Урок чтения в 1 классе по теме Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 1 классе « Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»».

Цели: закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на Земле; расширять знания учащихся о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит;

развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух , устную

связную речь; обогащать словарный запас; продолжать формировать умения работать с текстом;

совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.

Оборудование: ноутбук, презентация «Откуда к нам хлеб пришел»; мультимедийный проектор, дидактический столик с колосками, мукой, манкой, кусочками хлеба.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I . Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слов.

- Посмотрите на слова, повреждённые жучком-буквоедом. Подумайте, какая буква «съедена», вставьте и прочитайте слова…

…ЛЕБ БУ…АНКА ПА...АРИ

- К какому слову подойдёт эта схема?

/

− ●

− ●

= ●

- Кто такие пахари? (Люди, которые пашут землю.)

2.Отгадывание загадок.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Есть и другие виды хлебобулочных изделий. Какие именно? Вам подскажут загадки.

1. Было так: в какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых, а чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей! (Хлеб)

2. Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

3. Озерко молочное,

Берега калачные. (Ватрушка)

4. Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

5 .В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто -

Есть мясо или капуста. (Пирожок)

6. В день веселых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Выпекают …. (Каравай)

7.Сладок, нежен и воздушен.

Он порою всем вам нужен.

Ни одно ведь торжество

Не проходит без него. (Торт)

8.Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин)

- Какие изделия мы не назвали? (Печенье, пряники, пельмени, вареники…)

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о хлебе, узнаем, много интересного о нём, о людях разных профессий, будем читать текст Алексея Камаринского «Откуда хлеб пришёл».

IV. Изучение нового материала

1. Чтение слов

- Прочитайте слова по стрелочкам:

Урок чтения в 1 классе по теме Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»».

- Подберите слова, рассказывающие, какой бывает хлебушек.

- Хлебушек теплый, душистый, золотистый… (Свежий, белый, чёрный, вкусный, ароматный, мягкий…)

2. Подготовка к восприятию текста

- Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».

- Во все времена к хлебу относились с уважение, трепетно. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.

У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля - 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.

Дети рассматривают нормы, представленные на дидактическом столике.

- Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина - стружки, крапива, лебеда, отруби.

Для того, чтобы попасть на наш стол хлеб проходит долгий путь.

- Ребята, как вы думаете, почему один хлеб черный, а другой белый?

(Ответы детей)

- Да, потому что из разной муки выпечены изделия.

Дети подходят к дидактическому столику, чтобы рассмотреть колоски пшеницы и ржи.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?

- Конечно, нет!

- Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.

Бороновать - это старинное слово. Борона - это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.

А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? (Это механизатор. )

- Дальше нужно бросить в землю семена. Раньше сеяли вручную.

- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)

За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.

Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.

Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются - комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.

Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

Зерно везут на элеваторы или на мельницу.

Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.

Дети подходят к дидактическому столику и рассматривают муку и манку.

- Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки - лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.

Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин.

3. Чтение текста учителем с демонстрацией слайдов

- Откуда к нам пришёл хлеб?

4. Физкультминутка

5. «Жужжащее» чтение.

6. Чтение цепочкой по предложению.

7. Выборочное чтение.

- Что вспомнила Маринка?

- Что сказал Саша?

- Что сказала Настя?

Выберите из текста предложения к картинкам:

Слайды

Пашня - поле с колосьями - комбайн - мельница - пекарня - магазин.

8. Физкультминутка.

9. Работа над пословицами о хлебе.

- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

- Худ обед, когда хлеба нет. (Хлеб - главный продукт питания, без которого не обходится ни один полноценный обед, без него сыт не будешь.)

Хлеб - всему голова. (Хлеб - главный продукт питания.)

Ржаной хлебушко - калачу дедушка. (Сначала люди научились печь ржаной хлеб, а потом калачи из пшеничной муки.)

Не земля родит, кормит, а нива. (Нива - вспаханное поле, поле с колосьями.)

Хлеб - батюшка, водица - матушка.

V. Подведение итогов

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Люди каких профессий трудятся, чтобы вы каждый день могли есть свежий хлеб?

- Продолжите фразу: Я сегодня узнал (узнала), что …

- Какие пословицы о хлебе вы запомнили?

© 2010-2022