- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок чтения в 1 классе по теме Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»»
Урок чтения в 1 классе по теме Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Е.Е. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок чтения в 1 классе « Алексей Комарницкий «Откуда хлеб пришёл»».
Цели: закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на Земле; расширять знания учащихся о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит;
развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух , устную
связную речь; обогащать словарный запас; продолжать формировать умения работать с текстом;
совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.
Оборудование: ноутбук, презентация «Откуда к нам хлеб пришел»; мультимедийный проектор, дидактический столик с колосками, мукой, манкой, кусочками хлеба.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I . Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Чтение слов.
- Посмотрите на слова, повреждённые жучком-буквоедом. Подумайте, какая буква «съедена», вставьте и прочитайте слова…
…ЛЕБ БУ…АНКА ПА...АРИ
- К какому слову подойдёт эта схема?
/
-
− ●
− ●
= ●
- Кто такие пахари? (Люди, которые пашут землю.)
2.Отгадывание загадок.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Есть и другие виды хлебобулочных изделий. Какие именно? Вам подскажут загадки.
1. Было так: в какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых, а чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей! (Хлеб)
2. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
3. Озерко молочное,
Берега калачные. (Ватрушка)
4. Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
5 .В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто -
Есть мясо или капуста. (Пирожок)
6. В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй
Выпекают …. (Каравай)
7.Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него. (Торт)
8.Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блин)
- Какие изделия мы не назвали? (Печенье, пряники, пельмени, вареники…)
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о хлебе, узнаем, много интересного о нём, о людях разных профессий, будем читать текст Алексея Камаринского «Откуда хлеб пришёл».
IV. Изучение нового материала
1. Чтение слов
- Прочитайте слова по стрелочкам:
- Подберите слова, рассказывающие, какой бывает хлебушек.
- Хлебушек теплый, душистый, золотистый… (Свежий, белый, чёрный, вкусный, ароматный, мягкий…)
2. Подготовка к восприятию текста
- Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».
- Во все времена к хлебу относились с уважение, трепетно. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.
У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля - 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
Дети рассматривают нормы, представленные на дидактическом столике.
- Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина - стружки, крапива, лебеда, отруби.
Для того, чтобы попасть на наш стол хлеб проходит долгий путь.
- Ребята, как вы думаете, почему один хлеб черный, а другой белый?
(Ответы детей)
- Да, потому что из разной муки выпечены изделия.
Дети подходят к дидактическому столику, чтобы рассмотреть колоски пшеницы и ржи.
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?
- Конечно, нет!
- Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.
Бороновать - это старинное слово. Борона - это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? (Это механизатор. )
- Дальше нужно бросить в землю семена. Раньше сеяли вручную.
- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)
За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.
Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.
Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются - комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.
Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
Зерно везут на элеваторы или на мельницу.
Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.
Дети подходят к дидактическому столику и рассматривают муку и манку.
- Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки - лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.
Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин.
3. Чтение текста учителем с демонстрацией слайдов
- Откуда к нам пришёл хлеб?
4. Физкультминутка
5. «Жужжащее» чтение.
6. Чтение цепочкой по предложению.
7. Выборочное чтение.
- Что вспомнила Маринка?
- Что сказал Саша?
- Что сказала Настя?
Выберите из текста предложения к картинкам:
Слайды
Пашня - поле с колосьями - комбайн - мельница - пекарня - магазин.
8. Физкультминутка.
9. Работа над пословицами о хлебе.
- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
- Худ обед, когда хлеба нет. (Хлеб - главный продукт питания, без которого не обходится ни один полноценный обед, без него сыт не будешь.)
Хлеб - всему голова. (Хлеб - главный продукт питания.)
Ржаной хлебушко - калачу дедушка. (Сначала люди научились печь ржаной хлеб, а потом калачи из пшеничной муки.)
Не земля родит, кормит, а нива. (Нива - вспаханное поле, поле с колосьями.)
Хлеб - батюшка, водица - матушка.
V. Подведение итогов
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Люди каких профессий трудятся, чтобы вы каждый день могли есть свежий хлеб?
- Продолжите фразу: Я сегодня узнал (узнала), что …
- Какие пословицы о хлебе вы запомнили?