Статья на тему Особенности организации процесса обучения младших школьников в современных условиях

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации процесса обучения

младших школьников в современных условиях

Степанникова Е. П.

МБОУ гимназия им. академика Н. Г. Басова г. Воронеж


Современный этап развития российского образования характеризуется модернизацией, постепенным переходом на образовательные стандарты нового поколения, которые несут принципиально новые положения о целях, содержании, особенностях современного подхода к обучению и воспитанию школьников. Такой переход предполагает принципиальное изменение педагогических подходов к процессу обучения, в которых знание может быть полноценным только при включении в этот процесс механизмов, способствующих развитию интеллектуальной, инициативной личности, способной нестандартно творчески мыслить. Выше сказанное обуславливает то, что детей на современном этапе обучать нужно по-новому. Понимание этого заставляет искать новые формы работы с детьми на основе включения их в интеллектуальную деятельность, которая коренным образом отличается от традиционной передачи готового знания. Задача учителя при таком обучении заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую, самостоятельную работу детей, чтобы они сами пришли к решению ключевой проблемы урока и объяснили, как надо действовать. Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития служат фундаментом для последующего обучения. Именно на этой ступени, по мнению известных педагогов и психологов, происходит интенсивное интеллектуальное развитие. К шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми  наполовину, а к двенадцати  на три четверти [3, 15]1. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является младший школьный возраст, охватывающий период жизни ребенка примерно с 6 до 11 лет. Данной возрастной ступени ребенка присуща своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта, которая задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями [3, 20]. Интеллектуальное развитие является одной из основных задач обучения в начальных классах. Важным направлением в решении этой задачи выступает создание в начальной школе условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие учащихся, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности. Такие условия в начальном обучении обеспечиваются пока не в полной мере, так как распространенным приемом в преподавании все еще является организация учителем действий учащихся по образцу. Часто учителя предлагают упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие проявления инициативы и криативности мышления. В результате такого обучения недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, самостоятельность. Ш.А. Амонашвили отмечал: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами» [1, 31]. На современном этапе возникает много споров о том, как организовать процесс обучения младших школьников, чтобы выбранные формы, методы и приемы эффективно способствовали интеллектуальному, творческому развитию, приносили радость познания детям. Актуальность данной проблемы, поиск путей ее разрешения позволили нам начать экспериментальное исследование «Юные интеллектуалы». Данный эксперимент включает в себя три этапа (2013 - 2014г.г. - подготовительный, 2014 - 2015г.г. - познавательно-преобразующий, 2015 -2016г.г. - конструктивный). Программа экспериментального исследования базируется на принципах системности, интеграции, дифференциации и индивидуализации (в их взаимосвязи), активности и самостоятельности, она ориентирована на: преодоление трудностей, проблемное и опережающее обучение. На первом этапе подготовительного периода нами проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеллектуального развития и исследования младших школьников, определялся методологический аппарат исследований. Был осуществлен выбор экспериментальной и контрольной групп (1 «А», 1 «Г» класс по 26 человек). Проводились беседы с родителями, анкетирование родителей и учащихся с целью выявления интересов и способностей детей. Изучались индивидуально-психологические особенности интеллектуального развития младших школьников. Проводилось исследование психоэмоционального состояния, мотивационной сферы, уровня тревожности, темпа работоспособности, уровня самооценки учащихся и др. В начале исследования мы начали выявление педагогических возможностей различных технологий в интеллектуальном развитии младших школьников. Среди них мы выделили следующие: личностно - ориентированного обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; интерактивного обучения; интегрированного обучения; игровые технологии; ИКТ и др. При выборе форм работы мы учитывали ряд важных условий, которые, во-первых, давали бы возможность принимать участие в мероприятиях всем без исключения ученикам. Во-вторых, способствовали реализации индивидуальных качеств, способностей каждого учащегося, давали возможность почувствовать себя успешным и необходимым другим. В-третьих, формировали положительную мотивацию по отношению к учебному труду, способствовали интеллектуальному и творческому развитию учащихся. При этом предполагалось, чтобы формы работы и мероприятия были не разовыми, а сквозными, т.е. проводились в течение всего учебного года. Нами были выделены следующие формы обучения, обладающие большими педагогическими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников: нестандартные уроки и мероприятия; дополнительные занятия по углубленному изучению предметов; консультации; участие в школьных, городских, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, конференциях; психологические тренинги, тестирование; интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; предметные и творческие кружки, мастерские, спортивные секции; проектная деятельность учащихся; создание детских портфолио и др. Остановимся более подробно на организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Начиная с подготовительного этапа учащиеся экспериментальной группы включались в проектно-исследовательскую деятельность. Учебные исследования были индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Дети работали индивидуально, в парах, тройках, группах. По нашим наблюдениям, с первоклассниками и второклассниками лучше использовать групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. При организации такой деятельности с третьеклассниками и четвероклассники можно использовать и индивидуальную работу, так как этими учениками уже получен опыт поисково-исследовательской деятельности. На первой ступени подготовительного периода эксперимента мы обучали младших школьников интеллектуальным умениям, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов. К таким необходимым умениям мы относим следующие интеллектуальные умения: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; способность изменять собственную точку зрения; выделять главную мысль; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи. Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Для его развития у младших школьников мы применяли специальные методики и упражнения, например: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Для развития у младших школьников внимания и наблюдательности мы использовали упражнения: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др. Одним из главных исследовательских умений является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения мы формировали у младших школьников, применяя специальные упражнения. Например, детям предлагается ответить на вопросы: «Почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры; полезна ли газированная вода; существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем» и т.д. При обучении детей строить предположения мы приучали их использовать следующие слова: «может быть…; предположим…; допустим…; возможно…; что, если…» и др. Для развития умения задавать вопросы мы давали младшим школьникам разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических; проводили игру «Найди загаданное слово» и др.. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать выводы, простые аналогии, строить умозаключения мы пользовались такими упражнениями: «скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые туфли» и т.п. Важным умением, необходимым каждому учащемуся, является умение выделять главную мысль. Этому процессу мы учили младших школьников, применяя методический прием - использование простых графических схем. Например, схема «Дерево». Главную идею мы обозначали большим стволом, ветви - это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначали корнями в основании. Таким образом, получалась простая схема для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Для формирования умения давать определения понятиям мы использовали приёмы: описание предметов или явлений; сравнение своих описаний с описанием этих же предметов или явлений учёными-классиками или одноклассниками; различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются). Загадки, составление и разгадывание кроссвордов и т.п. Способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон мы развивали при помощи упражнений: «Продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа; определи, сколько значений у предмета (например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги) и т.п. Умению классификации мы учили младших школьников на основе упражнений: «Четвёртый лишний» (предметы классифицируются по основному признаку, по цвету, по форме и т.д.), «Классификация с ошибками» и т.п. Умения структурировать материал, экспериментировать, доказывать и защищать свои идеи развивали при помощи методики «Продолжи исследование», защиты проектов и т.п. Методика «Продолжи исследование» позволяет включать в исследование даже самых малоактивных детей. Суть ее заключается в следующем. Из научно-популярных книг, журналов, газет, энциклопедий, словарей выписываются отрывки статей (можно по определённой тематике). Немного редактируются, для того, чтобы они лучше воспринимались детьми. Мы предлагали младшим школьникам задание - продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступал как площадка для старта детских исследований. Дети, проявляя активность, собирали материал, продолжая мысль автора. Задача педагога заключалась в том, чтобы предложить учащимся материал для исследования, учитывая их индивидуальные особенности и интересы. После завершения работы заслушивались и обсуждались доклады каждого ученика. Такая методика формирует у младших школьников стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения из окружающего мира, развивает креативное мышление. С целью формирования познавательной активности, исследовательских умений, интеллектуального развития младших школьников мы использовали метод проектов. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. В результате мы формировали у младших школьников следующие интеллектуальные умения: владеть навыками работы с различными источниками информации; приобретать опыт целеполагания, планирования, публичного выступления, самооценки своей учебно-интеллектуальной деятельности; ставить интеллектуально-познавательные задачи и выдвигать гипотезы; применять приемы логического мышления; описывать результаты; формулировать выводы и др. Проектная деятельность предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает применение знаний из различных областей науки. Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. По нашим наблюдениям, включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. При организации проектной деятельности в начальной школе мы учитывали возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Учащиеся включались в проектную деятельность постепенно: на первом этапе эксперимента - это доступные творческие задания, сообщения. Так в начале учебного года нами был разработан проект «Копилка игр». Он способствовал более быстрому включению учащихся в учебную деятельность, сплочению класса. Мы разделили детей на группы, привлекли к работе и родителей. Перед каждой группой ставилась задача: составить игры с четкими правилами; ходом игры; подготовить для проведения игр нужный инвентарь. Игры, составленные учащимися, проводились на динамических паузах, переменах, во время прогулок на свежем воздухе, в группе продленного дня. Еще одним примером проектной деятельности, которая была организована в начале эксперимента, является создание классного уголка под девизом «Расскажи нам о себе». Мы предложили детям принести из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок и т.п. Каждый ребёнок рассказывал о себе и о том, что он принёс. Таким образом, дети получили опыт первого исследования и выступления. В середине первого этапа эксперимента мы предлагали младшим школьникам небольшие задания исследовательского характера в виде сообщений по темам: «Дары осени»; «Волшебница - зима»; «Какие книги любят в твоей семье?»; «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и др. Совместно с учителем детьми составлялся план-график выполнения учебного исследования, определялись временные рамки, объём и этапы выполнения работы. На познавательно-преобразующем этапе эксперимента проводились более сложные проекты разного типа, которые включают следующие разделы: название, ценностные основания, которые воплощены в проекте; основные события и механизмы реализации проекта; участники проекта с указанием того - кто, что и когда делает (что делают ученики, педагоги, родители); результаты проекта, способ оценки результата; способ хранения информации о проекте, оформление. Приведем пример проекта «Моя родословная». Исследование включало в себя несколько этапов: 1. Проведение классного часа «История возникновения фамилий». (Тематика классного часа заинтересовала ребят, им захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение). 2. Проведение праздника «Все о семье». (На празднике каждая семья представила свою «визитную карточку»: членов семьи, интересы, хобби, традиции, кулинарные способности и др.). 3. Написание сочинений на тему: «Моя семья», создание рисунков. 4. Интегрированный урок (краеведение, рисование) по теме: «Путешествие в прошлое семьи ». 5. Презентация проекта. Младшие школьники на протяжении нескольких недель собирали информацию о своих родственниках. Принимали активное участие в проведении праздника, классных часов, уроках в рамках подготовки проекта. Интересными получились детские сочинения, рисунки. Совместно с родителями учащиеся составили и красочно оформили генеалогические деревья. Защита проекта проходила в виде презентации на основе полученных сведений. Дети аргументировано излагали добытую информацию, делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и её традициях, тренировали умение проводить публичные выступления, отвечали на вопросы. После защиты проекта проводилась рефлексия проектной деятельности, в которой учащиеся отвечали на следующие вопросы: Была ли достигнута цель проекта? Что нового ты узнал для себя? Научился ли ты распределять время, когда работаешь? Что ты сделал бы по-другому? Что получилось у тебя лучше всего? Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием? Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием? Что было особенно интересным? и др. По нашим наблюдениям, проектно-исследовательская деятельность обогащает младших школьников информацией из разных областей окружающей действительности, помогает научиться слушать и слышать друг друга, публично выступать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Применение метода проектов в процессе обучения младших школьников делает учебный процесс более полным, насыщенным, оказывает большое влияние активизацию познавательной деятельности младших школьников, способствует раскрытию способностей каждого ученика, предоставляет учителю и учащимся широкие возможности для интеллектуального сотворчества, помогает сделать повседневную жизнь ярче и интересней.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1983. 2. Асаулюк Е.П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис…канд.пед.наук. - Воронеж, 2012. -211с. 3. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996. 4. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. М., 2005.







1 В квадратных скобках указан номер работы и страницы в ней из списка «Использованная литература» - Ред.

© 2010-2022