Модели урока анализа и решения учебной задачи в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель организации уроков анализа и решения учебной задачи

в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова



Урок решения учебной задачи при изучении русского языка.

Целью урока анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы.

Решить учебную задачу - это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.

Функция учителя состоит в организации совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.

Решение учебной задачи предлагается производить посредством следующих учебных действий:



  • преобразования ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или знаковой форме;
  • преобразования модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;
  • выделения и построения серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;
  • контроля за выполнением предыдущих действий;
  • оценки усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Модель организации уроков анализа и решения учебной задачи. Модель 1.
  1. Проблема поставлена на прошлом уроке.
  2. Учитель выделяет две точки зрения.
  3. Обсуждение одной точки зрения.
  4. Обсуждение второй точки зрения.
  5. Сопоставление точек зрения, выбор решения учебной задачи.


Модель 2.
  1. Проблема поставлена на прошлом уроке.
  2. Фиксирование нескольких точек зрения.
  3. Распределение по группам, по выбранным точкам зрения.
  4. Работа в группах.
  5. Обсуждение и выбор решения учебной задачи.


Модель 3.
  1. Проблема поставлена на прошлом уроке.
  2. Анализ и решение проводится самостоятельно.
  3. Обсуждение разных вариантов решения учебной задачи, выбор правильного решения учебной задачи.


Модель 4.
  1. Проблема поставлена на уроке.
  2. Анализ и решение дома самостоятельно.
  3. Обсуждение разных вариантов решения учебной задачи на следующем уроке.


Модель 5.
  1. Проблема поставлена на прошлом уроке.
  2. Анализ и решение с использованием компьютера.
  3. Проверка решения на компьютере.


Выбор модели урока зависит от сформированности учебной деятельности, знаний детей, от сложности решаемой задачи, педагогической интуиции и мастерства учителя.



Общий план урока по данной методике выглядит следующим образом:

1. Постановка учебной задачи.

2. Решение учебной задачи.

3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме).

4. Моделирование общего способа умственной деятельности.

5. Конкретизация изучаемого понятия.

6. Рефлексивно-оценочный этап.


© 2010-2022