Древний мир – рождение первых цивилизаций

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект пробного урока по истории .


Класс: 4 «б»

Учитель: Исупова Альбина Сергеевна.

Тема: Древний мир - рождение первых цивилизаций.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: традиционная

Форма организации учебного процесса: фронтальная, групповая

Цель урока: создать условия для полноценного понимания понятия цивилизация.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать картину эпохи Древнего мира;

  2. Познакомить детей со вторым значением слова "цивилизация";

  3. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.

Развивающие:

  1. Развивать лингвистическую речь учащихся;

  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, строить свои высказывания;

  3. Развивать образное и логическое мышление и внимание;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету;

Оборудование: часы, календарь, буквы, цифры, иллюстрации.

Оформление доски:

-1

Д.з.

1



Поселок

Города

Государство


2

Второе декабря.

Классная работа.

Тема:

Лента времени

3

карта

-3

рефлексия


Ход урока:


Этап урока.

Деятельность учителя.

Содержание урока.

Деятельность учащихся

1. Орг.

момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада вас видеть. Меня зовут Надежда Александровна, и урок истории проведу у вас я.

Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам истории.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

- Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

- Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

- Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

- Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

Этому и посвящается наш урок

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

- Вопрос, на который вы должны сегодня ответить: «Почему с такой далекой эпохи мы пользуемся этими предметами?» (проблемный вопрос)

- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

(На доске схема, таблицы пока закрыты.)

Цивилизация Первобытное общество

Беседа:

- Где жили первобытные люди?

- Удобно ли было так жить? Почему?

- Что стали люди строить?

- Мог ли один человек построить себе дом?

- Что делали люди?

- Как называлось место, где было несколько жилищ?

- Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? Почему?

- Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? Почему?

- А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались?

- Кто управлял всеми делами племени?

- Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались?

- Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

- Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? Почему?

- Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Среди маленьких поселков стали появляться первые ….

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом - государство.

- А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации?

- Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания?

Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

- Так появились и первые цивилизации.

=Нет, умение писать, считать, вести счет времени - это умения цивилизованного человека

=При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира



=В пещерах

=Нет

=Дома

=Нет

=Они объединялись, трудились совместно

=Поселок

=Нет

=Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом

=Роды

=Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду

=Племя

=Совет старейшин

=По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас

=Нет


=города

=Письменность

=Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая

3. Ф/м

- А сейчас давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной:

Наклоняемся вперед - 1, 2, 3, 4, 5,

А теперь - наоборот - 1, 2, 3, 4, 5,

Приседаем, 3-4.

На любую гору в мире

Мы залезть, конечно, сможем

Поднимаем руки вверх,

Опускаем руки вниз.

И еще разок теперь -

Повтори-ка, не ленись!

А сейчас давайте вместе

Будем мы ходить на месте,

Мы на стулья сядем вместе,

Вновь возьмемся за дела.

- Молодцы!

4.

Работа по рисункам (стр. 61)

- Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду. (работа по карте)

- Что обозначено на карте толстой красной линией?

- Что находится за пределами?

- В каком полушарии возникли первые цивилизации?

- В каких частях света возникли древние цивилизации?

- Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?

- Что отмечено разными цветами?

- Какие цивилизации расположились в Европе?

- Назовите цивилизации Древнего Востока?

- Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?

- Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.

Что это? Сравните их. Что можете сказать?

- Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?

- Чем отличалась одна цивилизация от другой?

- Прочитать текст в учебнике на стр. 62 и заполнить таблицу в тетради

Проверка (коллективная) по группам:

- О каких цивилизациях вы прочитали?

- Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.

- Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова?

- Обратимся к словарю, проверим свое предположение.


=В восточном




=Древний Китай

=Страна, со своей особой культурой

. 7. итог.

- Чем богата эпоха Древнего мира?

- Время существования эпохи Древнего мира?

(работа в группах)

- Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки - на доске цивилизации: Египет, …).

- Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить?

=С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.

=Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу

5. Д/з

Д/з с.59-66, читать, ответить на вопросы, обозначить цивилизации на карте стр.70-71

- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: "В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками - и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека - не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!"

- Спасибо за урок! До свидания!



© 2010-2022