Проектная деятельность - проект Богатырь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История матрёшки

Проектная деятельность - проект Богатырь









Деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. В это время стал активно проявляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление « Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918 гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и др. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Её эскизы были предложены членом мамонтовского кружка художником С.В. Малютиным (1859 -1937 гг.). Матрёшка Малютина представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом в руках. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С.В. Малютина, состояла из восьми кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка… Последняя куколка изображала спелёнутого младенца. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник - монах. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени латинское слово «мастер» - мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства. Первую матрёшку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке. Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря - Троице-Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи били игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»). Кроме матрёшек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрёшки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигурки военачальников. Расписывали матрёшек по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», «Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок». Сергиево-Посадские матрёшки имели от двух до двадцати четырёх вкладышей. Самой большой считается 60-местная кукла, выточенная в 1967 году. Благодаря популярности этой матрёшки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семёнове, Полховском Майдане, В Вятке, Твери, Йошкар-Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.







Из истории костюма русского богатыря Проектная деятельность - проект Богатырь

















Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё отечество от врагов. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Обмундирование получило начало в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, отличался один легион от другого по цвету перьев на шлемах воинов. А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира - это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, её замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершённых во славу русского оружия. Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли древние русские воины при защите западных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев - печенегов и половцев, татаро - монголов, немецких рыцарей. Проектная деятельность - проект Богатырь










Кольчуга - рубашка из множества железных колец. Её придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Носили с X до XVII века, а потом она стала бесполезной. В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной распространённой одеждой. Её носили как воины, так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки. Для изготовления кольчуги требовалась проволока сечением не более 2 мм. Чтобы сделать её, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске. В кузнице устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывая клещами просунутый в первое отверстие кусок раскалённого железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал её, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов. Хорошо была защищена грудь древнерусского воина кольчугой. Но были и другие традиционно русские доспехи. Шлем служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Русские шлемы существовали в военном снаряжении в XIII-XVII веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов разного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале XIII века. История его такова: в 1216 году бились князья Константин и Георгий, сыновья князя Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении был Мстислав Удалой, а союзником Георгия - Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав своё боевое вооружение, бежали с поля битвы… И на этом месте спустя почти 600 лет найден был в лесной яме шлем побеждённого князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена серебряными чеканными пластинами. А уж у русских богатырей, героев былин, шлем и кольчуга были основной военной одеждой.

© 2010-2022