- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка интеллектуально – познавательной игры «Умники и умницы»
Разработка интеллектуально – познавательной игры «Умники и умницы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серикбаева С.Т. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы» Цель: Расширить и углубить знания воспитанников по истории Казахстана, и в области языкознания. Задачи: 1.Образовательные: Выявить интеллектуальный потенциал воспитанников. 2. Коррекционные: Развивать критическое мышление, грамотную речь, обогащать словарный запас. 3. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважение к языкам, обычаям, традициям казахского народа.
Форма проведения: интеллектуально- познавательная игра. Возраст участников: ученики 7-8 классов. Оборудование: Видеоматериалы, сигнальные карточки, медали, «красный»; «желтый»; «зеленый» дорожки, призы, грамоты. План проведения:
- Организационный момент.
- Вступительное слово ведущего, постановка цели.
- Представление участников.
- Выбор жюри.
- Знакомство с правилами игры.
- Подведение итогов, награждение победителя.
Эпиграфом сегодняшней игры являются слова М.Ауэзова: Халық пен халықты, адаммен адамды тенестіретін нәрсе ол - білім.
Білім деген байлық бар Еш байлық оған жетпейді Жасыңда оқып, жиып ал Болашағың ол сенің! деген екен ақын ағамыз Өтебай Тұрманжанов. Дорогие ребята! Вы - будущее нашего государства, а государство много делает, чтобы вы сегодняшние школьники, а в недалеком будущем специалисты и профессионалы своего дела, получили хорошее образование и нашли достойное применение своим знаниям и способностям. Сегодня на нашей игре «Умники и умницы» вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями , показать свою эрудицию. Давайте поприветствуем участников нашей игры, претендующих на звание самого «умного».
За игровые столы приглашаются: 1.Карабаев Рустам 2.Юрасов Сахиб 3.Калинникова Виталина 4.Айтбай Меирлан 5.Конюхова анна 6. Байтаков Кемран
Презентация участников. (фамилия, имя, возраст, любимые школьные предметы, хобби.) (во время презентации показывается по очереди клик-фотографии на каждого участника) Ведущий: А теперь разрешите ознакомить участников с правилами игры. (знакомство с правилами игры и выбор жюри в количестве 3 чел.) И так, мы начинаем игру! (Звучит музыкальная заставка передачи «Умники и умницы») Желаю всем удачи!
I Тур «БАЙГА» (выставляется слайд с названием тура) Ведущий: В этом туре я буду задавать вопросы . Участник, поднявший первый сигнальную карточку и правильно ответивший получает 2 баллы. Если ответ неправильный, отвечают зрители и за правильный ответ получает медаль «умника» Внимание вопросы:
- какой праздник в Казахстане отмечают 16 декабря? (День Независимости Казахстана.)
- самый первый музыкальный инструмент казахов? (кобыз)
- Сколько океанов на земном шаре? (4)
- Как называют знатока многих языков? (полиглот)
- свадебный головной убор казахской невесты? (саукеле)
- Какое число не относится ни к положительным, ни к отрицательным?(ноль)
1 Тур закончился. Большое спасибо участникам.
II тур « ПОЛИГЛОТ» ( Выставляется слайд с названием тура) Ведущий: послушайте задание второго тура общий для всех участников: В этом туре вы должны угадать слово, записать его на трех языках (русском, казахском и английском) За каждый правильный ответ участник получает 3 балла. Отвечает тот кто первым поднимет сигнальную карточку.
Вопросы:
- Он_ всему голова. (хлеб, нан, bread) брэд
- Летний день_ … кормит ( год ,жыл ,year) йна.
- Делу время , потехе … ( час ,сағат ,уақыт, time) тайм.
- Жүз сомың болғанша, жүз … болсын( друзья, дос,friends) фрэндз
- Под лежачий камень … не течет ( вода, су,water) вотэ
- Без труда не вынешь и … из пруда (рыбка, балык,fish) фиш
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, давайте послушаем одну из наших участниц. Виталина не только умница ,она еще занимается музыкой, хорошо рисует, пишет стихи. Сейчас она прочитает нам свои стихи.
Ведущий: Подведем итоги двух туров: слово жюри. И к сожалению мы должны расстаться с участником набравшим наименьшее количество баллов. Это ….Благодарим вас за участие, сегодня вы играли достойно.
III ТУР « КӨКПАР» ( Выставляется слайд с названием тура.) Ведущий: В этом туре вам будут заданы вопросы по категориям.Вы выбираете категорию и за одну минуту должны дать правильный ответ , тем самым зарабатываете 2 балла. Если вы не можете дать правильный ответ, за вас может ответить любой другой участник игры. Первым категорию выбирает тот участник , у которого больше всех баллов. Предлагаются следующие категории: История, Музыка, Литература, Имена, Языкознание, Математика, Спорт, Города, Животные, Космос.
Вопросы: История: Сколько лет существует республика Казахстан, как суверенное государство? (21 год) Музыка: Қазақстан республикасынын ән ұранының авторлары (Шамші Қалдаяқов, Жүмекен Нәжшмеденов, Нұрсултан Назарбаев ) Литература: Кто автор первой казахской хрестоматии по чтению? (И. Алтынсарин) Имена: Имя этого спортсмена, нашего земляка стала известна всему миру.( Серик Сапиев) Языкознание: Назовите главные члены предложения на казахском языке.(бастауш, баяндауш) Математика: Скольким градусам равен развернутый угол? (180) Спорт: Сколько золотых медалей завоевали спортсмены Казахстана на Олимпиаде в Лондоне? (7 золотых) Города: В каком из городов Казахстана одно время жили писатели Тарас Шевченко, Михаил Шолохов, Лев Толстой?(Уральск) Животные: Какое животное , семейства кошачьих, занесенная в Красную книгу являетсяэмлемой Казахстана ?(снежный барс) Космос: Назовите космическую гавань, откуда стартовал наш первый космонавт Токтар Аубакиров? (Байконур)
Музыкальная пауза
Пока жюри подсчитывает баллы участников, перед вами выступят наши девочки: Казахский танец.
Подведем итоги 3 тура. Попросим жюри озвучить результаты. К сожелению нам придется расстаться еще с одним участником, набравшим наименьшее баллов. Спасибо за участие.
IV тур «СУНДУЧОК МУДРОСТИ» (выставляется слайд с названием тура.) Ведущий: По условиям этого тура в зал внесут небольшой сундучок, внутри которого находятся предметы, связанные с обрядами, обычаями казахского народа. Нужно назвать этот предмет, коротко рассказать об обычае или традиции. За правильный ответ получаете 5 баллов. Если участник не может ответить - право ответа переходит зрителям. Предметы: 1)соль. 2)камча. 3) конфеты 4) ножницы и черно-белая тесьма.
- В обычаях казахского народа при рождении ребенка, до сорока дней старались его никому не показывать. Купали его каждый день, в воду добавляли соль, чтобы уберечь ребенка от болезней.
- Есть у казахов обычай: с давних времен вешать в изголовье младенца или девушки камчу. Во все времена конь считался символом бесстрашия и верности, поэтому казахи состригали из челки коня и гривы волосы, плели из нее плеть, а рукоятку делали из латуни, так как латунь считалась символом чистоты. Поэтому камчу -плеть вешали для того чтобы изгонять злых духов.
- Это очень красивый обряд проходит обычно во время большого события или свадьбы. Обряд называется «шашу шашу». Его особенно любыт дети,но и взрослые не прочь собрать разбросанные конфеты или монеты.
- Этот обряд назвается «Тусау кесу» , его совершают, когда ребенок начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал «Тусау кесер» - разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка - умение ходить, познавать мир.
IV тур завершился слово предоставляется жюри. По итгам четырех туров у нас лидируют 3 участника, которые переходят в V тур.
V тур «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ТРОЙКА» (Выставляется слайд с названием тура.) Участникам этого тура предоставляется 3 дорожки: Красный, желтый, зеленый. Красная дорожка состоит из двух этапов, будут заданы два вопроса. Неправильный ответ не допускается, участник выбывает из игры. Желтая дорожка - из трех этапов участник должен ответить на три вопроса, допускается один неправильный ответ. Зеленая дорожка состоит из4 этапов - участник должен ответить на 4 вопроса. На этой дорожке дважды можно давать неправильный ответ.
Первый, кто пройдет все этапы своей дорожки станет победителем игры и обладателем ордена и звания «Самый умный».
Вопросы: Красная дорожка
- Когда Казахстан стал независимым государством (1991г.)
- Что изображено на гербе г. Караганда (беркут, терриконы и шанырак)
Желтая дорожка:
- Какое самое главное право в Конституции РК? (Право на жизнь)
- Он создательказахского литературного языка, классик казахской литературы. Он - первый прекрасный переводчик Пушкина, Лермонтова, Крылова. Кто этот великий Акын? (Абай Кунанбаев
- Песенное соревнование двух или нескольких акынов (Айтыс)
- Этот закон принят в США в 1787 году, во Франции - в 1791 году, в России в 1993 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это за закон? (Конституция)
- В Астане своя Эйфелева башня, ее высота достигает 97 метров, наверху имеется своя смотровая площадка. О каком сооружении идет речь? (Байтерек)
- С какого возроста человек обладает правами в Республики Казахстан? (с рождения)
- Знал ли Пушкин казахский язык? (нет)
Победитель награждается грамотой и медалью «Самый умный», также мантией магистра и призом. Остальные участники также награждаются грамотами и призами. Зрители правильно ответившие на вопросы получают медаль «Умника» Ведущий: Все участники сегодня играли достойно, игра прошла очень интересно. Сегодняшняя игра показала, что умным быть не просто, вам предстоит еще многое узнать, но самое главное, чтобы вы верили в себя, в свой успех. Я вам желаю доброго пути по морю знаний. Спасибо всем за хорошую игру!
Звучит гимн Лидера XXI века.
КГУ Детский дом «Кулыншак»
Управление образования Карагандинской области
Разработка интеллектуально - позовательной игры «Умники и умницы»
Выполнила: Воспитатель гр. №3 по типу семьи Чурина Дина Марсовна
Караганда 2014г.