УМК Планета Знаний для реализации целей и задач ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И. Шаова

учитель начальных классов МОУ СОШ №6 Шовгеновский район

УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу. А новые стандарты должны вызывать желание скорейшего перехода на них.

В нашем образовательном учреждении проблема готовности учителей не стоит остро, потому что учителя начальных классов уже второй год ведут экспериментальную работу по внедрению стандартов второго поколения. Они самостоятельно разрабатывают программы по предметам и внеурочной деятельности учащихся.

К работе по новым стандартам нужно готовить всех: и учителей, и родителей, и учеников. Стандарт принят, учителям придется на него переходить в любом случае, работа для педагогов предстоит огромная, но учителям к новому не привыкать, освоится со временем все. А вот родители? Нужно донести до них, что теперь наши дети - современные, научить родителей быть помощниками детям так, что бы помощь родителей не расходилась с методами и приемами, используемых на уроках. Нужно сделать так, чтобы родители тоже приняли нововведения.

Меня больше волнует ресурсное обеспечение, которое должно создать условия, с помощью которых, учитель мог бы формировать у младших школьников желание и умение учиться. В современных условиях материально-техническая база ОУ быстро устаревает, для приведения ее в соответствие с быстро меняющимися условиями жизни необходимы материальные затраты. Возникает вопрос, где их, т.е. деньги взять, чтобы эту самую базу поддерживать в должном состоянии? Государство деньги на ОУ выделяет или нет? На приобретение УМК для ученика 1 класса нужно примерно 3,5 тысячи рублей. Все бы нечего, но многие родители наших потенциальных первоклассников купить этот комплект не смогут. Это реальность. Перед нами не стоит вопрос, хотят ли учителя переходить на новые УМК или не хотят.

В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК):

- системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,

- система общего развития Л.В.Занкова,

- образовательная система «Школа 2100»,

- «Начальная школа 21 века»,

- «Гармония»,

- «Перспективная начальная школа»,

- «Планета знаний»,

- «Школа России» и др.

Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. (Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. Теперь в начальной школе я должна научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и учила вполне успешно. Я должна привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:

«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).

«Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).

«Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).

«Школа 2100» (издательство «Баллас»).

УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).

УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).

Я работаю учителем начальных классов 27 лет. Все годы я работала по УМК "Школа России". Но в этом году заинтересовалась УМК "Планета знаний". УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов - маршрутов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены все темы учебника. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации. В учебниках в конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания. Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников. Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а также формировать навыки самоконтроля. Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил - ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу. Все учебники УМК имеют единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта. "Творческие задания" направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей и проявления оригинальности при решении творческой задачи.
Задания на "информационный поиск" требуют обращения детей к окружающим их взрослым (учителю, членам семьи), к познавательной литературе и словарям (первоначально учебников), развивает у них потребность в поиске, преобразовании и проверке необходимой информации для решения учебных и познавательных задач.

"Дифференцированные задания" предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком учебном пространстве (1 - 3 задания) задания, адекватные уровню своей подготовленности.
Наиболее сложные задания названы "интеллектуальный марафон", они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, т.е. выдвигать и проверять гипотезы. Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата.
Авторы стремились, чтобы большинство учащихся нашли себе задания в соответствии со своими возможностями и выполнили его либо сами, либо участвуя в группе.

Учебно-методический комплект "Планета знаний" ориентирован на детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом освоения учебного материала. УМК «Планета знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках проекта Государственных образовательных стандартов II поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсону, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один - перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в проводятся специальные курсы. При работе по УМК «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель») особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов. В формировании универсальных учебных действий и личностных результатов в соответствии со стандартами второго поколения учителю помогут следующие пособия: Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. - М. Просвещение, 2010. - 152 стр. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 стр. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2009. - 31 стр. Воронцов А.Б., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе. (Стандарты второго поколения). - М. Просвещение, 2010. - 176 стр. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2010. - 215 стр. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. - М.: Ювента, 2009. - 48 стр. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 99 стр.

Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 56 стр.

Желаю всем нам достичь высоких результатов в реализации стандартов второго поколения

Литература ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2009.(192 стр.) ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2009.(128 стр.) Программы образовательных учреждений. Начальная школа. Планета знаний. Издательство «Астрель» (575 стр.)

УМК Планета Знаний для реализации целей и задач ФГОС НОО

© 2010-2022