Конспект урока окружающего мира Славные символы России (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок. Окружающий мир. 4 класс.

Раздел. Современная Россия.

Тема. Славные символы России. Плешаков А.А. Мир вокруг нас

Цель. Формирование представлений о символах государства.

Задачи.

  1. Познакомить с гербом, флагом и гимном России, их историей и значением.

  2. Развивать умения работать с разными источниками информации, навыки говорения, чтения и слушания, межличностного общения учащихся.

  3. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал.
    Флаг; изображение герба России; паспорт; иллюстрации: рыцаря, печати Ивана III, пограничного столба, Красного знамени, водружения флага над рейхстагом, красной девицы в свадебном наряде; изображения флагов стран: Болгарии, Франции, Нидерландов; таблички со словами: флаг, герб, гимн; газета «Права ребенка», кроссворд, таблички - обозначения цветов флага, таблички со словами знать, представлять, понимать.

  2. Раздаточный материал.
    Кроссворд, индивидуальные карточки для проверки знаний «Права и обязанности российских граждан», план изучения материала.

  3. Учебная и дополнительная литература.
    *Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков, Е.А.Корючкова. - М.: Просвещение, 2003.
    * Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: «ТИД «русское слово - РС» , 2002.
    * Конституция Российской Федерации.
    * Энциклопедия «Все обо всем» под ред. Шалаевой Г., том № 14, Компания «Ключ - С», 1996.

    Выставка книг.
    *
    Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
    * Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра великого. - 2 - е изд., испр. и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова. - М.:. Аванта +, 2000.
    * Энциклопедии «Все обо всем» / глав. ред. Шалаева Г, Компания «Ключ - С», 1996.
    * Живые строки войны. / Сост. Левин Ю.А., Лошак В.Г. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд - во, 1984 г.

  4. Аудио - визуальные средства.
    Видеофильм «Символы России»

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

- С целью повторения материала, который мы изучали на прошлом уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд (ученик у доски). Остальные дети работают в группах.

Кроссворд


1
















2















3
















4












5















  1. Глава Российского государства.

  2. Важные вопросы в жизни страны решает… Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей в жизни.

  3. В 1948 году в большинстве государств мира принята Всеобщая … прав человека.

  4. Основной закон государства.

  5. Действующий президент нашей страны.

Ответы: ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ДЕКЛАРАЦИЯ, КОНСТИТУЦИЯ, ПУТИН

Ключевое слово: ЗАКОН

- Что такое закон? (Правила, которые устанавливает государство)

- Для чего нам необходимо знать законы страны? (Чтобы не нарушать эти правила, выполнять их)

-Как называется основной закон страны? (Конституция)

Ученик рассказывает о действующей Конституции Российской Федерации. (Конституция - это главный закон нашего государства. Он определяет общественное и государственное устройство страны. Конституция, по которой живет сейчас наша страна, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ней записаны основные права и обязанности граждан Российской Федерации. Соблюдение и защита прав - первейшая обязанность государства.) - Права российских граждан, записанные в Конституции страны, учитывают общепризнанные правила и международные нормы. Как называется документ, принятый большинством государств мира в 1948 году? (Этот документ называется Всеобщая декларация прав человека)

- У человека не могут быть только права. В Конституции записаны и обязанности граждан нашей страны.

Работа в группах. (три группы)
Первая группа - выбирает из списка права, вторая - обязанности, третья - находит ошибки.

1 группа. Выбрать из списка права граждан Российской Федерации.

  1. Жизнь. (+)

  2. Платить законно установленные налоги и сборы.

  3. Свободное передвижение. (+)

  4. Собственность. (+)

  5. Жилище. (+)

  6. Сохранять природу.

  7. Бережно относиться к природным богатствам.

  8. Бесплатное образование. (+)

  9. Защищать Отечество.

  10. Охрана здоровья. (+)

  11. Нести военную службу.

В Конституции Российской Федерации записаны права: каждый человек имеет право на …

2 группа. Выбрать из списка обязанности граждан Российской Федерации.

  1. Жизнь.

  2. Платить законно установленные налоги и сборы. (+)

  3. Свободное передвижение.

  4. Собственность.

  5. Жилище.

  6. Сохранять природу. (+)

  7. Бережно относиться к природным богатствам. (+)

  8. Бесплатное образование.

  9. Защищать Отечество. (+)

  10. Охрана здоровья.

  11. Нести военную службу. (+)

В Конституции Российской Федерации записаны обязанности граждан: каждый человек обязан…

3 группа. Правильно ли сгруппированы права и обязанности граждан Российской Федерации? Найдите ошибки.

Права: жизнь, свободное передвижение, жилище, сохранять природу, нести военную службу.

Обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, собственность, бережно относиться к природным богатствам, бесплатное образование, защищать Отечество, охрана здоровья. - Домашнее задание было составить небольшой рассказ о правах ребенка. Ваши работы помешены в газете, которая так и называется «Права ребенка». III Объявление темы и целей урока. - В Конституции записаны не только права и обязанности граждан Российской Федерации, но и устройство страны: указаны республики и области, которые входят в состав Российской Федерации, территория страны, государственный язык, денежная единица, столица России, символы страны. Тема нашего урока «Славные символы России». IV Работа над новым материалом. - Давайте сначала выясним, что такое символ? (Условный знак, обозначение) - Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн) (на доску вывешиваются таблички со словами герб, флаг, гимн) На доске:

Символы государства Герб флаг гимн - Эти символы - часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы все должны хорошо знать историю государственных символов России, представлять, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, понимать их символику. Об этом и пойдет речь на нашем уроке. (Во время объявления темы и целей урока, на доску вывешиваются таблички - цели урока: знать, представлять, понимать) - Работать будете в группах. Первая группа готовит сообщение о гербе, вторая - о флаге, третья - о гимне. На партах у вас лежит словарь, энциклопедия, тексты из энциклопедий и учебник. Вам нужно найти ответы на вопросы. Составлять рассказ о символе государства будете в соответствии с вопросным планом. План изучения нового материала для первой группы Герб. План.

  1. Что означает слово «герб»? (Словарь, учебник с. 168)
  2. История появления герба. (Текст на листе)
  3. История российского герба (Текст на листе, учебник с. 168 - 170)
  4. Что символизирует двуглавый орел? (Книга Е.В. Пчелова «Государственные символы России», с. 6 или учебник с. 168 - 170)
  5. Где можно увидеть изображение герба нашей Родины? (Книга Е.В. Пчелова «Государственные символы России», с. 6) Если нет книги, дети, посовещавшись в группе сами отвечают на вопросы.

План изучения нового материала для второй группы

Флаг. План.

  1. Что означает слово «флаг»? (Словарь, учебник с. 170)
  2. Из истории флага. («Все обо всем» т. № 14, с. 108)
  3. Что представляет собой флаг Российской Федерации (описание) (Учебник, с. 170)
  4. Значение цветов Российского флага. (Учебник, с. 171)
  5. История Российского флага. (Учебник, с. 171)

План изучения нового материала для третьей группы Гимн План.
  1. Что означает слово «гимн»? (Словарь, учебник с. 172)
  2. Из истории гимна. (Учебник с. 172)
  3. Кто автор слов? (Учебник с. 172)
  4. Кто написал музыку? ( Учебник с. 172)
  5. Когда и где можно слышать исполнение гимна? (Учебник с. 172)
  6. Как нужно слушать гимн? (Учебник с. 172)
Для подготовки даётся время - 10 минут На доску вывешивается изображение герба, по краям встают дети первой группы и учитель. Ответы на вопросы по плану. (Курсив - то, что говорят дети, обычный шрифт - учитель) Главный символ любого государства - его герб. 1.В толковом словаре: герб - это эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. На гербе в условной форме показаны исторические традиции государства или города. 2.История появления герба.
В 11 - 12 веках появились в Европе рыцари (всадники)
(Вывешивается иллюстрация рыцаря). Они были одеты в железные доспехи: на голове шлем с забралом, закрывающим лицо, тело всадника защищали латы - доспехи из железных пластин. Рыцари устраивали турниры - военные состязания. Для того чтобы отличить одного воина от другого, рисовали на щитах разные отличительные знаки - гербы. На них изображали людей, птиц, зверей. Иногда рисовали существа, которых нет в природе, например, дракона, двуглавого орла. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Гербы были у знатных семей и передавались из рода в род. Имели гербы и государства. 3.История Российского герба.
В Древней Руси не было гербов, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими из них были - знаки русских князей, которые передавались по наследству, хотя и с некоторыми изменениями. В конце 15 века первый государь Руси Иван
III создал общегосударственную печать. (Вывешивается иллюстрация печати) Символика российского герба ведет начало от этой печати. На ней были изображены всадник, поражающий копьем дракона и двуглавый орел с коронами на головах. В 16 веке двуглавый орел - главная эмблема Российского государственного герба. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. В декабре 2000 года Государственная Дума приняла закон о государственной символике Российской Федерации. В настоящее время герб нашей страны выглядит так: государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольник, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и поверженного конем дракона. (Показ символов) 4.Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее независимость, единение народов европейской и азиатской частей современной России. (Показывает ребенок) 5. Изображение государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства, на официальных документах (на паспорте гражданина России). Его помещают на пограничных столбах, обозначая государственную границу нашей Родины. (Показ иллюстраций: пограничный столб, знамена, печати, паспорт) Боевые знамена воинских частей также украшает Российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций. Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна - независимое государство, а мы все - граждане новой, демократической России. - Давайте, повторим, что такое герб? (Это символ государства) - Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях, официальных документах) Физминутка - Следующий символ государства - флаг. К доске выходит группа № 2. Ответы на вопросы.
  1. Значение слова флаг. Флаг - это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. Синонимы слова флаг - знамя, стяг.
  2. История появления флага.
    Флаги существовали еще с древних времен. У вождей каждого из племен были свои флаги для того, чтобы они чем - то выделялись среди других, что особенно было важно во время военных походов: воины издалека могли определить, где находится их вождь, и обычно группировались вокруг своего предводителя с флагом. В битве воины стремились прорваться к неприятельскому флагу, чтобы его захватить. Захват вражеского флага в бою считался особым отличием, а утеря - позор и поражение.
    - А знаете ли, вы как выглядит флаг нашей страны? Предлагаю вам выбрать из флагов нескольких стран, флаг России.
    (На доску вывешиваются флаги: Болгарии, Франции, России, Нидерландов)
  3. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. (Флаг России)
  4. Значение цветов российского флага.
    Издревле каждый цвет имел свое особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, веру; красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
    Красный, белый и синий цвета были широко распространены в народной одежде. Несколько веков назад свадебный наряд девушки был не белым, а красным. Слово «красный» означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший.
    (Изображение красной девицы)
  5. История Российского флага.
    Трехцветный флаг появился в России еще в 17 веке. В начале 18 века, при Петре
    I трехцветный флаг стал флагом российского торгового флота. В конце 19 века бело - сине- красный флаг становится государственным флагом России. Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трехцветному пришел красный флаг. (Иллюстрация красного флага)
С Красным Знаменем Советская армия прошла до Берлина во время Великой Отечественной войны. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красного цвета. Рассказ подготовленного ученика. Утром 6 мая 1945 года в ротах, батальонах, полках, находившихся в Берлине появилась листовка, изданная политотделом армии. Вот несколько строк из этой листовки: «Пройдут годы, зарубцуются раны войны, сотрутся следы боевых подвигов, а народ никогда не забудет людей, водрузивших алое полотнище - Знамя Победы - над столицей Германии. Родина с любовью будет передавать из поколения в поколение имена героев - богатырей и среди многих имен будет стоять простое имя - Степан Неустроев. Благороден его подвиг. Он вместе со своим батальоном первым подошел к зданию германского Рейхстага. Нелегко далась победа. Позади тяжелая дорога походов и сражений. Наступил долгожданный момент - генеральный штурм Рейхстага. Немцы метали гранаты, били из автоматов и пулеметов. Ничто не могло остановить Неустроева и его воинов. Сержант Егоров и младший сержант Кантария с боем пробрались на купол - самую высшую точку здания Рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы. Слава героям боев за Берлин!» Вскоре эта листовка пришла на Урал - в деревню Талицу - на Родину капитана красной армии Степана Андреевича Неустроева. Жители деревни узнали, что их односельчанин дошел до Берлина, и был одним из тех, кто поставил последнюю точку в войне. Подвиг комбата Неустроева, совершенный им на заключительном этапе войны - в Берлинском сражении - отмечен высоким званием Героя Советского Союза. Были случаи, когда советские люди, взрослые и дети, проявляли мужество и героизм, спасая символ государства - флаг. С 1991 года бело - сине - красный флаг снова становится государственным флагом России. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню. - Что символизирует белый цвет на флаге российской Федерации? Синий цвет? Красный цвет? - Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн. На вопросы отвечает третья группа.
  1. Гимн - в переводе с греческого - торжественная песня.
  2. Из истории гимна. Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали похвальные песни в честь богов или героев.
  3. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.
  4. Музыку - Александр Васильевич Александров
  5. Когда и где можно слышать гимн? Каждый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз, а также, когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали и во время встреч глав государств.
  6. Как нужно слушать гимн? На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
Класс стоя слушает гимн России.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА (Класс делится на две группы. Первая - рассматривает вопросы о гербе, вторая - о флаге. Затем идёт просмотр видеофильма о гимне Р.Ф.) - Сейчас мы посмотрим с вами небольшой сюжет об истории гимна Российской Федерации. Внимательно слушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: кто является автором современного гимна России - Кто написал музыку? (музыку написал композитор Александр Васильевич Александров) - Кто автор слов? (автор слов Сергей Владимирович Михалков) - Когда вы слышали исполнение гимна? (Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн во время встреч глав государств, когда российские спортсмены завоевывают золотые медали, в Новогоднюю ночь после поздравления президента и в других случаях). В торжественные моменты люди, слушающие гимн встают. Прошу всех встать. Слушание гимна России. V Закрепление изученного. - Итак, наш урок подходит к концу. Какие символы государства вы знаете? - Давайте проверим ваши знания. Блиц - опрос.
  1. Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, печатях. (Герб)
  2. Его можно увидеть над правительственными зданиями, на автомобилях послов. (Флаг)
  3. Торжественная песня. (Гимн)
  4. Он изображен на одной из сторон монеты. (Герб)
  5. Звучит при встрече президентов. (Гимн)
Жители разных стран гордятся своими государственными символами, важно не только знать, как они выглядят, но и понимать символику, знать их историю. Отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры VI Домашнее задание. Выучить слова гимна Российской Федерации, приготовить сообщения о символах родного города.

Литература, использованная при подготовке к уроку.
Научная литература.

  1. Энциклопедия для детей. Т. 5.История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. - 2 -е изд., испр. и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта +, 2000. - 688 с.

  2. Конституция Российской Федерации. - ростов н/ Д. - Изд - во «Феникс», 1999.

  3. Энциклопедия «Все обо всем» под ред. Шалаевой Г., том № 14, № 8, № 12, № 6. Компания «Ключ - С», 1996.

  4. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4 - е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

Учебник и учебное пособие.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков, Е.А.Корючкова. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М. : «ТИД «русское слово - РС» , 2002.

Методическая литература.

  1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «Вако», 2004.

  2. Т.С.Голубева. государственная символика России. // Начальная школа № 7 - 2001.

  3. Министерство Образования Р.Ф. «О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». // Начальная школа № 12 - 2002.

Электронные версии энциклопедий.

  1. Энциклопедия истории России 862 - 1917. М. : АО Коминфо, 1998 - 2001.

  2. Большая Советская Энциклопедия.М.: Научное изд - во Большая Российская энциклопедия, 2002.

  3. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5 - е издание перераб. и доп. М.: Кирилл и Мефодий, 2001.

Художественная литература.

  1. Живые строки войны…/ сост. Левин Ю.А., Лошак В.Г.- Свердловск: Сред. - Урал. Кн. изд - во, 1984.

Стр. 8


© 2010-2022