- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на тему Использование групповой технологии на уроках в начальной школе
Выступление на тему Использование групповой технологии на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Москвина С.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребёнок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Говорят, одна голова хорошо, а две лучше. Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе.
Целью этой технологии является: создание условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
« Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:
- изучении нового материала,
- закреплении полученных знаний,
- повторении изученного,
- проведении контроля знаний,
- организации творческих работ,
- организации проектной деятельности.
Групповая работа вызывает восторг у детей и даёт неплохие результаты с точки зрения качества знаний. Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности
У групповой работы много положительных сторон:
- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
- развивает межличностные отношения детей;
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
Групповая форма обучения решает три основные задачи.
Конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно - развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
Социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. Очень часто использую работу в группах при проведении уроков окружающего мира, формируя группы из 6-7 человек, но организация работы таких групп требует особой расстановки мебели. Дети получают задания (план деятельности) каждое для своей группы.
Задания для группы подбираю, учитывая принципы:
-задания для всей группы;
- интересные задания;
- доступные задания;
- проблемные задания;
Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.
Группы учащихся могут различаться и по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими» и развиваются коммуникативные способности. Во время урока замечаю стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы. На уроке учащимся предлагаю такую работу, которая помогает общаться, обеспечиваю положительный и эмоциональный фон во время работы, организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность, стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты. Опыт развития творческого мышления детей через выполнения групповых заданий даёт неплохие результаты. Выполняя задания, они составляют мини - проекты, рисуют запрещающие знаки, касающиеся охраны природы.
Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов или исторических фактов, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников. В результате организации групповой работы на уроках, я не только достигаю поставленной образовательной цели через активные поисковые методы обучения самими учащимися, но и параллельно решаю воспитательные задачи, что наглядно доказывает неразрывность воспитания и обучения в системе классно-урочного обучения. Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану); доводить начатое до конца. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
* убедись, что в разговоре участвует каждый;
* говори спокойно, ясно и только по делу;
* умей слушать и понимать других;
* умей договариваться
Анализируя качество обучения уроков окружающего мира, сделала выводы, что при использовании групповых методов обучения, качество знаний учащихся во 2 классе составляло 65%, что говорит о неплохих результатах обученности учащихся.
Например, на уроке математики при оценке деятельности каждого учащегося в группе использую оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
Конечно, есть и недостатки групповой работы - это трудности комплектования групп и организации работы в них, включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:
- инициативный, любознательный;
- искренний, доброжелательный;
- умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;
- активно высказывает свою точку зрения, аргументируете;
- может свои и чужие поступки;
- умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними