- Преподавателю
- Начальные классы
- Линейка Язык -живая душа народа
Линейка Язык -живая душа народа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернова С.А. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-Формирование чувства бережного отношения к культуре своего народа и языку.
Прививать чувство любви к Родине и ответственности за сохранение родного языка.
Развивать уважение и признательность к разным языкам и показать своеобразие русского языка.
Повысить культуру речи учащихся и развивать умение выразительного чтения.
Воспитывать устойчивый интерес к родному языку.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ :
-Гимн
-Казахский танец
-Песня
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :
-Конституция
-Сборник стихов
-Журналы «Внеклассная работа в школе»
ХОД ЛИНЕЙКИ:
Учитель:
Мы рады приветствовать всех на линейке «Язык-живая душа народа», которая проходит под девизом «Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана».
В нашей многонациональной Республике Казахстан дружно живут десятки разных народов.На протяжении веков делят они землю и небо,почитая и уважая традиции друг друга.
Выступление группы детей на казахском языке.
1 ученик:
Язык- общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива,который бы не пользовался языком.
2 ученик:
И это понятно . Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.Средством общения служит язык.При помощи языка люди передают свои мысли,желания,чувства.
3 ученик:
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость,и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
4 ученик:
Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. Языки образовались и развивались под влиянием экономических,политических и географических условий.
5 ученик:
Пока, юный друг, ты за партой сидишь,
Маршрут себе чертишь во взрослую жизнь,
Со словом сдружись,
Добро в нём найдёшь,
Как с компасом,верным путём ты пойдёшь.
6 ученик:
О слове издавна поэты писали,
Оружием грозным его почитали.
Оно- и меч острый из стали и бронзы,
Оно- и цветок распустившейся розы.
7 ученик:
Пусть речь твоя станет певучей и сильной,
Пусть будет она и могучей , и стильной,
Красивой для друга, для недруга- крепкой,
И нежной, и стойкой,
И плавной, и цепкой.
8 ученик:
Как воину острый увесистый меч,
Как всаднику конь, наша русская речь
Служить хочет только умелым и сильным,
А слабых сбивает на землю в бессилье,
В ней блеск твоих знаний и разума мощь,
Твоя доброта и стремленье помочь.
9 ученик:
Ты твёрдой рукою за книгу возьмись,
К вершинам познаний ты с ней устремись,
И станет твой язык остёр и силён,
Преград на пути не почувствует он,
К удаче и счастью тебя поведёт
И место достойное в жизни найдёт!
Учитель:
Казахстан-многонациональное государство.Все народы, населяющие его, равноправны,развивают свой язык, национальную культуру.
10 ученик:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
11 ученик:
Ребёнок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки- это язык.
12 ученик:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
13 ученик:
Ребёнок идёт в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг, целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
14 ученик:
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык- я онемею.
Утратив русский- стану я глухой.
15 ученик:
Но как родной
Люблю язык я русский,
Он нужен мне как небо,
Каждый миг.
На нём живые , трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
16 ученик:
Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков.
17 ученик:
У любого человека
Должно быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре корня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история.
И все они-
В облике одной
Собственной матери родной.
18 ученик:
Тогда любишь свой корень,
Ценишь его,-
Понимаешь боль и любовь
Всех и всего,
Приобретаешь такое же чувство
К другой земле,
К другому языку,
К другой культуре,
К другой истории.
19 ученик:
Наша республика многонациональная, в ней проживает более 140 национальностей.Государственным языком Республики Казахстан является казахский, а официально употребляемым русский. Это записано в нашей Конституции.
20 ученик:
Статья 7
-
В РК государственным является казахский язык.
-
В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
-
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
21 ученик:
Каждый язык- это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище.Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
22 ученик:
Язык- это самое великое творение человека.Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово- самое совершенное средство общения.
23 ученик:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
24 ученик:
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету,
Слово- это ветер.
Слово улетает,
Не поймаешь снова.
Человек без дела
Человек без слова.
КАЗАХСКИЙ ТАНЕЦ
1 ученик:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2 ученик:
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь- людское чудо
Не скудела в наши дни.
3 ученик:
О родной язык!
Без него, как весна без ручья,
Как в далёком пути
Пересохший родник.
Есть закон,
По которому не только я,
Но и всё живое
Чтит свой язык.
4 ученик:
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною порой.
5 ученик:
Родной язык- язык моих предков-
Это мой язык!
Родной язык моей матери-
Это мой язык!
Родной язык моей степи-
Это мой язык!
Родной язык- язык казаха
Это мой язык!
6 ученик:
Потому и тревожусь всегда и везде
Разве без этой речи,
Жизнь могла бы предстать во всей красе?-
Обеднел бы хор человечий.
7 ученик:
Пусть сердце моё, не зная покоя,
Себя показывает до конца.
Я же верю ; не смолкнет слово родное,
Пока голос акына волнует сердца.
8 ученик:
Цвет кожи и лица черты-
Быть узнанным по ним - не ново
Земля!
Меня узнаешь ты
По действиям без суеты
И звукам языка родного!
9 ученик:
Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки.
10 ученик:
Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на корейском. Татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
11 ученик:
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех - авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
12 ученик:
Эта школа- наш дом
Наше общее счастье .
С нею встречи мы ждём
Чтобы вместе собраться.
13 ученик:
Разных народов сыны
Здесь как одна семья.
Разные мы, но равны-
Будь это ты или я.
14 ученик:
Много классов у нас,
Много разных здесь наций.
На родных языках
Здесь мы можем общаться.
15 ученик:
В этой школе нас всех
Учёба сдружила
И обычаи наши
Уважать научила.
16 ученик:
Пожмём покрепче мы друг другу рук
И насладимся радостью бесед.
17 ученик:
На языке общаемся мы русском,
Он ,словно воздух, нужен людям всем.
18 ученик:
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор.
19 ученик:
Объединяет судьбы и народы.
И создаёт уверенность, покой.
20 ученик:
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Он помогает мчаться нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
ПЕСНЯ НА РУССКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ.
Посмотри скорей вокруг
Я твой друг и ты мой друг
Между нами нет преград
Я твой брат и ты мой брат.
ПРИПЕВ:
Белый, чёрный и цветной,
Дети мы семьи одной.
Жаксылыкка бакытка
Талпынган эр уакытта
Бала б!ткен дос бауыр
Болмасын ел тоскауыл
Акпыз , кара, сарымыз
Агайынбыз бэр!м!з.
ГИМНАЗИЯ «БЕСТ»
ЛИНЕЙКА : « ЯЗЫК - ЖИВАЯ ДУША НАРОДА»
ПОДГОТОВИЛА: ЧЕРНОВА С.А.
Г. ПЕТРОПАВЛОВСК 2013 Г.