Методическая разработка урока окружающего мира Свойства снега и льда

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




УМК «Гармония» 3класс

Свойства снега и льда

(урок - исследование)




Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №166 города

Новоалтайска Алтайского края»



Предмет: Окружающий мир, 3 класс

Урок №27 Тема: Свойства снега и льда

Вид урока: Урок-исследование

Тип урока: Получение новых знаний

Методическая цель урока: познакомить с новым видом урока: урок-исследование, включённым в учебный процесс, на основе технологии Савенкова Александра Ильича


Цель: создать условия для формирования у учащихся новых знаний о свойствах льда и снега с помощью метода исследования.

Задачи:

  1. Научить определять и сравнивать свойства снега и льда путём проведения опытов.

  2. Продолжить формировать навыки исследовательской деятельности с помощью наблюдений, эксперимента.

  3. Развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства.

  4. Использовать полученные знания для объяснения окружающего мира.

  5. Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные компетенции: умение работать в паре, высказывать свои мысли, способность принимать свои ошибки.

Формируемые личностные метапредметные УУД:

  1. Умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в группе;

  2. Выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций, моделировать предметы и явления окружающего мира, выполнять простые опыты;

  3. Умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Формируемые регулятивные УУД:

  1. Анализ своего знания и незнания;

  2. Постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;

  3. Определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;

  4. Оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).


Оборудование: интерактивная доска; проектор; презентация; папки «Я исследую мир» для учащихся. для опытов: снег и лёд в стаканчиках, ложечки, листы цветной и белой бумаги, молоток (для учителя).

Литература:

  1. Программа «Окружающий мир» Автор: О.Т. Поглазова - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

  2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 3кл общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2010.-480 с.

  4. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М.: ООО «Издательство АСТ», 1999.-476 с.: В. А. Маркин.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент. Психологический настрой учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Дети друг другу желают удачи в открытии новых знаний.

2.

















3.







4.





















































5.













6.

7.



8.

Актуальность знаний, постановка проблемы.

















Составление плана работы







Реализация плана

работы





















































Первичное закрепление













Итог урока

Рефлексия



Домашнее задание

-Вспомните, как мы познаём окружающий мир?

-А как его изучают учёные?



-Какую тему мы изучаем?



Вопросы для беседы:

  • Как меняется характер осадков с приходом зимы?

  • Что произошло с водоёмами с приходом зимы?

  • Как изменилось состояние почвы?

  • Как изменилась температура воздуха?

  • Что стало причиной таких изменений?

  • А кто из вас любит зиму?

  • Что особенно любите зимой?

  • Какие явления природы можно наблюдать зимой?

-Сегодня на уроке мы опять будем исследователями.

-А как вы думаете, что мы будем исследовать?

-Будем исследовать свойства снега и льда.

-На уроке будем проводить опыты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Результаты опытов вы записываете в рабочей тетради стр. 50

-Работать будем в группах. Помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень внимательными.

-Какие ещё условия работы в группе вы знаете?

-Обязательно в своей группе выберите секретаря (ответственный за запись в папку «Я исследую мир») и спикера (ответственный за выступление).

-Спикер одной из групп озвучивает вывод, а остальные учащиеся с помощью сигналов (пальцев) оценивают : + согласны, - не согласны.

Работа с папками исследователей.

-Спланируем нашу работу.

-С чего начинаем работу?

Слайд №1

-Итак, назовите тему урока.

Слайд №2

-Какую цель поставим? (Навести «руку» на слово «цель»)

-Запишите на листочках, и поместите в карманчике вашей папки.

Выдвижение гипотезы:

-Какую гипотезу выдвинем? ( В процессе урока учитель записывает на слайд гипотезы учащихся)

(В данной презентации гипотезы написаны, появляются с помощью триггеров при наведении «руки» на слово «гипотеза»)

-У нас выдвинуты две гипотезы, будем их доказывать или опровергать.

Начнём работу.

Работа с условными обозначениями. Учитель выставляет карточки на магнитную доску.

(карточки выставить на доску)

-Начнём работу.

Методическая разработка урока окружающего мира Свойства снега и льда

1.Подумать самостоятельно

-Вспомните и расскажите то, что каждый из вас знает по этой теме урока.

- Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. На самом деле снежинки образуются не из капелек воды, а из водяного пара, когда температура воздуха становится ниже нуля градусов. Причём водяные пары сразу переходят в твёрдое состояние - крошечные льдинки-кристаллики, не превращаясь в жидкость. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков.

-Как вы думаете, какой снег на ощупь? А лёд?

-Что вы скажете про запах снега и льда?

- Сможем ли попробовать снег и лед?

(Ответы записываются в таблицу на доске, потом это можно повторить по слайду № 10)

Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?



Учитель оценивает работу групп.

-Обратимся дальше к папкам исследователей.

2. Понаблюдать

Слайд № 3(вторая снежинка в первом ряду меняется)

- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них? Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

Слайд № 4

Рассмотрите кусочки льда. Какую форму имеет лёд?

Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?

-При безветренной погоде снежинки имеют симметричную правильную форму, а при сильном ветре превращаются в мелкую снежную пыль из обломков кристалликов льда. При температуре около 0 градусов снежинки срастаются и образуют большие хлопья снега.

Учитель оценивает работу групп.

Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

-Продолжаем работать. Какую работу сейчас будем выполнять?

3.Провести эксперимент

Опыт № 1.

Слайд № 5

-Поставим первые стаканчики со снегом и льдом на некоторое время на подоконник. Вернёмся к этому опыту попозже.

-Продолжим опыты.

Опыт № 2

Слайд № 6

-Положим дёд и снежок в стаканы с водой. Наблюдайте. Что скажете?

-Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?

-Запишем результаты.



Опыт № 3

Слайд № 7

-Как вы думаете, почему сквозь лёд видно лимон, а сквозь снег не видно.

-Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?



Опыт № 4

Слайд № 8

-Найдите лист бумаги, по цвету соответствующий снегу, поднесите его к стакану со снегом. Что заметили?

-Теперь возьмите другие листы бумаги. Поместите их за стакан со снегом. Что заметили?

- Найдите лист бумаги, по цвету соответствующий льду, поместите его за стакан с кусочком льда.

-Теперь возьмите другие листы бумаги. Поместите их за стакан со льдом. Что заметили?

-Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?

Какой можно сделать вывод?

Белый цвет снега объясняется тем, что чистый снег хорошо отражает солнечные лучи. Кристаллики снежинок могут разлагать солнечный свет на цвета радуги, и тогда, как говорят, снег искрится. Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости.

-Запишем результаты.



Опыт № 5

Слайд № 9

-Ударим деревянным молотком по снежку и кубику льда.

-Что заметили? -Спрячьте пуговицу в снегу. Получилось? О каком свойстве это говорит? -Попробуйте спрятать пуговицу в лёд. Что заметили?

Вернёмся к нашим гипотезам. Что вы скажете?

-Запишем результаты.



-Вернёмся к опыту № 1. Посмотрите в стакан со снегом. Что заметили?

-Посмотрите в стакан со льдом. Что заметили?

-Вернёмся к нашим гипотезам. Какой вывод мы делаем?

-Запишем результаты.



-Подведём итог. Повторим всё то, что мы узнали о свойствах снега и льда. (Идет повторение по слайду презентации и по тетради).

Свойства снега и льда

Слайд № 10

-Назовите гипотезы:

-Доказали мы или опровергли их?

-Как?

- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе со Снеговиком в папке «Я исследую мир».

Если на вопрос вы отвечаете "да", то ставите крестик, а если - "нет", ставите нолик.

(На доске написано: да - Х, нет - О).

Слайд № 11

-Смотрим на экран. Все вопросы записаны здесь. Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован Снеговик. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.

(Учитель читает вопросы, а дети записывают ответы на листочках).

Вопросы теста:

1. Снег при таянии превращается в воду?

2. Если вода замерзает, она превращается в лед?

3. Снег бесцветный?

4. Лед прозрачный?

5. Лед хрупкий?

6. Снег рыхлый?

7. У снежинки 5 лучей?

8. Снег прозрачный?

9. Все снежинки одинаковые?

10. Снег белый?

Проверка выполнения задания. С помощью триггеров (нажать на рисунок Снеговика) на экране появляются правильные ответы.

Подведём итог:

-Назовите тему урока. Слайд № 1

-Назовите цель, поставленную в начале урока. Слайд №2

-Достигли ли мы данной цели?

-Продолжите предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-Я узнал, что…

-Что осталось вам узнать самим по папке исследователя?

-Это и будет домашнее задание

Молодцы! Спасибо всем за урок.

-Окружающий мир мы познаём через наблюдения, читаем книги и энциклопедии, смотрим телепередачи, спрашиваем у взрослых.

-Учёные тоже наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают свои предположения, затем их проверяют. Ещё учёные наблюдают за природой с помощью изобретённых приборов: микроскопов, телескопов. По результатам исследований учёные вводят новые понятия, формулируют законы природы.

-Мы изучаем тему «Идёт волшебница зима»

Высказывания и предположения детей.



Предположения детей.





-Думаю сам.

-Высказываю мнение своей группе.

-Внимательно слушаю одноклассников.

-Приходим к общему мнению.



-Выясняем тему и ставим перед собой цель.

-Тема урока: Свойства снега и льда.

-Определить свойства снега и льда.

Дети выдвигают гипотезы

-Снег и лед - это одно и то же.

-Можно предположить, что снег и лёд имеют различия.



Обсуждение ответов детей в группе и выступление спикеров.





-На ощупь снег и лёд холодные.

-Запаха у снега и льда нет.

-Пробовать снег и лед нельзя. В них есть микробы, частицы грязи и они холодные, можно простудиться.

-Снег и лёд образуются по-разному - это различие.

Запаха нет, попробовать нельзя - это одинаковые свойства

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег образуется из водяных паров, а лёд из капелек воды. Обозначение помещают в карманчике Подумать самостоятельно.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради в таблицу.

Дети каждой группы оценивают работу участников.

Ответы учащихся.

- Снежинки имеют форму, а у льда формы нет - это различие.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег и лёд разной формы. Обозначение помещают в карманчике Понаблюдать.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

Дети каждой группы оценивают работу участников.

Учащиеся выполняют движения.





-Сейчас будем проводить эксперимент.



-И снег, и лёд плавают в воде.

-Снег и лёд легче воды.

Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.

-Это свойство одинаковое.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег и лёд плавают в воде. Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

- Лёд прозрачный, а снег плотный, не прозрачный

-Эти свойства разные.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег не прозрачный, лёд прозрачный. . Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

-Цвет у снега и белой бумаги одинаковый.

Меняем бумагу, цвет снега не меняется.

-У льда нет цвета. Он бесцветный.

Меняем бумагу, меняется цвет льда.

-Снег и лёд обладают разным свойством.

Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег не прозрачный, лёд прозрачный. . Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

-Снег мягкий, а лёд хрупкий.

-Снег рыхлый.

-В лёд не получается, он твёрдый.

-Снег и лёд обладают разными свойствами.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег мягкий, рыхлый, а лёд хрупкий . Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

-Снег в тепле тает быстрее, даёт мало воды.

-Лёд в тепле тает медленнее, много воды

-Снег и лёд обладают одинаковым свойством: в тепле тают.

Секретари в каждой группе условными знаками изображают, что снег и лёд в тепле тают. Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент.

А остальные учащиеся записывают на стр. 50 в рабочей тетради.

Дети проверяют свои знания по тетради.

-У снега и льда есть одинаковые свойства и разные.

Снег и лед - это одно и то же.

-Можно предположить, что снег и лёд имеют различия.

Обе гипотезы мы доказали.

Мы рассказывали то, что сами знаем о свойствах снега и проводили опыты.









Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.

Тема урока: Свойства снега и льда.

Цель: определить и сравнить свойства снега и льда.

-Да, достигли.

Нам осталось спросить у других людей, посмотреть по учебнику, в книгах, познакомиться с кино- и телефильмами, можно посмотреть передачу «Галилео» и по сетям Интернета.



© 2010-2022