- Преподавателю
- Начальные классы
- Древний мир – рождение первых цивилизаций
Древний мир – рождение первых цивилизаций
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Исупова А.С. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект пробного урока по истории .
Класс: 4 «б»
Учитель: Исупова Альбина Сергеевна.
Тема: Древний мир - рождение первых цивилизаций.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: традиционная
Форма организации учебного процесса: фронтальная, групповая
Цель урока: создать условия для полноценного понимания понятия цивилизация.
Задачи:
Образовательные:
-
Создать картину эпохи Древнего мира;
-
Познакомить детей со вторым значением слова "цивилизация";
-
Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.
Развивающие:
-
Развивать лингвистическую речь учащихся;
-
Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, строить свои высказывания;
-
Развивать образное и логическое мышление и внимание;
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к предмету;
Оборудование: часы, календарь, буквы, цифры, иллюстрации.
Оформление доски:
-1
Д.з.
1
Поселок
Города
Государство
2
Второе декабря.
Классная работа.
Тема:
Лента времени
3
карта
-3
рефлексия
Ход урока:
Этап урока.
Деятельность учителя.
Содержание урока.
Деятельность учащихся
1. Орг.
момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада вас видеть. Меня зовут Надежда Александровна, и урок истории проведу у вас я.
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам истории.
Приветствуют учителя
2. Актуализация знаний
На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.
- Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?
- Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?
- Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?
- Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?
Этому и посвящается наш урок
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
- Вопрос, на который вы должны сегодня ответить: «Почему с такой далекой эпохи мы пользуемся этими предметами?» (проблемный вопрос)
- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.
(На доске схема, таблицы пока закрыты.)
Цивилизация Первобытное общество
Беседа:
- Где жили первобытные люди?
- Удобно ли было так жить? Почему?
- Что стали люди строить?
- Мог ли один человек построить себе дом?
- Что делали люди?
- Как называлось место, где было несколько жилищ?
- Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? Почему?
- Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? Почему?
- А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались?
- Кто управлял всеми делами племени?
- Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались?
- Это и есть начало развития культуры человеческого общества.
- Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? Почему?
- Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.
Среди маленьких поселков стали появляться первые ….
В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.
Появилась новая сила, занятая управлением обществом - государство.
- А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации?
- Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания?
Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.
- Так появились и первые цивилизации.
=Нет, умение писать, считать, вести счет времени - это умения цивилизованного человека
=При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира
=В пещерах
=Нет
=Дома
=Нет
=Они объединялись, трудились совместно
=Поселок
=Нет
=Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом
=Роды
=Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду
=Племя
=Совет старейшин
=По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас
=Нет
=города
=Письменность
=Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая
3. Ф/м
- А сейчас давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной:
Наклоняемся вперед - 1, 2, 3, 4, 5,
А теперь - наоборот - 1, 2, 3, 4, 5,
Приседаем, 3-4.
На любую гору в мире
Мы залезть, конечно, сможем
Поднимаем руки вверх,
Опускаем руки вниз.
И еще разок теперь -
Повтори-ка, не ленись!
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте,
Мы на стулья сядем вместе,
Вновь возьмемся за дела.
- Молодцы!
4.
Работа по рисункам (стр. 61)
- Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду. (работа по карте)
- Что обозначено на карте толстой красной линией?
- Что находится за пределами?
- В каком полушарии возникли первые цивилизации?
- В каких частях света возникли древние цивилизации?
- Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?
- Что отмечено разными цветами?
- Какие цивилизации расположились в Европе?
- Назовите цивилизации Древнего Востока?
- Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?
- Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.
Что это? Сравните их. Что можете сказать?
- Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?
- Чем отличалась одна цивилизация от другой?
- Прочитать текст в учебнике на стр. 62 и заполнить таблицу в тетради
Проверка (коллективная) по группам:
- О каких цивилизациях вы прочитали?
- Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.
- Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова?
- Обратимся к словарю, проверим свое предположение.
=В восточном
=Древний Китай
=Страна, со своей особой культурой
. 7. итог.
- Чем богата эпоха Древнего мира?
- Время существования эпохи Древнего мира?
(работа в группах)
- Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки - на доске цивилизации: Египет, …).
- Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить?
=С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.
=Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу
5. Д/з
Д/з с.59-66, читать, ответить на вопросы, обозначить цивилизации на карте стр.70-71
- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: "В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками - и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.
Великое свойство прогрессивного человека - не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!"
- Спасибо за урок! До свидания!