Выступление на тему Использование групповой технологии на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на тему Использование групповой технологии на уроках в начальной школе


Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребёнок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Говорят, одна голова хорошо, а две лучше. Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе.

Целью этой технологии является: создание условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

« Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:

- изучении нового материала,

- закреплении полученных знаний,

- повторении изученного,

- проведении контроля знаний,

- организации творческих работ,

- организации проектной деятельности.

Групповая работа вызывает восторг у детей и даёт неплохие результаты с точки зрения качества знаний. Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности

У групповой работы много положительных сторон:

- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;

- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;

- развивает межличностные отношения детей;

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
Групповая форма обучения решает три основные задачи.
Конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно - развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
Социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. Очень часто использую работу в группах при проведении уроков окружающего мира, формируя группы из 6-7 человек, но организация работы таких групп требует особой расстановки мебели. Дети получают задания (план деятельности) каждое для своей группы.

Задания для группы подбираю, учитывая принципы:

-задания для всей группы;

- интересные задания;

- доступные задания;

- проблемные задания;

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.

Группы учащихся могут различаться и по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими» и развиваются коммуникативные способности. Во время урока замечаю стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы. На уроке учащимся предлагаю такую работу, которая помогает общаться, обеспечиваю положительный и эмоциональный фон во время работы, организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность, стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты. Опыт развития творческого мышления детей через выполнения групповых заданий даёт неплохие результаты. Выполняя задания, они составляют мини - проекты, рисуют запрещающие знаки, касающиеся охраны природы.

Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов или исторических фактов, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников. В результате организации групповой работы на уроках, я не только достигаю поставленной образовательной цели через активные поисковые методы обучения самими учащимися, но и параллельно решаю воспитательные задачи, что наглядно доказывает неразрывность воспитания и обучения в системе классно-урочного обучения. Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану); доводить начатое до конца. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

* убедись, что в разговоре участвует каждый;

* говори спокойно, ясно и только по делу;

* умей слушать и понимать других;

* умей договариваться

Анализируя качество обучения уроков окружающего мира, сделала выводы, что при использовании групповых методов обучения, качество знаний учащихся во 2 классе составляло 65%, что говорит о неплохих результатах обученности учащихся.

Например, на уроке математики при оценке деятельности каждого учащегося в группе использую оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.

Конечно, есть и недостатки групповой работы - это трудности комплектования групп и организации работы в них, включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:

- инициативный, любознательный;

- искренний, доброжелательный;

- умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;

- активно высказывает свою точку зрения, аргументируете;

- может свои и чужие поступки;

- умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними



© 2010-2022