Рабочая программа по обучению грамоте (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской, М.В. Бойкиной и рассчитана на 205 часов. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению - 95 часа( 4 часа в неделю). На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку - 110 часов( 5 часов в неделю). Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру. Цель программы:

  • заложить основы формирования функционально грамотной личности;
  • обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;
  • создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.
В курсе обучения грамоте в УМК «Школа России» выделяются три периода:
  1. Подготовительный (добукварный) период
  2. Букварный (основной) период
  3. Послебукварный период
Задачи: Задачи подготовительного периода:
  • развитие фонематического слуха детей;
  • развитие умения вычленять звуки из слова;
  • формировать умение производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;
  • формировать умение сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.
  • Введение понятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.
  • обучать подбору разных слов для называния одного и того же предмета;
  • обучать составлению схемы слова;
  • обучать составлению предложения по картинкам;
  • обучать изображению предложения в виде схемы.
Подготовка к обучению письму: раскрашивание; рисование; штриховка в разных направлениях; обведение по контуру; написание элементов букв. Задачи букварного периода:
  • введение и закрепление позиционного принципа чтения;
  • обучение слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слова (орфографическая пропедевтика);
  • анализ печатного и письменного образа буквы;
  • упражнения в написании элементов букв, букв, соединений, слов и предложений;
  • упражнения в списывании слов, предложений, текстов с печатного образца
  • обогатить словарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные (письмо) виды речи
  • развивать фонематический слух
  • научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками
  • учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов
  • обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений;
  • совершенствовать речевой аппарат;
  • вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.
Задачи послебукварного периода:
  • развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
  • учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;
  • формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;
  • развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;
  • совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения;

Общая характеристика учебного предмета Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане На обучение грамоте в 1 классе отводится 205 часов. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению - 95 часа (4 часа в неделю). На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку - 110 часов (5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения курса является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Подготовительный период Предметные результаты Обучающийся научится:

  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
  • выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном. Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
  • осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
  • выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
  • артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
  • понимать смысловое значение интонации;
  • обозначать гласные звуки буквами;
  • рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
  • вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
  • понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
  • пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
КоммуникативныеУУД:
  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
  • проявлять интерес к новому учебному материалу
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной). Предметные результаты Обучающийся научится:
  • давать характеристику согласным звукам,
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
  • читать слова с изученными буквами,
  • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
  • группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
  • обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
  • называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
  • правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
  • наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
  • выделять в однокоренных словах корень;
  • объяснять значение многозначных слов,
  • отгадывать буквенные ребусы;
  • находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
  • выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
  • правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
  • находить рифму;
  • придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
  • различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия,
  • Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Личностные УУД
  • Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
  • Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
  • Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
  • Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  • Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период Предметные результаты Обучающийся научится:
  • ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
  • соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
  • определять тему, главную мысль произведения;
  • правильно строить ответы на поставленные вопросы;
  • ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
  • сравнивать различные по жанру произведения;
  • кратко характеризовать героев произведений,
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

  • вырабатывать навыки грамотного письма.

  • формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
  • проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
  • формировать навыки правописания гласных в корне слова.
  • формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
  • Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
  • Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
  • Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
  • Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  • Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
  • Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

Содержание учебного предмета

  1. Подготовительный (добукварный) период - 43 часа (19 часов на обучение чтению, 24 часа на обучение письму).
  2. Букварный (основной) период - 148 часов (66 часов на обучение чтению, 82 часа на обучение письму)
  3. Послебукварный период - 14 часов (10 часов на обучение чтению, 4 часа на обучение письму)

Подготовительный этап (43 ч)

О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

обучение чтению:

Речь устная и письменная.

Предложение.

Предложение и слово.

Устная речь. Слово и слог.

Письменная речь. Слог и ударение.

Слова и звуки в нашей жизни.

Звуки и слова в нашей жизни.

Деление слова на слоги.

Слог-слияние.

Повторение. Предложение. Слова. Слоги. Звуки.

Звуки и буквы.

Гласный звук [а], буква А,а.

Гласная буква А,а.

Гласный звук [о], буквы О,о.

Звук [и], буквы И,и.

Звук [и], буквы И, и. Закрепление.

Звук [ы], буква ы.

Звук [у], буквы У,у.

Звук [у], буквы У, у. Закрепление.

обучение письму:

Знакомство с прописью и правилами письма.

Рабочая строка. гигиенические правила письма.

Письмо длинных наклонных прямых линий. Строка и межстрочное пространство.

Письмо полуовалов.

Письмо овалов.

Прямая линия с закругление снизу.

Короткая прямая наклонная линия с закруглением внизу.

Длинная и короткая наклонная прямая линия с закруглением.

Плавно наклонная линия с закруглением внизу.

Письмо прямых наклонных линий.

Письмо коротких линий и линий с закруглением внизу.

Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу.

Письмо наклонных линий с петлёй внизу, вверху.

Письмо полуовалов, их чередование.

Строчная буква а.

Строчная и заглавная письменные буквы А, а.

Строчная и заглавная буквы О, о.

Строчная и заглавная буквы О, о, А, а.

Строчная буква и.

Заглавная буква И.

Написание буквы ы.

Написание букв ы, и.

Строчная буква у.

Заглавная буква У.

Букварный (основной) период (148 ч)

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Звуки [н], [н҆], буквы Н, н.

Звуки [н], [н҆], буквы Н, н. Закрепление.

Звуки [с], [с׳], буквы С, с.

Звуки [с], [с׳], буквы С, с. Закрепление.

Звуки [к], [к׳], буквы К, к.

Звуки [к], [к׳], буквы К, к. Закрепление.

Звуки [т], [т׳], буквы Т,т.

Звуки [т], [т׳], буквы Т,т. Закрепление.

Закрепление пройденного материала.

Звуки [л], [л׳], буквы Л, л.

Звуки [л], [л׳], буквы Л, л. Закрепление.

Звуки [р], [р׳], буквы Р, р.

Звуки [р], [р׳], буквы Р, р. Закрепление.

Звуки [в], [в׳], буквы В, в.

Звуки [в], [в׳], буквы В, в. Закрепление.

Гласные буквы Е, е.

Буква е - показатель мягкости согласного звука.

Чтение слов с изученными буквами.

Звуки [п], [п׳], буквы П, п.

Звуки [п], [п׳], буквы П, п. Чтение текстов.

Звуки [п], [п׳], буквы П, п. Закрепление.

Звуки [м], [м׳], буквы М, м.

Звуки [м], [м׳], буквы М, м. Закрепление.

Закрепление пройденного материала.

Звуки [з], [з׳], буквы З, з.

Звуки [з], [з׳], буквы З, з. Закрепление.

Сопоставление слогов с буквами з и с.

Звуки [б], [б׳], буквы Б, б.

Звуки [б], [б׳], буквы Б, б. Закрепление.

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Звуки [д], [д׳], буквы Д,д.

Парные согласные звуки [д], [д׳], [т], [т׳]. Буквы Д,д,Т,т.

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Буквы Я, я и звуки их обозначающие [йа].

Буква Я-показатель мягкости согласных звуков.

Чтение предложений с изученными буквами.

Звуки [г], [г׳], буквы Г, г.

Звуки [г], [г׳], буквы Г, г. Закрепление.

Звук [ч׳], буквы Ч, ч.

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Буква ь - показатель мягкости согласных.

Разделительный мягкий знак.

Звук [ш], буквы Ш, ш.

Звук [ш], буквы Ш, ш. Закрепление.

Чтение текстов.

Звук [ж], буквы Ж, ж.

Звук [ж], буквы Ж, ж. Закрепление.

Чтение текстов.

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо].

Буква Ё - показатель мягкости согласного.

Звук [й], буквы Й, й.

Звук [й], буквы Й, й. Чтение текстов.

Звуки [х], [х׳], буквы Х, х.

Звуки [х], [х׳], буквы Х, х. Чтение текстов.

Чтение текстов с изученными буквами.

Буква Ю - показатель мягкости согласного звука.

Буква ю, чтение слов ь и ю.

Звук [ц], буквы Ц, ц.

Звук [ц], буквы Ц, ц. Закрепление.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение текстов.

Звук [щ], буквы Щ, щ.

Чтение текстов с изученными буквами.

Звуки [ф], [ф׳], буквы Ф, ф.

Звуки [ф], [ф׳], буквы Ф, ф. Закрепление.

Разделительный мягкий и твердый знаки.

Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п - б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Строчная буква н.

Заглавная буква Н.

Написание изученных букв.

Строчная буква с.

Заглавная буква С.

Строчная буква к.

Заглавная буква К.

Закрепление написания изученных букв.

Строчная буква т.

Заглавная буква Т.

Закрепление написания изученных букв.

Строчная буква л, обозначающая согласные звуки.

Заглавная буква Л.

Написание изученных букв.

Строчная буква р, обозначающая согласные звуки.

Заглавная буква Р, обозначающая согласные звуки.

Строчная буква в, обозначающая согласные звуки.

Заглавная буква В, обозначающая согласные звуки.

Написание изученных букв.

Строчная буква е.

Заглавная буква Е.

Закрепление написания изученных букв.

Написание слов с изученными буквами.

Строчная буква п.

Заглавная буква П.

Упражнение в написании изученных букв.

Строчная буква м.

Заглавная буква М.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

Правописание изученных букв, слов и предложений.

Строчная буква з.

Заглавная буква З.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Строчная буква б.

Заглавная буква Б.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

Строчная буква д.

Заглавная буква Д.

Закрепление написания изученных букв.

Строчная буква я.

Заглавная буква Я.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

Закрепление написания изученных букв.

Строчная буква г.

Заглавная буква Г.

Строчная и заглавная буквы Г,г.

Строчная буква ч. слоги-слияния ча, чу.

Заглавная буква Ч.

Буква ь.

Мягкий знак, как показатель мягкости.

Написание слов с мягким знаком.

Строчная буква ш.

Заглавная буква Ш.

Буква Ш, обозначающая твердый согласный звук.

Строчная буква ж, обозначающая твердый звук.

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый звук.

Написание слов с сочетаниями жи, ши.

Строчная буква ё.

Строчная буква ё, обозначающая два звука.

Заглавная буква Ё.

Буква й.

Слова с буквой й.

Строчная буква х.

Заглавная буква Х.

Правописание букв Х, х.

Письмо предложений с изученными буквами.

Строчная буква ю, обозначающая два звука [й׳ у].

Заглавная буква Ю.

Письмо слов с буквами Ю, ю.

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук.

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук.

Строчная буква э, обозначающая гласный звук.

Заглавная буква Э, обозначающая гласный звук.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Строчная буква щ.

Заглавная буква Щ.

Строчная буква ф.

Заглавная буква Ф.

Запись слов и предложений с изученными буквами.

Буквы ь, ъ.

Послебукварный период (14 ч)

Письмо. Чтение. Развитие речи. Чтение

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.

обучение чтению:

Как хорошо уметь читать! Произведение Е.Чарушина.

Наше Отечество. Первоучители словенские. Первый букварь.

Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.

Произведения К.Д.Ушинского.

Произведения К.И.Чуковского.

Произведения В.В.Бианки, М.М.Пришвина.

Произведения С.Я.Маршака, А.Л.Барто.

Произведения С.В.Михалкова.

Произведения Б.В.Заходера.

Произведения В.Д.Берестова.

обучение письму:

Оформление предложений.

Деление слов на слоги.

Заглавная буква в словах.

Контрольное списывание.

Русский язык

Практическое применение правил о правописании жи - ши, ча - ща, чу - щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сел, деревень, улиц, рек, о написании предложений (большая буква в начале предложения, точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложений), о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения.
Речь и ее значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.
Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя), по пословице и др.
Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.
Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.
Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв (сходство и различия элементов в буквах) и их соединений в словах.
Выполнение заданий к упражнениям, которые даны в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание), упражнения в преобразовании слов, их чтение. Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану, по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, ..., чем закончу). Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.
Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.

Слова с непроверяемыми написаниями

Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ.

Примерное тематическое планирование обучение чтению с определением основных видов учебной деятельности

п/п

дата

название раздела

универсальные учебные действия

1.

с 2.09. по 5.10.

Добукварный период

Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называют условные знаки, объясняют значение каждого знака, рассказывают об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывают, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Используют эти правила при работе с «Азбукой». Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдают эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). Оценивают результаты своей работы на уроке. Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделяют из речи предложения. Определяют на слух количество предложений в высказывании. Отвечают на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдают речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушают то, что говорят другие. Отвечают на вопросы учителя. Включаются в групповую работу, связанную с общением; рассказывают товарищам о своих впечатлениях, полученных в первый школьный день; внимательно, не перебивая, слушают ответы товарищей, высказывают своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Объясняют смысл пословицы; применяют пословицу в устной речи. Рассуждают о роли знаний в жизни человека, приводят примеры. Распределяют на группы предметы по существенным признакам, определяют основания для классификации. Различают родовидовые понятия. Правильно употребляют в речи слова-названия отдельных предметов (ранец, учебник; кукла, мяч, кубик), и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки).

Оценивают результаты своей работы на уроке. Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывают сценки из сказки. Делят предложения на слова. Воспринимают слово как объект изучения. Определяют на слух количество слов в предложении. Выделяют отдельные слова из предложений. Составляют простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составляют предложения по заданным схемам. «Читают» предложения по схемам. Произносят по образцу предложения с восклицательной интонацией. Соотносят произнесённое предложение со схемой. Объясняют значение восклицательного знака в схеме предложения.

Отвечают на вопросы по сюжетной картинке. Составляют предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами. Различают предмет и слово, его называющее.

Различают слово и предложение по их функциям (без термина). Делают под руководством учителя вывод: предложения сообщают что-то, передают наши мысли, а слова - называют что-то. Распределяют на группы предметы по существенным признакам: сравнивают предметы, выделяют в них общее и различное, называют группу предметов одним словом.

Приводят примеры пословиц о труде и трудолюбии. Объясняют смысл пословиц. Рассуждают о роли труда в жизни людей. Объяснять значение слова «трудолюбие». Строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать взрослым.

Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свою работу на уроке. Произносят слова по слогам. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах. Контролируют свои действия при делении слов на слоги. Моделируют слова при помощи схем. Приводят примеры слов, состоящих из заданного количества слогов. Устанавливают слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносят предметную картинку и схему слова; объясняют данное соответствие. Отвечают на вопросы к иллюстрации. Составляют предложения на заданную тему. Группируют слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Строят высказывания о своих домашних питомцах, об уходе за ними, о своём отношении к животным. Определяют на слух ударный слог в словах. Называют способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово). Обозначают ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирают слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге.

Соотносят слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. Классифицируют слова по количеству слогов и месту ударения. Составляют рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений. Строят высказывания о своей семье. Рассуждают о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье. Приводят примеры проявления своего уважительного отношения к старшим членам семьи, заботы о младших.

Объясняют смысл поговорки. Различают гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Выделяют слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, использовать их при моделировании слов. Составляют предложения с опорой на рисунки и схемы. Работают со схемами-моделями слов: соотносить слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывать соответствие. Устанавливают количество слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог. Используют термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленяют из звучащей речи предложения, делить их на слова. Определяют количество предложений в звучащей речи. Моделируют предложения, фиксировать их в схеме. Определяют порядок слов в предложении. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют изучаемый звук в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения изучаемого звука. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что изучаемый звук гласный. Распознают на слух изучаемый звук в словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов с изучаемым звуком в начале, середине, конце слова. Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы. Находят слова с изучаемыми буквами в текстах на страницах «Азбуки».

Соотносят изучаемый звук и букву. Составляют рассказ по сюжетной картинке. Объясняют смысл пословиц и поговорок. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь». Читают предложение с восклицательной интонацией. Работают в паре: находят на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук , называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы. Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой-моделью. Исправляют ошибку. Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Контролируют свои действия при решении познавательной задачи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

2.

с 6.10. по 29.02.

Букварный период.

Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Составляют рассказ по сюжетной картинке. Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют изученные звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слушают и различают изучаемые звуки в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставляют слова, различающиеся одним звуком. Приводят примеры слов с новыми звуками. Узнают, сравнивают и различают заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Соотносят новые звуки и буквы, н их обозначающие. Делают вывод о том, что изучаемые звуки обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).

Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного.

Составляют слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирают букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Составляют рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читают предложения. Наблюдают над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводят звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение) . Сравнивают два вида чтения.

Наблюдают употребление заглавной буквы в именах. Составляют устные высказывания по иллюстрациям. Объясняют смысл пословиц. Составляют высказывания о любви к Родине. Рассуждают о необходимости трудиться на благо родной страны. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводят сказку по серии рисунков. Строят собственные высказывания о любви к Родине. Определяют разные значения одного слова. Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Соотносят все изученные буквы со звуками. Сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы.

Контролируют свои действия при решении познавательной задачи. Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения на уроке.

3.

с 1.03. по 18.03.

Послебукварный период.

Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определяют его содержание. Читают текст самостоятельно. Сравнивают высказанные предположения с прочитанным содержанием. Называют героев произведения. Находят в тексте и читают предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Определяют качества характера Жени на основе представленного на доске списка. Находят и называют понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбирают возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыгрывают фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определяют, получилось ли передать характер героя. Рассматривают иллюстрацию учебника; перечисляют основные персонажи иллюстрации. Придумывают рассказы по иллюстрации. Слушают рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирают самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Читают текст самостоятельно. Отвечают на вопросы учителя по тексту. Пересказывают текст на основе опорных слов. Определяют главную мысль текста. Соотносят её с пословицей. Объясняют своими словами смысл этого текста. Читают старинную азбуку. Соотносят название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивают название русских букв и старинных. Создают собственную азбуку; придумывают слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита.

Придумывают рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали). Определяют название сказки на основе иллюстрации. Читают самостоятельно отрывок из сказки. Определяют, из какой книги прочитанный отрывок. Выбирают, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу. Участвуют в групповом проекте. Договариваются друг с другом о возможном распределении ролей. Читают наизусть с выражением. Определяют уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректируют свою работу на основе выполненной диагностики.

Примерное тематическое планирование обучение письму с определением основных видов учебной деятельности


п/п

дата

название раздела

универсальные учебные действия

1.

с 2.09. по 5.10.

Добукварный период.

Отвечают на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентируются в первой учебной тетради. Правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрируют правильное положение ручки при письме. Воспроизводят с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называют письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводят предметы по контуру. Находят элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводят элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Отвечают на вопросы учителя о назначении прописи. Правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Воспроизводят с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называют письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводят предметы по контуру. Находят элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводят элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Пишут графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагают на рабочей строке элементы букв, соблюдают интервал между графическими элементами. Чередуют элементы узоров, ориентируясь на образец. Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте.

Воспроизводят с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма.

Обводят предметы по контуру. Находят элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводят элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки.

Пишут графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагают на рабочей строке элементы букв, соблюдают интервал между графическими элементами, наклон.

Чередуют элементы узоров, ориентируясь на образец. Осваивают правила работы в группе. Называют героев сказки, составляют предложения о каждом из героев с опорой на заданную схему. Называют предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицируют их по группам. Составляют предложения к иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводят и применяют правила работы группе. Применяют гигиенические правила письма при выполнении заданий. Соотносят предметную картинку и схему слова.

Дорисовывают овалы, круги и предметы, не выходя за строку и дополнительные линии.

Обводят предметы по контуру, штрихуют. Называют предметы, объединять их в группу по общему признаку, называют группу предметов одним словом. Воспроизводят сказку по серии сюжетных картинок. Инсценируют сказку «Колобок». Находят на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.

Пишут прямые длинные наклонные линии, ориентируясь на образец и дополнительную линию.

Соблюдают наклон, указанное направление движения руки, выдерживают расстояние между элементами. Обозначают условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент.

Узнают сказку и отдельный эпизод из сказки по иллюстрации, воспроизводят его. Называют группу предметов одним словом. Воспроизводят эпизод из знакомой сказки по иллюстрации, данной в прописи. Пишут длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево).

Пишут короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо). Обозначают условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисуют бордюры по заданному алгоритму.

Составляют связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи. Выполняют слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в прописи. Пишут овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Пишут короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Писать короткую наклонную линию с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Пишут наклонные линии с петлёй вверху и внизу (элементы строчной буквы д и строчной буквы в), чередовать их. Обозначают условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчных и прописных буквах. Называют правильно элементы изучаемой буквы. Сравнивают печатную и письменную буквы. Конструируют изучаемую буквы из различных материалов. Пишут изучаемую буквы в соответствии с образцом. Анализируют написанную букву, выбирают наиболее удавшийся вариант, обозначают его условным знаком (точкой), ориентируются на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивают написанные буквы с образцом. Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывают имена собственные. Воспроизводят и применяют правила работы группе.

2.

с 6.10. по 29.02.

Букварный период.

Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Выполняют гигиенические правила письма. Анализируют образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называют правильно элементы изучаемой буквы. Сравнивают печатную и письменную буквы. Обводят бордюрные рисунки по контуру.

Конструируют изучаемую буквы из различных материалов. Пишут изучаемые буквы в соответствии с образцом. Анализируют написанную букву, выбирают наиболее удавшийся вариант, обозначают его условным знаком (точкой), ориентируются на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивают написанные изученные буквы с образцом. Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью. Перекодируют звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Пишут слоги, слова с новыми буквами, используют приём комментирования. Правильно записывают имена собственные.

Списывают без ошибок с письменного шрифта. Читают предложения, анализируют их, определяют интонацию, грамотно записывают, обозначая на письме границы предложения.

Дополняют данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках.

Применяют критерии оценивания выполненной работы. Работают в парах и группах: анализируют работу товарищей и оценивают её по правилам. Пишут слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывают имена собственные.

Списывают без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Грамотно оформляют на письме все виды предложений. Отвечают письменно на вопрос текста, записывают ответ грамотно. Образовывают форму единственного и множественного числа существительных с опорой на слова один - много и схему-модель. Разгадывают ребусы. Употребляют в речи и записывают с заглавной буквы названия знакомых рек. Объясняют смысл поговорки, записывают поговорку без ошибок. Пишут слоги, слова с изученными буквами под диктовку.

Записывают под диктовку без ошибок 1-2 предложения после предварительного анализа.

Составляют рассказ по иллюстрации, записывать 2-3 предложения с комментированием.

Пишут грамотно слова с сочетанием жи, ши. Обозначают правильно границы предложения. Выполняют правила работы в группе, в паре. Используют правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем. Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполняют гигиенические правила письма, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Называют правильно элементы букв ь, ъ. Обводят по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копируют их в соответствии с образцом прописи. Пишут буквы ь, ъ в соответствии с образцом. Анализируют написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентируются на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивают написанные буквы ь, ъ с образцом. Выполняют слого-звуковой анализ слов, пишущихся с буквами ь, ъ. Сопоставляют написание слов сел - съел, семь - съем, выполнять фонетический анализ данных слов. Записывают слова с буквами ь, ъ по образцу, включать их в предложения. Записывают предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием. Списывают без ошибок слова и предложения с письменного шрифта.

Обозначают правильно границы предложения. Пишут под диктовку изученные буквы, слоги, слова. Оценивают свою деятельность по шкале самооценки.

3.

с 1.03. по 4.03.

Послебукварный период.

Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Работа планируется учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся в букварный период.

Материально-техническое обеспечение образовательно процесса


1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

2. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

3. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 - М.: «Просвещение», 2011

3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. - М.: ВАКО, 2012.

4. Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. - М.: Экзамен. 2012.

5. Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»




23| Страница


© 2010-2022