- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (пункт 1 статья 3; пункт 2 статьи 41; пункт 8 статьи 41).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011г. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (под редакцией А.М. Кондакова, 2011г.). 5 Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». - 3-е изд.: Вентана - Граф, 2010 г. 6.Программа «Окружающий мир» - Н.Ф. Виноградова.М. Вентана - Граф, 2012г. 7.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс., в 2 ч. -М.: Вентана - Граф, 2006г. 8. Учебный план на 2014 -2015 учебный год МАОУ Казанская СОШ - филиал Копотиловская начальная общеобразовательная школа.
Цели обучения В результате обучения окружающему миру реализуются следующие цели: -формирование социального опыта школьника; -осознание взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; -воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; -понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Курс представляет также формирование целостного взгляда на окружающую и социальную природную среду, место человека в ней , его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.
2. Общая характеристика учебного предмета. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции, педоцентрический принцип, культурологический принцип, принцип экологический, принцип поступательности, краеведческий принцип. При этом основу начального курса составляют представления о тесных связях между познанием природы и социальной жизни, осознание необходимости выполнения правил поведения. Программа дает сущность нравственно-эстетических установок, начальные навыки экологической культуры, готовит к изучению базовых предметов в основной школе. В программе приводится перечень экскурсий и практических работ, также предусматривается проведения уроков обобщения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану МАОУ Казанская СОШ рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
5 . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
- узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
- различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
- составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество»;
- моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
- конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
- отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- проводить несложные опыты по определению свойств воды;
- отличать водоем от реки как водного потока;
- описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
- приводить примеры лекарственных растений луга;
- узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
- отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
- описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
- приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 2 КЛАССА.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
-называть (приводить примеры): правила здорового и безопасного образа жизни; правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры; основные права граждан России и права ребёнка; основные древние города Руси и России ( не менее 3-4); -различать ( соотносить): прошлое - настоящее - будущее; год - век (столетие); предметы неживой и живой природы, изделия; представителей растительного и животного мира и места их обитания; этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;
-решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: соотносить события с датой его происхождения; характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней; описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему; устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания; составлять портрет ( автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица); составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях; проводить элементарные опыты и наблюдения ( в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
6. Содержание учебного предмета В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: Человек и биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой». Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Кто живет рядом с тобой». Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы- жители Земли» Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина- Россия». История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)»
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
«Что нас окружает»
Окружающий мир : неживая природа ( солнце, воздух, вода и т.д.); живая природа ( животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Универсальные учебные действия:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
«Кто ты такой»
Я, ты, он, она… Все мы - люди; Наши помощники - органы чувств; Что такое здоровье? Режим дня; Физическая культура; Почему нужно правильно питаться? Почему нужно быть осторожным? Можно ли изменить себе? ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях: обращение с водой, огнем. Электричеством. Помощь человеку , попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Универсальные учебные действия:
- описывать кратко особенности разных органов чувств;
- сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
- анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
- различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
- характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
- реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
«Кто живёт рядом с тобой?» Что такое семья? Свободное время семьи; О правилах поведения. Универсальные учебные действия.
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
- реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
«Россия - твоя Родина» Родина - что это значит? История рассказывает о прошлом; Мы - граждане России; Как трудятся россияне; Знаменитые города России; Россия - многонациональная страна.
. Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
- различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
- ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
Четверть
Число уроков
Проверочные работы
Контрольные работы
I
18
1 (16.10)
II
14
1(15.11)
1 (13.12)
III
19
1 (29.01)
1 (05.03)
IV
17
1(02.05)
1(14.05)
итого
68
3
4
Нетрадиционные уроки.
1
Урок- заочная экскурсия «Мы пришли в театр»
19.11
2
«Как работают в магазине». Экскурсия в магазин
25.12
3
Урок- аукцион : «Все профессии важны»
15.01
4
Урок -исследование «Вода»
11.03
5
Урок- викторина по теме: «Жизнь луга, поля, сада»
20.05
6
Урок - КВН по теме: «Мы- жители Земли».
21.05
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
Раздела
Название раздела
Кол-во часов по разделу
Тема урока
Дата реализации
Виды деятельности учащихся
Планируемые результаты по разделу
план
факт
Предметные
Метапредметные
1 четверть (16 уроков)
1
Введение
2 час
1.Что такое окружающий мир?
3.09
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое - настоящее - будущее
Различать живую и неживую природу; изделия; сравнивать объекты природы, объекты, созданные человеком
Личностные:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Регулятивные:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Коммуникативные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- активное использование речевых
для решения коммуникатив
ных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог;
Познавательные:
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
2.Что изучает история?
4.09
2
Кто ты такой?
2 час
3.Человек - живой организм
10.09
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств.
Осознавать себя, как часть природы и человеческого общества
4.Наши помощники - органы чувств
11.09
3
Ты и твоё здоровье
10 час.
5.Что такое здоровье?
17.09
Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Знать правила здорового и безопасного образа жизни;
Правила личной гигиены.
6.Чтобы не уставать
18.09
7.Физическая культура.Зачем нужно ей заниматься?
24.09
8.В здоровом теле - здоровый дух.
25.09
9.Закаливание организма
1.10
10.Здоровье и питание
2.10
11.Умеешь ли ты есть.
8.10
12-13 Здоровье и осторожность
9.10 15.10
14. Можно ли изменить себя?
16.10
4
Кто живет рядом с тобой?
9 час.
15.Что такое семья?
22.10
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Знать правила поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха детей. Различать понятия « заботливость»,
« внимательность»
16. Труд в семье
23.10
17.Как семья отдыхает?
29.10
18.Тест-рисунок «Моя семья»
30.10
2 четверть
19-20.Твои друзья - взрослые и дети
12.11
13.11
21. Урок- заочная экскурсия «Мы пришли в театр»
19.11
22-23. О дружбе
20.11
26.11
5
Россия -твоя родина.
16час
24.Что такое Родина.
27.11
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Знать название нашей страны - Российская Федерация; понятия: Президент, гражданин, государство, страна, конституция;
знать древние города России и первых русских князей;
знать права человека: на труд, на отдых, на образование;
иметь представление о России, как многонациональной стране.
Знать, чем знаменит родной край
(достопримечательности своего села); где и как трудятся его люди.
25.Флаг и герб России.
3.12
26. Родной край - частица Родины.
27. «Из истории родного края»
4.12
28-29 Из истории нашей Родины
10.12
11.12
30. Зачем человек трудится?
17.12
31. Труд людей родного края.
18.12
32. Хлеб - главное богатство России
24.12
33. Экскурсия в магазин. Как работают в магазине
25.12
3 четверть
34. О труде фермера и экономиста.
14.01
35. Урок- аукцион : «Все профессии важны»
15.01
36. Города России. Москва, Санкт- Петербург
21.01
37. Древние города России
22.01
38. Мы - граждане России
28.01
39. Народы России
29.01
6.
Мы - жители Земли
10 час
40. Первое знакомство со звездами
4.02
Характеристика планет Солнечной системы
Знать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
основные качества животных; различать изученные группы животных, распознавать их.
Знать растения культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы;
строение растения; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе.
41. Животные и растения - живые существа
5.02
42. Растения - живые существа
11.02
43. Жизнь леса.
12.02
44 Человек и лес
18.02
45 Лесная аптека
19.02
46. Животные леса
25.02
47. Подземные жители
26.02
48. Голоса леса
4.03
49. Обобщение по теме: «Растения и животные леса»
5.03
7
Водоем и его обитатели
6 часов
50. Урок - исследование «Вода»
11.03
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные - дикорастущие растения. Правила поведения в природе.
Знать свойства воды; разнообразие водоемов;
части реки;
различать обитателей рек, озер, болот; группы растений водоемов.
51. Обитатели
водоемов
12.03
52-53. Земноводные
18.03
19.03
4 четверть
54. Растения рек и озер
1.04
55. Животные и растения болот
2.04
8.
Жизнь луга, поля, сада.
7 часов
56. Жизнь луга
8.04
9.04
Знать растения и животных луга, поля, сада;
устанавливать взаимосвязь растений и животных данного сообщества
57. Какие бывают поля
15.04
58. Растения поля
16.04
59. Животные поля
22.04
60. Жизнь сада
23.04
61. Животные сада
29.04
9
Природа и человек
8 часов
62 . Природа и человек
30.04
6.05
Знать некоторые охраняемые растения и животных своей местности; знать правила поведения в природе и выполнять их.
63. Красная книга
7.05
64. Весенние изменения в природе.
13.05
65 Контрольная работа №1 по теме: « Природа и человек»
14.05
66.Урок- викторина по теме: «Жизнь луга, поля, сада»
20.05
67. Урок - КВН по теме: «Мы - жители Земли».
21.05
68.Обобщающий урок по темам года.
27.05
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Содержание 1. Библиотечный фонд 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. «Просвещение», 2011год. 2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» - М. Вентана - Граф, 2008 год. Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. 3. УМК: Н.Ф. Виноградова. Учебник « Окружающий мир». М.: Вентана-Граф, 2012 год. Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»
2. Информационно-коммуникативные средства Электронные диски: - Начальная школа «Мультимедийные пособия к урокам»
3. Экранно-звуковые пособия - Презентации и видеофрагменты по учебному предмету. - Электронные физминутки для глаз.
4. Технические средства обучения - Компьютер с программным обеспечением. - Мультимедийный проектор. - Магнитная доска. -Экран 5. Оборудование класса - 8 ученических столов двухместных с комплектом стульев. - Стол учительский. - Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.