Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (пункт 1 статья 3; пункт 2 статьи 41; пункт 8 статьи 41).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011г. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (под редакцией А.М. Кондакова, 2011г.). 5 Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». - 3-е изд.: Вентана - Граф, 2010 г. 6.Программа «Окружающий мир» - Н.Ф. Виноградова.М. Вентана - Граф, 2012г. 7.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс., в 2 ч. -М.: Вентана - Граф, 2006г. 8. Учебный план на 2014 -2015 учебный год МАОУ Казанская СОШ - филиал Копотиловская начальная общеобразовательная школа.

Цели обучения В результате обучения окружающему миру реализуются следующие цели: -формирование социального опыта школьника; -осознание взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; -воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; -понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Курс представляет также формирование целостного взгляда на окружающую и социальную природную среду, место человека в ней , его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

2. Общая характеристика учебного предмета. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции, педоцентрический принцип, культурологический принцип, принцип экологический, принцип поступательности, краеведческий принцип. При этом основу начального курса составляют представления о тесных связях между познанием природы и социальной жизни, осознание необходимости выполнения правил поведения. Программа дает сущность нравственно-эстетических установок, начальные навыки экологической культуры, готовит к изучению базовых предметов в основной школе. В программе приводится перечень экскурсий и практических работ, также предусматривается проведения уроков обобщения.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану МАОУ Казанская СОШ рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели)


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.



5 . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
  • различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
  • составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество»;
  • моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
  • конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  • отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • проводить несложные опыты по определению свойств воды;
  • отличать водоем от реки как водного потока;
  • описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
  • приводить примеры лекарственных растений луга;
  • узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
  • отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
  • составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 2 КЛАССА.


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

-называть (приводить примеры): правила здорового и безопасного образа жизни; правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры; основные права граждан России и права ребёнка; основные древние города Руси и России ( не менее 3-4); -различать ( соотносить): прошлое - настоящее - будущее; год - век (столетие); предметы неживой и живой природы, изделия; представителей растительного и животного мира и места их обитания; этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

-решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: соотносить события с датой его происхождения; характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней; описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему; устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания; составлять портрет ( автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица); составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях; проводить элементарные опыты и наблюдения ( в соответствии с программой), фиксировать их результаты.

6. Содержание учебного предмета В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: Человек и биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой». Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Кто живет рядом с тобой». Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы- жители Земли» Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина- Россия». История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)»


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

«Что нас окружает»

Окружающий мир : неживая природа ( солнце, воздух, вода и т.д.); живая природа ( животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Универсальные учебные действия:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

«Кто ты такой»

Я, ты, он, она… Все мы - люди; Наши помощники - органы чувств; Что такое здоровье? Режим дня; Физическая культура; Почему нужно правильно питаться? Почему нужно быть осторожным? Можно ли изменить себе? ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях: обращение с водой, огнем. Электричеством. Помощь человеку , попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Универсальные учебные действия:

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;
  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.


«Кто живёт рядом с тобой?» Что такое семья? Свободное время семьи; О правилах поведения. Универсальные учебные действия.

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.


«Россия - твоя Родина» Родина - что это значит? История рассказывает о прошлом; Мы - граждане России; Как трудятся россияне; Знаменитые города России; Россия - многонациональная страна.
. Универсальные учебные действия:
  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  • различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней «Мы - жители Земли» Первое знакомство со звёздами; В некотором царстве; Какие животные живут на Земле; Органы чувств у животных; Как животные защищаются, питаются, строят жилища; Какие бывают растения, листья растений; Корни, цветки и плоды у растений; Деревья леса; Травянистые растения леса; Животные леса; Вода. Какие бывают водоёмы? Кто живёт в пресных водоёмах? Растения пресных водоёмов; Луг. Растения луга; Животные луга; Поле. Зерновые культуры. Животные поля; Сад и его обитатели; Природа и человек. Экскурсии в лесопосадку, на луг, в поле, водоем; краеведческий музей.














Четверть

Число уроков

Проверочные работы

Контрольные работы

I

18


1 (16.10)

II

14

1(15.11)

1 (13.12)

III

19

1 (29.01)

1 (05.03)

IV

17

1(02.05)

1(14.05)

итого

68

3

4









Нетрадиционные уроки.



1

Урок- заочная экскурсия «Мы пришли в театр»

19.11

2

«Как работают в магазине». Экскурсия в магазин

25.12

3

Урок- аукцион : «Все профессии важны»

15.01

4

Урок -исследование «Вода»

11.03

5

Урок- викторина по теме: «Жизнь луга, поля, сада»

20.05

6

Урок - КВН по теме: «Мы- жители Земли».

21.05











7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздела

Название раздела

Кол-во часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты по разделу

план

факт

Предметные

Метапредметные

1 четверть (16 уроков)

1

Введение

2 час

1.Что такое окружающий мир?

3.09

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое - настоящее - будущее

Различать живую и неживую природу; изделия; сравнивать объекты природы, объекты, созданные человеком

Личностные:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Коммуникативные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- активное использование речевых

для решения коммуникатив

ных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог;






Познавательные:

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

2.Что изучает история?

4.09

2

Кто ты такой?

2 час

3.Человек - живой организм

10.09


Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

Осознавать себя, как часть природы и человеческого общества

4.Наши помощники - органы чувств

11.09

3

Ты и твоё здоровье

10 час.

5.Что такое здоровье?

17.09

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Знать правила здорового и безопасного образа жизни;

Правила личной гигиены.

6.Чтобы не уставать

18.09

7.Физическая культура.Зачем нужно ей заниматься?

24.09

8.В здоровом теле - здоровый дух.

25.09

9.Закаливание организма

1.10

10.Здоровье и питание

2.10

11.Умеешь ли ты есть.

8.10

12-13 Здоровье и осторожность

9.10 15.10

14. Можно ли изменить себя?

16.10

4

Кто живет рядом с тобой?

9 час.

15.Что такое семья?

22.10


Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Знать правила поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха детей. Различать понятия « заботливость»,

« внимательность»

16. Труд в семье

23.10

17.Как семья отдыхает?

29.10

18.Тест-рисунок «Моя семья»

30.10


2 четверть

19-20.Твои друзья - взрослые и дети

12.11

13.11

21. Урок- заочная экскурсия «Мы пришли в театр»

19.11

22-23. О дружбе

20.11

26.11

5

Россия -твоя родина.

16час

24.Что такое Родина.

27.11

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Знать название нашей страны - Российская Федерация; понятия: Президент, гражданин, государство, страна, конституция;

знать древние города России и первых русских князей;

знать права человека: на труд, на отдых, на образование;

иметь представление о России, как многонациональной стране.

Знать, чем знаменит родной край

(достопримечательности своего села); где и как трудятся его люди.

25.Флаг и герб России.

3.12

26. Родной край - частица Родины.

27. «Из истории родного края»

4.12

28-29 Из истории нашей Родины

10.12

11.12

30. Зачем человек трудится?

17.12

31. Труд людей родного края.

18.12

32. Хлеб - главное богатство России

24.12

33. Экскурсия в магазин. Как работают в магазине

25.12

3 четверть

34. О труде фермера и экономиста.

14.01

35. Урок- аукцион : «Все профессии важны»

15.01

36. Города России. Москва, Санкт- Петербург

21.01

37. Древние города России

22.01

38. Мы - граждане России

28.01

39. Народы России

29.01

6.

Мы - жители Земли

10 час

40. Первое знакомство со звездами

4.02

Характеристика планет Солнечной системы

Знать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

основные качества животных; различать изученные группы животных, распознавать их.

Знать растения культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы;

строение растения; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе.

41. Животные и растения - живые существа

5.02

42. Растения - живые существа

11.02

43. Жизнь леса.

12.02

44 Человек и лес

18.02

45 Лесная аптека

19.02

46. Животные леса

25.02

47. Подземные жители

26.02

48. Голоса леса

4.03

49. Обобщение по теме: «Растения и животные леса»

5.03

7

Водоем и его обитатели

6 часов

50. Урок - исследование «Вода»

11.03


Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные - дикорастущие растения. Правила поведения в природе.

Знать свойства воды; разнообразие водоемов;

части реки;

различать обитателей рек, озер, болот; группы растений водоемов.

51. Обитатели

водоемов

12.03

52-53. Земноводные

18.03

19.03

4 четверть

54. Растения рек и озер

1.04

55. Животные и растения болот

2.04

8.

Жизнь луга, поля, сада.

7 часов

56. Жизнь луга

8.04

9.04

Знать растения и животных луга, поля, сада;

устанавливать взаимосвязь растений и животных данного сообщества

57. Какие бывают поля

15.04

58. Растения поля

16.04

59. Животные поля

22.04

60. Жизнь сада

23.04

61. Животные сада

29.04

9

Природа и человек

8 часов

62 . Природа и человек

30.04

6.05

Знать некоторые охраняемые растения и животных своей местности; знать правила поведения в природе и выполнять их.

63. Красная книга

7.05

64. Весенние изменения в природе.

13.05

65 Контрольная работа №1 по теме: « Природа и человек»

14.05

66.Урок- викторина по теме: «Жизнь луга, поля, сада»

20.05

67. Урок - КВН по теме: «Мы - жители Земли».

21.05

68.Обобщающий урок по темам года.

27.05






8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Содержание 1. Библиотечный фонд 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. «Просвещение», 2011год. 2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» - М. Вентана - Граф, 2008 год. Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. 3. УМК: Н.Ф. Виноградова. Учебник « Окружающий мир». М.: Вентана-Граф, 2012 год. Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»
2. Информационно-коммуникативные средства Электронные диски: - Начальная школа «Мультимедийные пособия к урокам»
3. Экранно-звуковые пособия - Презентации и видеофрагменты по учебному предмету. - Электронные физминутки для глаз.
4. Технические средства обучения - Компьютер с программным обеспечением. - Мультимедийный проектор. - Магнитная доска. -Экран 5. Оборудование класса - 8 ученических столов двухместных с комплектом стульев. - Стол учительский. - Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



© 2010-2022