• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Из обобщения опыта работы учителя начальных классов по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»

Из обобщения опыта работы учителя начальных классов по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из обобщения опыта работы учителя начальных классов по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»

Из обобщения опыта работы учителя начальных классов по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся» В наше время очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. В связи с этим понятен интерес школы к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка и созданию условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помощи ребенку в духовном и творческом самовоплощении.

Значимость данной направленности в современном образовательном пространстве сыграла свою роль в выборе моей проблемной темы «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся». Цель данной работы: рассмотрение способов применения различных вариантов творческих заданий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.Из обобщения опыта работы учителя начальных классов МБОУ Красновской СОШ Поповой Л. Н. по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»

В наше время очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В связи с этим понятен интерес школы к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка и созданию условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помощи ребенку в духовном и творческом самовоплощении.

Значимость данной направленности в современном образовательном пространстве сыграла свою роль в выборе моей проблемной темы «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся». Цель данной работы: рассмотрение способов применения различных вариантов творческих заданий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.

Для реализации цели мною решались следующие задачи:

  • произвести изучение психолого-педагогических информационных источников по данной проблеме;

  • рассмотреть сущность понятий «творчество» и «способности», многообразие способностей;

  • ознакомиться с современными методиками построения уроков с применением творческих заданий;

  • разработать серию уроков и мероприятий с использованием творческих заданий, развивающих различные индивидуальные способности.Для эффективного разрешения поставленных задач работы мною была использована совокупность методов педагогического исследования: изучение школьной документации, методы теоретического анализа педагогических идей изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование, беседа, изучение специальной литературы, самооценка, разные оценки.

Современный уровень науки позволяет определять способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.

Способности человека как индивида проявляются как свойства функциональных систем, реализующих основные психические познавательные и психомоторные функции, данные ему от рождения

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Путем развития операционных механизмов природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Таким образом, развиваются специальные способности человека.

Способности человека как личности - это свойство личности, имеющие индивидуальную меру выраженности и определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности.

Высшим уровнем личностных способностей являются духовные способности человека. Условием развития духовных способностей является рост диапазона сознания. Постепенно личностная способность человека становится духовной. В младшем школьном возрасте дети овладевают новой жизненной позицией, приобщаются к богатствам культуры и науки в учебной деятельности. Через образы действий и поступков, выработанных человечеством, ребенок продолжает отрабатывать грани человеческой души. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуальных решений умения реализовать своё «я». Назовем несколько чрезвычайно важных условий успешного развития творческих способностей, вытекающих из самого характера творческого процесса, выдвинутых Б. Никитиным:

  • окружение ребенка как можно раньше такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;

  • применение максимального напряжения сил: способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает свой «потолок» все выше и выше;

  • ребенку нужно предоставить возможность в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и так далее;

  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, но не подсказка! Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь

При поступлении детей в первый класс совместно с психологом провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто использую проведение:
  • экскурсий, прогулок, походов;

  • интеллектуальных конкурсов;

  • исследовательских и творческих проектов;

  • викторин по различным областям знаний;

  • доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
    дидактических игр.

Экскурсии, прогулки, походы формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают заряд положительной энергии. Только за этот учебный год нами совершено 10 экскурсий, направленных на понимание учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры населения донского края. Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений, литературных героев и т.д. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе, а также решать проблемные ситуации. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Учащиеся с удовольствием участвуют в интеллектуальных играх: «Своя игра», «Умники и умницы», «Стремление к высоте», «Знатоки русского языка», «Ты - мне, я - тебе» и т. д. Например, при проведении интеллектуальной игры «Знатоки орфографических задач» во 2 классе не только обобщались знания о способах решения орфографических задач в корнях родственных слов и закрепились практические умения в нестандартных игровых формах, но и развивалось умение мобилизовать себя на решение поставленных задач: выбрав уровень сложности, узнать слова с безударными гласными в кроссвордах, определить, какой буквы не хватает, расшифровать ребусы и записать слова в тетрадь с «забытой» орфограммой. Большое значение для самореализации творческих способностей обучающихся имеет участие и победы в конкурсах и фестивалях различных уровней (от школьных до всероссийских): «Дары Осени», «Мастерская Деда Мороза», «Звёздный час», «Русский медвежонок», «Старт» и т.д Такие игры развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Могут возникнуть определенные опасности и трудности в игровых подходах:
-превращение игры в соревнование;
-межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность);
-доминирование (попытка навязывания взглядов);
-излишняя эмоциональность;
-формализм и имитация творчества;
-большие временные затраты;
-нарушение участниками установленных правил

Чтобы все эти формы работы были успешны, соблюдаю некоторые правила:

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет оборудования или введения новых правил. Полезно так же привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, создадут новую, будут играть во внеурочное время. Самое главное заключено в том, что творчество, как говорят представители современной трансперсональной психологии К. и Н. Роджерс, - это «выражение себя» и даже «усиление себя». Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках - необходимое, особенно сегодня, направление в педагогической деятельности. При подготовке к участию в конкурсах проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и заданий. Из приведенного анализа видно, без сомнения, что такая работа влияет и на активизацию познавательной деятельности, и на повышение творческого потенциала детей.

Выставка «Разноцветный мир» Интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок» способствуют развитию творческих способностей и концептуальные положения предметных курсов. Например, содержанием урока «Литературное чтение» является самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Формы и организации учебной деятельности, применяемые мной на уроках различны:

  • разные виды анализа текста;

  • творческие пересказы (например, с изменением лица рассказчика, концовки произведения);

  • дописывание сюжета;

  • рисунок (в том числе устное словесное рисование);

  • сочинение (в том числе творческие), фантограммы;
    инсценирование, театральные постановки, диафильмы;

  • дидактические игры.

Так, например, после чтения сказки Б.Шергина «Рифмы» можно поиграть в рифмы, используя игру «Доскажи словечко». Большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам. Приведение подобных двух игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Конечно, стихи эти очень разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но ведь главная задача - это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение поэтических разборов и обсуждений.
Все свои лучшие достижения дети помещают в свою творческую копилку - «Портфолио ученика». Со временем, на литературной странице станут появляться новые стихи, сказки, рассказы, сочинения, а дети становятся более любознательными. Так, например, прочитав сказку «Пусть будет и соловей и жук» дети рассуждали о том, кто из героев им больше нравится. Рассмотрим несколько примеров. Из героев сказки «Пусть будет и соловей и жук» мне больше всего понравилась девочка. Она поступила мудро. И жук, и соловей нужны в природе. Они поссорились напрасно. В мире нужно дружить со всеми. (Наташа С.) Я прочитала сказку, в которой девочка пыталась примирить жука и соловья. Мне нравится эта девочка, потому что она добрая и хочет, чтобы добрыми были и другие. (Аня К.) Эти работы доказывают, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он бы не избрал в будущем. Результаты учебной деятельности отражены и в контрольных работах. Но главный результат во внутренних личностных духовных изменениях учеников-читателей. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся - цель работы над проектами в начальной школе, поэтому значительное место в моей работе отводится проектной деятельности учащихся. Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в школьном образовании - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как учителя, так и учащихся. Проектная деятельность ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Внеурочную деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали, отстаивали свои «открытия». Формулирую вопросы проблемного, обобщающего характера, которые вызывают потребность в познании, подразумевают вариативность ответов. Так, при проведении занятий клуба «Юные математики», «Умки» регулярно использую системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных интересов и способностей, на расширение математического кругозора школьников. Опираюсь на знания, которые уже есть у ученика. Ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное. Традиционными уже стали такие формы работы, направленные на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала, как «Осенняя разминка» и итоговые олимпиады, открытые интеллектуальные марафоны, чемпионаты класса по игре в шашки, судоку, морской бой, крестики-нолики, творческие проекты и т.д.

Рассмотрим историю проектной деятельности, проведённой в данном классе, отраженной на слайдах и в папке.

Содружество учащихся, педагога и родителей приносят свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески и эмоционально активны, способны рассуждать, и обосновывать свой выбор.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу положительных результатов можно отнести следующие:
- эмоциональное развитие учащихся;
- развитие творческих и познавательных способностей;
- сплочение детского коллектива;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу;
- развитие проектных умений и УУД учащихся.
Таким образом, наблюдается положительная динамика по параметрам творческого развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через урочную и внеурочную деятельность. Ставя перед собой задачи по развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения. Решать данные задачи мне помогает системная работа по развитию творческого воображения, логического мышления, активизации речи учащихся. Продолжать эту работу я планирую и в дальнейшем, т.к. тема моей проблемы теперь звучит так «Формирование УУД путём создания творческих и информационных проектов».

Литература

  1. Истомина Н.Б. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» // Начальная школа 2002 №2 стр. 34-39
  2. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа 2004 №6 стр. 33-42
  3. Никитин Б.П Ступеньки творчества или развивающие игры М.: Просвещение 1990 185 стр.
  4. Селивестрова Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся // Начальная школа 2002 №1 стр. 54-57
  5. Тестов В.А. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации // Начальная школа 1999 №2 стр. 32-41
  6. Уроки литературного чтения в современной школе // Начальная школа 2005 №17 стр. 2-12
  7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования // Начальная школа 2004 №8 стр.4-8
  8. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. М.: Просвещение 1995 221стр.



© 2010-2022