- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова
Урок русского языка Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томаровская И.Н. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Томаровская И.Н.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №41 г.Белгорода
Тема урока: Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова. Цели: Предметные: Продолжать знакомить с устаревшими словами. Познавательные: использовать общие приёмы, смысловое чтение, построение рассуждения. Регулятивные: применять установленные правила. Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.
Личностные: Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока:
-
Организационный.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
-
Этап проверки домашнего задания.
- Привычные ли слова нам встретились в царском указе? Какие это слова? Назовите.
- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
(Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).
- Как называются слова, которые перестали употребляться в современном языке? (Устаревшие слова)
- На какие две группы делятся устаревшие слова? (Историзмы и архаизмы)
Составим схему:
Устаревшие слова.
Историзмы Архаизмы
(ушли из жизни предметы, (слова устарели, а предметы
которые этими словами назывались) остались) кольчуга перст
Постановка темы и целей урока.
- Где мы можем встретить устаревшие слова? (В сказках, книгах, рассказывающих о нашей истории) - Какие нам слова могут помочь понять, о чем говорится? Какими мы можем их заменить словами? (Близкими по значению, т.е. словами - синонимами) - Какие приходят слова на смену устаревшим? (современные, новые слова). - Можете ли вы сказать, о чем мы будем говорить на уроке? (Об устаревших словах, о словах, которые их заменяют, т.е. синонимах, новых словах). - Это и будет темой нашего урока «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова». -К какому блоку русского языка относится тема? Блок «Как устроен наш язык». - Сформулируем цели урока.
- Продолжать знакомиться с устаревшими словами, с новыми словами.
-
Подбирать синонимы к словам.
-
Определять значения слов, работать со словарем.
-
Систематизировать полученные знания.
-
Осуществлять контроль и самоконтроль.
Составим план нашей работы.
-
Рубрика «Давай подумаем»
-
Выполнение упр. 1, с 88.
-
Упр. 2, с.89 (трудное)
-
Рубрика «Из истории языка»
-
Упр.3 (по выбору), с. 89-90,(отметьте цветом 1-жёлтый, 2- зелёный)
-
Рубрика «Тайны языка»
-
Рубрика « Пиши правильно».
-Мы продолжаем знакомство с устаревшими словами. Выборочный диктант.
Распределите слова в два столбика: (1.-устаревшие слова, 2- слова-отгадки.)
-
Сам алый сахарный; кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
-
Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
-
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
-
Не зверь, не птица, в носу спица,
Собой тонка, голосом звонка,
Орды от неё стонут, знатные дрожат,
Кто её убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
1. 2.
кафтан арбуз
барыня капуста
темница морковь
орда комар
- Объясните значения слов.
Кафтан - верхнее, долгополое мужское платье разного покроя.
Барыня - Важная, высокомерная женщина .(Сидеть барыней...- в переносном значении)
Темница - место заключения, тюрьма
Орда - кочующее племя, часть кочевого народа, под правлением хана, султана.
- Во втором столбике подчеркните опасные места, т.е. орфограммы.
3. Этап актуализация субъектного опыта учащихся
Работа с рубрикой «Давай подумаем» с.88.Запиши толкование слов:
Перст - палец на руке. Купец - в Древней Руси: человек, который занимался торговлей. Поработайте в паре.
- Подберите к этим словам однокоренные слова, выделите корень.
- Что называется корнем? (Общая часть родственных слов.)
Перст - напёрсток, перстень. Купец - купить, покупка, покупатель. (Проверка).
Физминутка
Пощелкайте перстами, (пальцами)
Улыбнитесь устами, (губами)
Наклоните выю (шею) вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты. (щёки)
Поднимите очи (глаза) вверх, вправо, влево, вниз.
- Назовите устаревшие слова, которые вам встретились.
- Какими современными словами можем их заменить? Как называются такие слова? (Синонимы.)
Упражнение 1, с.88.(устно). - Прочитайте антонимы из упр. 1 про себя. Что называется антонимами? Как образовались противоположные слова, при помощи какой части слова. (при помощи приставки не-). Что называется приставкой?
Обратите внимание на слово нельзя. Если мы уберем приставку, какое получится слово. (Слово льзя). Значит, у слова нельзя был антоним льзя? - Подумайте, что означало это слово. (можно) Проверьте свой ответ по толковому словарику.
- Как называется слово, которое к нему подобрали? (синоним).
Упражнение 2, с.89.Прочитайте задания упр. 2, с.89. О чем говорится? - Подбери синонимы, запиши получившиеся пары. Разумей - понимай. Золотник - мера. Молвится - говорится, произносится. - Подберите однокоренные слова, которые употребляются в нашей речи. Молвить - молва. Разуметь - разум. Золотник - золото. Выделите общую часть. Как она называется?
Работа с рубрикой «Из истории языка» с.89. - Для чего нам надо знать их значение? (Что бы понимать смысл.)
Упражнение 3(по выбору), с.89.(дифференцируемая работа.)
- "Разберемся с незнакомыми словами"
Сказка Петра Павловича Ершова "Конёк-горбунок" написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сейчас мы поработаем над отрывками из этой сказки, искать в них устаревшие слова и пытаться объяснить их значение.
-
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Посмотрите в толковом словаре значения слов.
-
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.
В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град.
Седмица - так в старину называли неделю. Се - семь, дми- дней. Семь дней - то есть неделя. А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете, почему? (нет дел). (А сейчас называется воскресенье, т.к. в этот день Воскрес Иисус Христос.) Град - так в старину называли город. Объясните, как вы понимаете выражение. Время катит чередом - время идет по порядку. 4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Работа с рубрикой «Тайна языка» с.90. Сведения о новых словах - неологизмах. Русский язык открывает нам свою тайну. Когда-то новыми были слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет. - Подумайте, когда они появились? (Когда появились эти предметы). - Почему? ( Люди изобретали и придумывали новые вещи) - А как еще приходят в наш язык новые слова? (Из других языков). Как такие называются слова? (Заимствованные слова). - Приведите собственные примеры (телевизор, компьютер).
5. Этап применения изученного. Индивидуальная работа. (2 ученика у доски.) - Соедините слова с их значениями. Космос - мир, вселенная и мироздание. Космонавт - человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. Светофор - оптическое устройство несущее световую информацию. Вертолёт - винтокрылый летательный аппарат. Пирожное - кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, с начинкой. (Проверка работы)
6. Этап обобщения и систематизации изученного. Работа в группе. Собери схему:
Устаревшие слова Слова - синонимы Новые слова (неологизмы) льзя можно космонавт рать войско светофор перст палец вертолёт 7. Этап контроля и самоконтроля. - Проверьте выполненную работу. 8. Этап коррекции. - Исправьте, если у вас допущены ошибки. 9. Этап информации о домашнем задании. С. 89-90-учить. Разноуровневые задания. (по выбору.) 10. Этап подведения итогов учебного занятия. -Достигли ли мы поставленных целей на уроке? 11. Этап рефлексии. -О чем бы вы хотели рассказать дома родителям, друзьям? - Оцените свою работу и работу товарищей. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки; Одним цветом оцените товарища по парте, как он работал. Спасибо за урок!