Методический материал Из опыта работы по программе ПНШ (1-4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителей начальных классов по программе «Перспективная начальная школа»

Составители: Зражевская Наталья Васильевна

Тишунина Нина Владимировна


(слайд 1) Четвёртый год учителя нашей школы работают по программе «Перспективная начальная школа». (слайд 2) Считаем, что основная идея этой программы решает важную задачу современной системы образования. Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности. Анализ работы по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка. (слайд 3) Особенность программы «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в её состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОС. Их цель - научить школьников:

  • общаться с одноклассниками и взрослыми;
  • обосновывать собственную точку зрения;
  • уважать другую точку зрения;
  • владеть устной диалогической речью;
  • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения.
(слайд 4) Все учебники УМК имеют яркие иллюстрации, что немаловажно для детей этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка. (слайд 5) Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры-Маши и младшего брата - Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, родственники со своими биографиями и именами. Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками. (слайд 6) Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций. Практические задания позволяют анализировать, учат работать со справочной литературой и дополнительными материалами. (слайд 7) Ребенок находит интересующий его дополнительный материал в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Учебники дополнены тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру). (слайд 8) Словари присутствуют и работают на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Это говорит и подчёркивает важное свойство комплекта - комплектность. Хочется отметить в УМК содержательную связь учебников. Авторы рекомендуют и настаивают на том, что нельзя учебники заменять другими. (слайд 9) Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в работе клуба «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир». Во втором классе ребята научились писать письма, а в третьем и четвертом классах переписка продолжалась, было приятно получать ответы на их письма из Москвы. (слайд 10) Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты. Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, а только умело использовать богатый материал УМК. Использование проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. (слайд 11) Реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие». Следует отметить, что программа «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования всего комплекса универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). (слайд 12) Благодаря учебнику по математике под редакцией А.Л.Чекина, ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. (слайд 13) В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н.Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, в «Музейном доме» размещены художественные репродукции. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка такие человеческие качества как доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы.

Работать по программе ПНШ интересно, но есть и небольшие пожелания. На первых порах мы встретили трудность при работе в прописи. Нам не хватало времени на уроке. (Здесь нужно было познакомить ребят с печатной буквой, а затем с прописной, выделить элементы, из которых она состоит, работа с конвертом и после этого написание букв, слогов, слов и предложений.)

Очень много времени отнимает самостоятельная разработка контрольных работ по русскому языку. Мало отрабатываются вычислительные навыки, мало тренировочных упражнений по математике. Каждый урок - новая тема. Тема изучена и мы на определённое время должны о ней забыть. Вот, например, к концу первого полугодия 2 класса мы изучили таблицу умножения и лишь вернулись к ней в четвёртой четверти, при изучении деления. Затем мы ее снова вынуждены оставить и вспомним лишь в начале года. (2 часа. «Умножение и деление», «Табличные случаи деления») в конце 1-ой четверти (4 часа).

Или, например, в этом учебном году сложение и вычитание многозначных чисел, умножение многозначных чисел на двузначное число, а впоследствии мы этих тем практически не касались.

Чтобы совершать новые открытия в методике, нужно смотреть уроки, анализировать и совершать новый поиск для себя. Многое зависит от учителя, так как, чтобы получилась результативная работа, нужно, прежде всего, перестроить себя, уйти от стереотипов прошлых лет, так как этот комплект рассчитан на учителя творческого, находящегося в поиске.


© 2010-2022