критериям, разработанными учителем. Рефлексия повышает ответственность учащихся за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце урока обязательно провожу итоговую рефлексию.



© 2010-2022