Конспект урока литературы по теме: Л. Н. Толстой Лев и собачка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проскурина Е.В.

СОШГ № 9

г. Павлодар

Урок литературы в 3 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель урока: познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого, создать условия для овладения умением анализировать и синтезировать;

Задачи:

  • обогащать словарный запас;

  • формировать навыки правильного и осознанного чтения;

  • развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев;

  • умение делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувство сострадания;

  • продолжить формирование умения работать в парах, группах.

Содержание урока.

Эмоциональный настрой.

«Круг радости»

Из глубокого колодца (руки буквой "О")
Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
Луч его нам улыбнётся (руки в стороны).
Новый день оно начнёт (руки широко вниз).

Деление на группы по цветочкам. Распределение ролей в группе.

Этап вызова

Выход на тему:

-Прочитайте названия произведений, найдите лишнее:

«Акула», «Прыжок», «Живая шляпа», «Котёнок», «Филиппок», «Лебеди», «Птичка»

(лишнее произведение «Живая шляпа», т.к. это произведение написал Н. Носов, а все остальные Л.Н. Толстой)

- С произведением, какого автора мы познакомимся?

Слово об авторе.(заранее готовит ученик)

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы:

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга -ищи, а нашёл - береги.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

-Что общего? ( о дружбе)

- На чем основывается дружба?

Приём «Ассоциации»

- Закройте глаза и прислушайтесь к словам: дружба, доброта, добро.

- Какие ассоциации возникают, что представляете, когда слышите эти слова?.

(в группах составляют ассоциативную карту)

Выступление групп.

(Доброта - это красота и душевность, ласка и тепло, жизнь, отзывчивость, счастье, любовь, праздник, смех, улыбки…)

-- Как вы думаете, между кем может возникнуть дружба?

-Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором говорится о дружбе животных, каких вы узнаете, отгадав загадки:

С царственной гривой, с гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать на пути -

С царской особой ты не шути. (Лев)

Лежит - молчит,

Подойдёшь - заворчит.

Кто к хозяину идёт.

Она знать даёт (собачка)

-О дружбе, каких животных прочитаем произведение?

- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

-Об этом мы узнаем, прочитав произведение.

Этап осмысления.

Лексическая работа.

(каждой группе даны слова, учащиеся обсуждают, работаю со словарём)

-Объясните значение данных слов:

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин - богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла - умерла.

Засовы - большие дверные задвижки.

Знакомство с текстом.

1. Прослушивание аудиокниги(до слов «Один раз барин пришёл…)

Вопросы по содержанию прочитанной части:

- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

2. Чтение текста до конца .

Вопросы по содержанию прочитанной части.

- Кем стала собачка для льва?

- Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Работа над содержанием текста.

Приём «Ромашка Блума»

-Составить вопросы по таксономии Блума

1гр. -простой

2гр.-уточняющий

3гр. - практический

4гр. - объясняющий

5гр. - творческий

6гр - оценочный

(вопросы записывают на формате А-4, по часовой стрелке передают другой группе. Учащиеся отвечают на вопрос и оценивают его.)

Работа над анализом текста

Работа в группах-.

1 группа: Составить сравнительную диаграмму «Лев и собачка»

2 группа: Составить кластер «Портрет собачки»

3 группа: «Фишбоун» - Портрет льва.

4 группа: Составить синквейн «Собачка»

5 группа Составить синквейн «Лев»

6 группа: составить план в виде постера

Этап рефлексии

Приём «Шесть шляп»

(6групп ,у каждой своя шляпа)

Белый цвет: - О чём это произведение?

Красная шляпа: - Что вы чувствуете по отношению к героям?

Желтая шляпа: Что хорошего взяли из произведения для себя?

Синий цвет: - Чему следует поучиться у героев?

Чёрная шляпа: - В чем выражалась жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Зеленая шляпа: Придумайте другой конец произведения.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Каждый в жизни сделал что-то хорошее другому человеку, бескорыстно, не ради награды или похвалы. Пусть что-то маленькое, но такое от чего другому человеку стало приятно, а на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали в жизни доброго ни человеку, ни растению, ни животному.

Перед вами цветочки.. Напишите на них свое доброе дело.

-Прикрепите свои цветы на полянку.

- Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит английская пословица: "Кто добр поистине, добро творит в молчании". Доброта - это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас. Пусть этот цветок живет в нашем классе.


© 2010-2022