Родительское собрание «Формирование культуры поведения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 1 классе
Тема: Формирование культуры поведения.
Цель собрания: - помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; - помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

«...Годы обучения в начальных классах -

это целый период нравственного, интеллектуального,

эмоционального, физического, эстетического развития».

В.А.Сухомлинский



Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы.
Нередко родители сетуют на недостаток времени для воспитания детей. Но ведь известно: ни в одной семье не дают специальных уроков воспитания, даже в тех семьях, где мать домохозяйка и имеет все же больше свободного времени. Известно и другое: во многих семьях, где и мать и отец работают, дети хорошо учатся, приучены к труду, к порядку, отличаются хорошими манерами, словом, хорошо воспитаны.
Как же формируются, складываются _у детей хорошие и дурные привычки? Я не ставлю перед собой задачи охватить все бесконечное разнообразие форм и путей семейного воспитания, а хочу лишь показать положительные и отрицательные результаты влияния семьи на формирование личности, характера школьников.
Всем известно значение хороших привычек в жизни человека. Народ не зря говорит: «Привычка- вторая натура». Что такое привычка? Любой навык, любое умение, многократно повторенные, превращаются в привычку. Иными словами, для выработки полезной привычки нужны упражнения, тренировка в том или ином действии, которое человек хочет закрепить. Кроме того, привычные действия характеризуются еще и тем, что, выполняя их, человек не задумывается над тем, как он их осуществляет. Со временем привычные действия вызывают у человека потребность в их выполнении.
Если у ребенка с раннего детства вырабатывать полезные, хорошие привычки, то постепенно у него разовьется потребность ежедневно выполнять эти привычные действия.
Возьмем для примера утренний час - подъем и туалет. Если у ребенка выработаны нужные привычки, он непременно, встав с постели, заправит ее, а затем проделает утренний туалет, не забыв при этом почистить зубы и хорошенько умыться. И такому ребенку не нужно ни о чем напоминать. И наоборот, если такие привычки у него еще не выработаны, то вам придется несколько раз сказать ребенку, напомнить ему или даже прикрикнуть на него, чтобы он убрал постель или почистил зубы, и все же вы никогда не будете уверены, что ваше распоряжение он выполнит как следует. И такого ребенка некоторые родители упорно считают непослушным, ленивым, неряшливым, неустанно покрикивают на него; «Лентяй! Неряха!», - внушая ему тем самым, что он действительно лентяй или неряха.
Между тем ребенок не виноват: у него уже сложилась привычка вскакивать с постели, не думая о ее уборке, плохо умываться, не чистить зубы и т. п. И как же трудно бывает искоренить эти дурные привычки, заменить их нужными! «Но ведь его же никто не учил плохому, напротив, ему все время говорили и говорят, как делать лучше. И все же у ребенка сложились не хорошие, а дурные привычки. Кто же виноват в этом?»
Вот тут мы подходим к пониманию очень важной стороны воспитания детей, формирования их привычек, вкусов, характеров. Дело в том, что пример является одним из сильных средств воспитания. Можно тысячу раз твердить ребенку, что нужно убирать за собой постель, но, если ребенок видит, что отец или мать, или старшие братья и сестры не делают этого, он тоже не будет выполнять эти действия.
Если же ребенок каждое утро видит, как все члены семьи утром, встав с постелей, тотчас заправляют их, то он, стремясь подражать старшим, тоже прежде всего приводит в порядок свою постель. Сначала его действия не очень умелые, неловкие, он просит помощи у взрослых (и ему надо "помогать), но постепенно он делает это все уверенней и, наконец, наступает момент, когда он уже не может отойти от постели, не заправив ее. Значит, у ребенка уже выработалась хорошая, полезная привычка, потребность в этом действии, которая будет сопутствовать ему всю жизнь. Если ребенку с раннего детства объясняли и учили убирать после игры на место игрушки, аккуратно складывать свои вещи, то у ребенка уже выработалась хорошая привычка, потребность. Ему не придется утром, опаздывая, искать свои носки, штаны, они лежат на месте. В школе он не будет терять свои вещи, он их аккуратно уберет в портфель. Вам не придется убирать его игрушки, складывать ему в портфель школьные вещи, он никогда не скажет учителю, что мама или папа забыли ему положить цветную бумагу, вам не придется выворачивать ему одежду или утром искать пропавший носок, если вы постепенно, систематически, требовательно будете его приучать к порядку. Мы ваши помощники в выработке полезных привычек : в течении дня следим, чтобы вещи были аккуратно сложены в ящике, школьная форма висела на вешалке, после сна учим заправлять постель, следим за порядком на рабочем столе, учим убирать после игры игрушки на место, говорить здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, мыть руки перед едой и после туалета, закрывать дверь туалета, смывать после себя, ценить каждую минутку, не опаздывать, правильно вести себя за столом во время приема пищи, правильно пользоваться столовыми приборами и многому другому. И только действуя сообща, предъявляя к ребенку одинаковые требования мы добьемся положительных результатов, выработаем потребность.
Интересы взрослых в семье, их наклонности (хорошие плохие) незаметно прививаются детям. Дети подражают взрослым, подражают всему тому, что составляет уклад жизни семьи. При длительном, многократном подражании у ребенка развиваются привычки. Эти привычки охватывают широкий круг действий и умений детей: от пробуждения утром до отхода ко сну вечером и в совокупности определяют черты характера школьников: аккуратность, чистоплотность, сдержанность, бережливость, вежливость и т. д. Однако ценны и полезны не только те привычки, которые касаются быта и которые в большинстве семей так или иначе прививаются детям. Нам важно поговорить и о привычках, влияющих на отношение школьников к людям: к другим детям, к родителям, к окружающим их взрослым, к коллективу. Если школьник никогда не слышит в своей семье грубых слов и ругательств, то для него грубость будет отвратительна. И он сам не будет употреблять ненужных слов. Если ребенок в семье видел, что отец .подавал стул матери, не давал ей поднимать тяжести, был внимателен к ней, это обязательно скажется в дальнейшем на отношении его к женщине: к матери, к бабушке, к старшим. Откуда же у детей которые не рождаются ни лжецами, ни хвастунами, ни эгоистами, возникают эти черты характера? Чаще всего от неправильного, неорганизованного, хаотичного уклада жизни семьи.
Вот один из примеров. У Евдокии Ивановны пятеро детей - семья не маленькая. Муж ее в воспитание детей почти не вмешивался, их дети плохо учились и отличались многими отрицательными чертами характера. Для Евдокии Ивановны всегда было главным «пустить соседям пыль в глаза», доказать, что ее семья лучше других живет. Стремление жить напоказ было источником многих неприятностей и огорчений в этой семье. Ради этого, стремления, ценой больших усилий и жесточайшей экономии старшему сыну покупали вещи, без которых он вполне мог обойтись: сначала часы, велосипед, гармонь, потом баян, потом машину «Москвич». А у матери и отца не было приличной одежды. У Евдокии Ивановны больные ноги, но она ни разу не побывала ни в санатории, ни в доме отдыха и вообще очень мало отдыхала.. Младшие дети не имели самых необходимых вещей. По отношению к младшим детям частенько говаривала: «Вырастут, тогда и им все будет». Но годы шли, у детей развивалась зависть, обида.. Евдокия Ивановна не отдавала себе отчёта в том, что привычки и манеры приобретаются с детства, что характер формируется с ранних лет. Ей казалось, что главное -материальное благополучие детей, а остальное придет само собой. Год от года атмосфера в семье становилась все хуже, в обратной зависимости от числа купленных вещей. Дети становились требовательными к родителям, недружными, завистливыми и в то же время неискренними. Евдокия Ивановна работала все больше, буквально до изнеможения, и неблагодарность детей поражала ее. Старший сын уехал из города и не писал матери несколько лет. Дочь плохо училась и после окончания IX класса ушла из школы. Однажды за столом в праздничный день собрались все. Стол был уставлен всевозможными закусками. Было жарко, и всем хотелось пить. - Дуся, пить! - просил отец. - Ма-ам, напиться! - Мама, водички! - Ой, мамка, скорее воды!-то и дело покрикивали дети. И Евдокия Ивановна, еле передвигая, больные ноги, подавала всем воду, пока не почувствовала себя плохо и уже не смогла посидеть за праздничным столом. Характерно то, что этот факт никого не удивил -ни родителей, ни детей. А ведь в нем, как в капле воды, отразился весь уклад семьи, построенный на варварском отношении к матери. Видимо, с этого и началось: с неуважения родителей друг к другу, которое быстро переняли и усвоили дети. Отсюда возникло и неуважение к людям, и лицемерие. К тому же у них развилась страсть к приобретению вещей, стремление непременно выделиться из окружающей среды не полезными, интересными делами, а внешним, показным благополучием. В этом доме много вещей, но нет главного - нет дружбы, нет счастья и взаимного уважения. Черствыми, неблагодарными, эгоистами выросли ее дети.
Совсем не так воспитывали, детей в семье рабочего-плотника З. Его дети - сын и две дочери - хорошо учились, отличались трудолюбием. Доходы в той семье были скромные, но здесь думали прежде всего о будущем детей, об их нравственности. Родители жили. очень дружно, глубоко уважали друг друга, любили детей, и.дети естественно, усваивали все хорошее из семейного уклада. Пример родителей глубоко воздействовал на детей. С интересом слушали рассказы. детей о школе, об учителях, о новой прочитанной книге, о новом кинофильме, и вместе с детьми искренне восхищались или возмущались по поводу того или иного события. Дети росли не равнодушными людьми, а чуткими, отзывчивыми. Несмотря на скромные средства, дети часто ходили и кино, в театр. Чувствовалось, что в этой семье все очень заботятся друг о друге, радуются удачам, вместе переживают и волнуются при неуспехах. Внимание родителей к детям согревает душу ребенка. Вовсе не обязательно специально часами сидеть с детьми, занимать их. Но нужно использовать каждую свободную минуту для общения, разговора со своим ребенком. Возвращаются сын или дочь из школы обязательно нужно поинтересоваться, как их дела, как успехи, как прошел день. Без такого повседневного внимания, без ощущения постоянного родительского участия дети тоскуют, чувствуют себя никому не нужными. А взрослые нередко, ссылаясь на занятость, крадут у детей эту радость общения с родителями. Дорогие товарищи родители, не забывайте, что чуткое отношение родителей к детям - живой пример для детей, как относиться к родителям, к товарищам, к людям. Нет спорю, нужна детям красивая, удобная одежда, здоровое питание, уютная квартира, но важнее всего, на мой взгляд, сердечная, дружеская атмосфера в семье, атмосфера сочувствия, участия к интересам и делам всех членов семьи, особенно детей. Это дает детям внутреннюю силу, уверенность. Иногда трудно понять как в трудолюбивой семье у заботливых родителей вырастают дети бездельники, грубияны, эгоисты. Причин может быть много, но мне хочется выделить одну из них, имеющую отношение к нашей беседе. Чрезмерная любовь к детям, готовность потакать любой их прихоти бывают не менее вредны, чем равнодушие к детям. У Анны Васильевны был единственный сын Валентин. Женщина она аккуратная, работящая. В свое время, глядя на хлопоты матери по хозяйству, маленький Валя пытался ей помогать. Но Анна Васильевна со смехом говорила ему: «Не лезь, мальчик, не мешай, не мужское это дело на кухне возиться». Анна Васильевна «слишком любила» своего сына, чтобы позволить ему мыть грязную посуду или чистить порошком ложки и вилки, вынести мусор, постирать носочки. Так рос Валентин, не зная ни забот, ни обязанностей. Он учился уже в IX классе, когда Анна Васильевна впервые занемогла. Ей нездоровилось уже больше двух недель. На работу она ходила с трудом, а дома старалась отдохнуть. Вечер. Сын вернулся из школы. -Что поесть?- спрашивает он мать. - Хлеб, колбаса, чай. - А суп? - Супа я сегодня не варила. - Опять?! Почему? Тон Валентина грубый, недовольный. Он будто бы и не замечает слабости матери. Анна Васильевна, оскорбленная до глубины души, встала, оделась и вышла к соседке. Прасковья Петровна тоже болела. - Грипп свалил, третий день лежу, - проговорила она, приподнимаясь с постели навстречу гостье. Анна Васильевна придирчиво осмотрела комнату и укоризненно покачала головой: - И в таком состоянии мыли полы?! Не жалеете вы себя, Прасковья Петровна! - Зачем сама? Вова вымыл. Теперь и Галя стала помогать, не маленькая, скоро девять будет.
Плохо вымоет, а я хвалю, подбадриваю. Я всегда так, если что сама делаю - обед варю, стираю, шью, и ее с собой рядом. А иначе как же? В это время из кухни вышла Галя и поставила перед матерью тарелку с жареной картошкой. - Опять не подрумянилась, - со вздохом сказала Галя. (Картофель был мало поджарен, ломтики искрошены, но мать была довольна.) - Хорошо, дочка, только не надо ее переворачивать часто на сковороде, я тебе уже говорила... А теперь, доченька, пожалуйста, приготовь нам с Анной Васильевной чай, - сказала Прасковья Петровна и, обратившись к гостье, поделилась: - Теперь мне легче, дети хорошо помогают. Анна Васильевна вернулась домой со смутной тревогой в душе. То, что произошло на ее глазах у соседки, поразило ее именно потому, что сегодня ей нездоровилось и она нуждалась во внимании и помощи сына. Но она не сразу поняла, в чем причина такого неодинакового поведения детей, пока наконец она не осознала, что нужно было учить сына не только читать книги и играть на пианино, но и помогать матери в домашнем хозяйстве: убирать комнату, готовить обед и т. д.
А она ведь гордилась тем, что всем жертвовала для Валентина, отказывала себе в нужных вещах, всячески угождала, делала все, что ни попросит. Теперь видит зря все это. Нельзя не согласиться с этим несколько запоздалым выводом Анны Васильевны.
Именно об этом неоднократно писал замечательный советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко. Родители, особенно матери, говорил он, не должны приносить себя в жертву детям, исполнять любую их прихоть, лишая себя отдыха, развлечений. Только правильно распределяя обязаннсти между всеми членами семьи, разумно удовлетворяя все запросы, можно добиться того, что и родители, и дети будут жить счастливой, интересной жизнью.
«У входа в школу стоит розовощёкая девочка-первоклассница. На ногах - резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи. Подхожу поближе, спрашиваю: - Чем ваша дочь болеет? - Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!
Тогда обращаюсь к девочке: - Разве ты сама не моешь обувь? - А мне мама не разрешает мыть! Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной». Делаем вы в о д: поведение родителей определяет поведение детей.
Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательных. Случается, бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик свидетель перепалки - усваивает этот стиль общения и с матерью, и с бабушкой.
В семье малыш получает опыт общения, основанный на гуманных чувствах - любви, заботливости, доброте, сочувствии. Научить детей проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них беспокойства о близких: об отце, матери, бабушке, дедушке. Уважительность и заботливость становятся нравственными качествами ребенка, если его упражняют в добрых поступках, учат присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей и правильно реагировать на их дискомфорт. Для таких "упражнений" служат ситуации реальной жизни.

Отрывок из рассказа Осеевой «Бабка». Входят два товарища. Их в прихожей встречает бабушка. Борька. Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция. Бабка (одёрнув кофту и поправив платок, тихо). Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать... Уходит. Товарищ. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная. Борька. Как это - главная? Товарищ. Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет! Б о р ь к а. Не взгреет. Он сам с ней не здоровается. Товарищ (покачав головой). Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо стало, так теперь они ему платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть! Борька (покраснев). Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова. Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей. Борька. Бабка, иди сюда! Бабка. Иду-иду! Борька (товарищу). Вот, попрощайся с моей бабушкой.
У детей младшего школьного возраста происходит становление норм поведения, активно формируется отношение к окружающему миру. Требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка: можно или нельзя, одобряется взрослым или порицается, соответствует принятым нормам или расходится с ними?
Чем последовательнее система требований родителей, тем быстрее формируется представление маленького человека о нравственных нормах. Противоречивость требований взрослых в семье или расхождение их с требованиями учителя дезориентирует ученика, тормозит формирование положительных привычек поведения. Семи-восьмилетние дети психологически готовы правильно понимать смысл выдвигаемых требований и выполнять соответствующие правила, быть достаточно послушными, исполнительными.
Учитель может попросить родителей записать все то, что они требуют от младшего школьника хотя бы в течение только одного утра. Картина предстанет отнюдь не утешительная: пора вставать, иди умывайся, делай зарядку, не так чистишь зубы, долго копаешься - опоздаешь, скорее, ешь то, надень это и т.д. Уже утром младший школьник получает заряд раздражительности, нервозности. А.И. Захаров, детский психотерапевт из Санкт-Петербурга, попросил родителей своих пациентов записать, сколько замечаний в день они делают своему ребенку. Что же это за замечания? Они отнюдь не отличаются последовательностью, напротив, часто исключают друг
друга: встань - сядь, иди - стой, надо - не надо и т.п. И так целый день. "В опытах И.П. Павлова, -напоминает А.И. Захаров, - собаки не выдерживали такого взаимоисключающего подхода и уже через несколько часов у них наблюдался, как говорил Иван Петрович Павлов, срыв высшей нервной деятельности. А что же говорить о детях?.. Иными словами, родители сами воспитывают непослушание и даже привычку не только не слушать, но и не слышать требования. У младшего школьника возникает ощущение необязательности соблюдения норм и правил, их зависимости от ситуации, от настроения взрослых.
Часто взрослые допускают ошибки в формах предъявления требований, нарушая педагогический такт. Многим кажется, что чем резче и громче сказано, тем ребенку понятнее. Такие родители путают требовательность с грубостью. Некоторые родители обращаются к детям заискивающе, недостаточно твердым тоном. Родители должны следить за неукоснительным выполнением ребенком требований. Взрослым порой кажется, что достаточно сказать один раз - и ребенок все сделает. При этом упускается из виду, что у младшего школьника еще не сформированы необходимые личностные качества для выполнения. В воспитании младшего школьника должен быть обозначен круг требований. В системе родительских требований важна последовательность, иначе они расшатают представления школьников о нормах поведения. Бессистемность, случайность родительских требований ребенок воспринимает как придирки. Из-за этого рушатся взаимоотношения взрослых и детей, возникают конфликтные ситуации. Отдавая детям распоряжения, родители должны помнить, что сами они, их привычки, их поведение - образец выполнения требования. Ожидая от ребенка вежливого обращения, следует быть вежливым и по отношению к нему. Требуя заботливости от младшего
школьника, надо быть заботливыми самим. Предъявляя требование ребенку, родители должны быть для него образцом для подражания. Требование в методике воспитания сочетается с конролем. Контроль авторитарный может тормозить развитие у младшего школьника самостоятельности, активности, инициативы. Родители не всегда видят опасность, скрытую в жестком контроле. На первых порах их устраивает послушание ребенка. Взрослые не предполагают, что это бездумное, слепое послушание; в нем - залог безволия, пассивности школьника, т.е. тех черт, которые чрезвычайно встревожат взрослого, когда младший школьник станет подростком. По воспитательному эффекту от жесткого контроля немногим отличается мелочная опека. Родителями руководит то же желание: не дать ребенку оступиться, добиться выполнения требования. Замысел, похвальный сам по себе, но претворяемый в наиболее легкой для взрослого форме (опекать легче, чем организовывать деятельность школьника, руководить
его самовоспитанием), приводит к нежелательным результатам. Например, мать требует, чтобы сын не разбрасывал свои вещи, вовремя все убирал, но вновь и вновь видит беспорядок в комнате. Потеряв терпение, она быстро все сама убирает. Среди условий педагогически грамотного применения методов семейного воспитания младших школьников необходимо выделить следующие: соответствие содержания методов требования, контроля возрасту ребенка; единство требований; целесообразность и обоснованность требований; последовательность выдвигаемых требований, посильность их выполнения младшим школьником; принятие требования ребенком, готовность ему следовать; контроль за выполнением; обязательность выполнения; создание условий, исключающих невыполнение; сочетание требовательности с уважением личности младшего школьника; сочетание требования и контроля с другими методами воспитания - объяснением, упражнением, игровым подходом, поощрением.








































Родителям первоклассника
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2~3 часа отдыха (1,5 часа сна). Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность младших школьников. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе! Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.
Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.
В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка. Главная задача сейчас - помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.
Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы "Почему?", "Как?", "Можно ли было сделать это по другому?".

© 2010-2022