Урок по кубановедению для 4 класса Защитники Брестской крепости

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по кубановедению для 4 класса Защитники Брестской крепостиУрок по кубановедению для 4 класса Защитники Брестской крепости

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 Белоглинского района»



Урок кубановедения в 4 классе





Учитель: Кошкарова Е.А. « Нет больше победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом.»

Д. М. Карбышев [ 1 ]

Урок кубановедения в 4 классе.

Тема: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с материалами, которые знакомят с заслугами земляков в Великой Отечественной войне. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебное пособие для школьников «Моя малая Родина. Белоглинский район», памятка для составления «синквейна» раздаточный материал «лента времени», текст из интернета, цветная бумага, клей, ножницы.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям своего народа, воспитывают чувство гордости за своих земляков, желание защитить своё Отечество в трудный момент ; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: слушают информацию; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанной информации; делают выводы; работают в паре, в группе, умеют выслушать мнение своих товарищей; выражают своё мнение; составляют синквейны;

предметные: научатся работать с дополнительной литературой, получат информацию об участии своих земляков в Великой Отечественной войне, узнают новые факты, даты, названия географических объектах (Брестская крепость), познакомятся с произведениями литературы, музыки, живописи.

Сценарий урока 1. Мотивация учебной деятельности.

/Слайд 1/

Звучит куплет песни «Священная война» муз. А. В. Александрова, стихи В. И. Лебедева - Кумача.

- О каком событии поётся в песне? /О Великой Отечественной войне/

- На что похожа эта песня? К чему призывают слова этой песни?

Песня «Священная война» стала своеобразным гимном защиты Отечества.

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Как вы понимаете слова генерала Карбышева : «Нет больше победы, чем победа над собой...»?

- В конце нашего урока мы вернёмся к этому вопросу, и вы сможете дополнить свои ответы примерами. 2. Целеполагание и построение проекта урока.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Назовите тему нашего урока.

- Какие поставим перед собой цели и задачи?

  • Познакомиться с героическим прошлым наших земляков

  • Узнать их фронтовой путь

3. Актуализация. Работа в парах.

- Ребята, когда началась Великая Отечественная война? /22 июня 1941г./

- У вас на парте лежит «лента времени». Отметьте дату начала Великой Отечественной войны и её окончание. /9 мая 1945г./

- Сколько лет исполняется в этом году со дня победы Советской Армии над фашистской Германией? Отметьте на ленте год, в котором мы живём.

Да, ребята, 70 лет мы с вами живём под мирным небом.

/Слайд 2/

- Я предлагаю вам перенестись в то фронтовое грозное время и представить себе, как начиналась война.

(Звучит голос Левитана о начале войны)

/Слайд 3 /

4. Брестская крепость.

Учитель: На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы - все, кто едет за рубеж или возвращается на Родину, обязательно приходят в крепость. Брестская крепость - крепость-герой, которая первой встала на пути врага. Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года. Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом, имея десятикратное преимущество над немногочисленным гарнизоном (17 000 против 8000 красноармейцев), было у немцев и еще одно преимущество - внезапность нападения.
Но крепость не сдалась, она истекала кровью. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление танков и пехоты, а крепость не сдается. Разрушены здания, но защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Представьте себе такую картину: вся территория вокруг крепости занята врагом, а над крепостью - красный флаг, крепость отстреливается, отвлекает и удерживает немецкие части от дальнейшего наступления. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери. В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который сражался один на протяжении 10 месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости. Немцы по радио говорили, что Москва захвачена, советская армия разбита, обещали солдату замечательную, сытую жизнь, но как только фашисты подходили к руинам, они отвечали им огнем. Вышел солдат из крепости только тогда, когда фашисты признались, что Москва не захвачена, а наша армия сражается. Из руин вышел худой, измождённый человек. Нельзя было судить о его возрасте, т.к. он был совершенно седой и совершенно слепой. В подвале было темно и, выйдя на свет, человек потерял зрение. На вопрос: «Кто вы? Назовите свою фамилию, звание», он ответил: «Я советский солдат». Потрясённые мужеством советского солдата, немцы выстроились в шеренгу, а офицер отдал честь. До машины советский солдат не дошел, он упал замертво.2

5. Пётр Михайлович Гаврилов.

- Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о героях Брестской крепости.

Слайд 4 (Видео - сюжет о П.М. Гаврилове)

- Что вы узнали о подвиге майора Гаврилова? И о других защитниках крепости?

/ Героически сражался месяц, 23 июля попал в плен/


- Ребята, как вы думаете, почему П.М. Гаврилову было присвоено звание Героя Советского Союза только в 1956 г.(1957 г.)? Какие у вас есть предположения? - А где можно найти информацию об его дальнейшем жизненном пути? - Давайте, обратимся к интернет - источникам. (Дети работают с интернетом или читают заранее подготовленный материал)
Из материалов интернета:
Годы войны П. М. Гаврилов провел в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Он вел себя, как подобает советскому человеку, но после освобождения из плена и возвращения на Родину в 1946 г., он стал узником ГУЛАГА на многие годы. После смерти Сталина был освобождён.
Сначала он уехал на родину в Татарию, а потом перебрался в Краснодар, с которым связан был еще с гражданской войны. Здесь в 1955 г. он наконец-то нашел жену и сына, с которыми расстался в первый день войны. Здесь он получил признание Родины и стал ее Героем. Здесь он вел большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Здесь 26 января 1979 г. перестало биться его мужественное сердце.
2 июня 1980 г. по решению горисполкома в городе Краснодаре улица, доселе носившая название Светлая была переименована в честь героя Бреста Гаврилова. Его имя носит один из теплоходов. На доме, где встретил он свои последний час, установлен барельеф в его память. Имя его навечно в Краснодаре, а прах, во исполнение последней воли героя, покоится в Брестской крепости рядом с теми, что остались там лежать с 22 июня 1941г. [3]
Учитель: - Ребята, в 1957 г. В Краснодаре проходила встреча защитников Брестской крепости. Был там и П.М. Гаврилов. Оказывается, на тот момент в нашем крае проживало около 40 защитников Брестской крепости, это больше, чем в других областях и краях. 6. Соболь Иван Филиппович.

/Слайд 6/

- Ребята, гордиться мы можем с вами и другим земляком, жителем села Новопавловка. Соболем Иваном Филипповичем.

1-й ученик: 22 июня 1941 года заступил он на пост №1 - это пост у знамени полка. А через считанные часы от взрывов задрожали стены крепости. Из казарм выскакивали солдаты. В кромешной тьме, освещаемой сполохами разрывов, трудно было сориентироваться. Но вот прошел первый
шок, и четкие команды навели порядок. То там, то здесь завязывались рукопашные схватки. К посту №1 вместе с раненым младшим лейтенантом Журбенко отступила группа бойцов. Дальше отступать было некуда. Разгорелся бой. Атака за атакой. Вторично и тяжело ранен командир. В последнюю минуту он отдал команду часовому Ивану Соболю: «Спасай полковое знамя!» Иван сдернул чехол, отсоединил тяжелое полотнище и отступил с бойцами вглубь казарм. Спрятав знамя, он присоединился к цепочке бойцов, почерневших от пыли и гари. 2-й ученик: Сколько длился этот бой? Трудно ответить. Но знамя в руки врага так и не попало. Где спрятал его часовой Иван Соболь? Писатель-фронтовик С.С. Смирнов в своей книге «Брестская крепость», вышедшей в 1957 году, писал: « Много загадок хранят до сих пор развалины Брестской крепости. Там, под камнями, еще можно найти останки героев, оружие и документы. Там, в засыпанных подвалах, лежат зарытые в землю или замурованные в стены боевые знамена некоторых полков...». Где же спрятал знамя 131-го артполка наш земляк Иван Филиппович Соболь? Может быть, эта тайна и будет раскрыта, как уже раскрыты многие из тайн Брестской крепости. А вот какова судьба Ивана Филипповича, скорее всего, мы уже никогда не узнаем. Когда часть попадала в трудное положение, спасение знамени становилось делом чести личного состава. Надо сказать, ребята, что ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов. И в этом есть заслуга и нашего с вами земляка Соболя Ивана Филипповича. [4]

  • Физкультминутка

7. Героическая тема в произведениях художников и поэтов. /Слайд 7/ Героическим событиям Великой Отечественной войны посвятил свое творчество один из крупнейших мастеров советской батальной живописи Петр Александрович Кривоногов. В 1951 году художник написал картину "Защитники Брестской крепости". В то время о героях Бреста знали еще мало и их подвиг не получил освещения ни в литературе, ни в искусстве. Только позднее благодаря неутомимым поискам и книгам писателя С.С. Смирнова о защитниках Бреста узнала вся страна.[ 5]

Ученик читает стих

СТЯГ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ. [6]
(Степан Гаврусев)

Не раз,
Не второй
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость - стоит.
Ну, кто там, ну, кто там остался?
Форты разбомбили дотла
И доты... А стяг не шатался,
А стяг не окутала мгла!

Убьет знаменосца осколком,
Но стяг подымает другой.
Полотнище алого шелка
Пылает над Бугом-рекой.


Но кровью горячею рдели
Все новые раны на нем.
Ряды знаменосцев
Редели
Под шквальным
кинжальным
огнем. ..

Пусть сил не хватает поправить
Повязку и кровь утереть,
Пока есть патроны -
не вправе
Никто из бойцов умереть….

А где-то колышутся вишни,
И птицы поют на вербе...
Патроны последние вышли,
А самый последний -
себе.
Последний защитник свалился,
Упал на лафет
и - замолк.


И тихо над ним опустился
Пробитый осколками
Шелк.
Но только земли он коснулся -
От кожуха вспыхнул огнем
И в дымное небо рванулся.
А враг
налетел вороньем.


И огненный стяг сапогами
Тупыми хотел затоптать,
Но это высокое пламя
Ему никогда не достать.

8. Визит Гитлера и Муссолини в Брестскую крепость.

Гитлер не мог понять, почему его прославленная дивизия так надолго задержалась в крепости. В августе 1941 г. Он вместе с итальянским диктатором Муссолини совершил визит в крепость. Я предлагаю вам посмотреть сюжет об этом визите.

Слайд 8 (Видеосюжет «Визит Гитлера в Брестскую крепость»)

- Какие трудности испытывали защитники крепости?

- Почему немцы так долго не могли овладеть Брестской крепостью?

- Какая фраза заставила задуматься диктатора Муссолини? Почему?

/ «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»/

9. Работа в группах. Составление синквейна.

- А сейчас поработаем в группах. Необходимо составить синквейн со словом «защитники». Вспомним, что такое синквейн и правила его составления.

Памятка

Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Дети работают в группах. По окончании работы, зачитывают синквейны, которые у них получились.

Слайд 9

На слайде появляется синквейн, составленный учителем. Дети сравнивают свои синквейны с тем, что на экране.

1. Защитники

2.Отважные, смелые

3. Сражались, погибали, задержали

4.Защищали свою Родину

6. Герои

10. Встреча ветеранов 9 мая в Брестской крепости.

- Каждый год 9 мая собираются ветераны в Брестской крепости, чтобы почтить память тех, кто погиб, защищая свою Родину. Чтобы вспомнить те события, которые невозможно забыть. И с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

- А теперь послушаем стихи о Брестской крепости.

Слайд 10

Брестская крепость [7]
(А. Макаров)

1-й ученик:

Каждый год у развален Бреста
Старый дед с сигаретой сидит,
И не может найти себе место
Груз былого на сердце лежит.

2-й ученик:

Вспоминает тот день жарким летом,
Птицы смерти летели к стране.
И немецкий сапог с рассветом
Нагло встал на русской земле.

3-й ученик:

Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас вглубь нашей страны.


4-й ученик:


И один «островок» на границе,
Тот который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.

5-й ученик:

Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять его не могли,
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.

6-й ученик:

С каждым днём оборона слабела,
Не слабел только дух боевой,
Но немецкая рать одолела:
Пал под натиском «гордый герой».
7-й ученик:


Каждый год у развален Бреста,
Старый дед с сигаретой сидит,
Вспоминает защитников Бреста,
Честь и слава под камнем лежит.


Учитель: Родина высоко оценила исключительные заслуги защитников Брестской крепости. В память о немеркнувшем подвиге к 20-летию Победы 8 мая 1965 года крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Сейчас там находится мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Каждый год туда приезжают люди, чтобы почтить память героев - защитников.

11. Виртуальная экскурсия в мемориальный комплекс «Брестская крепость».

Давайте совершим с вами виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс «Брестская крепость»

Слайд 11. Видеосюжет

  • Физкультминутка для глаз

- Расскажите, ребята, что вы знаете о том, как сражались наши земляки - белоглинцы в годы войны?

- Кто из наших земляков сражался на фронтах Великой Отечественной войны?

- Вы получили задание найти эту информацию в библиотеке.

12. Сообщения детей. Работа с книгой «Моя малая родина Белоглинский район»

1-й ученик: Около семи тысяч белоглинцев ушли на фронт защищать свою Родину. Мужественно сражались жители Белоглинского района в годы Великой
Отечественной войны. Не всем им довелось дожить до победы. Но
они для нас бессмертны. Их имена навечно высечены на гранитных
плитах, записаны в Книге Памяти. Герои войны живут в светлых
воспоминаниях однополчан, сынов, внуков и правнуков. Тысячи
белоглинцев отмечены за храбрость боевыми наградами. Среди них
Герои Советского Союза: Андрей Алексеевич Булгаков, Владимир
Иванович Литвинов и Иван Константинович Немудрый, полный
кавалер орденов Славы Валентин Васильевич Геккель. 2-й ученик: Гвардии рядовой А.А. Булгаков родился в 1915 году в селе Белая
Глина. Рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. В первый
год войны оказался на фронте. Испытал тяжесть отступления, в боях на
Кубани был тяжело ранен. Особо отличился Булгаков 9 октября 1943
года в бою за высоту "177.0", проявив отвагу и мужество, уничтожил
девять солдат и двух офицеров противника, а в рукопашной схватке - пулеметный расчет фашистов. Победу встретил в Праге. Умер А.А.Булгаков в 1967 году. Похоронен в городе Корсакове.
3-й ученик:

Владимир Иванович Литвинов родился в 1911 году в станице Успенской. До войны работал трактористом, потом бригадиром. Его боев путь начался в 1372 полку 17-й стрелковой дивизии командиром отделения. С февраля 1944 года Владимир Иванович находился в составе 7-го кавалерийского полка. В апреле 1945 года полк подошел к Эльбе. Перед Литвиновым и его товарищами была поставлена задача: обеспечить переправу батальона через реку.
Трое солдат погибли под натиском огня, Литвинов был ранен
в ногу, но продолжал стрелять из пулемета по немцам. Путь советским войскам был открыт. Умер в 1999 году.

4-й ученик: И.К. Немудрый, 1911 года рождения, был призван армию в 1942 году. Имел три тяжелых ранения. Свой подвиг совершил на 2-ом Украинском фронте в воинском звании гвардии-сержант. В бою командир орудия батареи истребительного артполка со связкой гранат бросился под танк и пал смертью храбрых. Данные о сержанте Немудром передали в штаб полка, но штаб был взорван, и все документы погибли. Поэтому не осталось фотографии героя, ни точных сведений о нем.

5-й ученик: Сержант Валентин Васильевич Геккель, уроженец села Новопавловки, полный кавалер ордена Славы. За проявленные отвагу и мужество при проведении Ясско -Кишиневской операции в 1944 году был награжден орденом Славы III степени. В бою за рубежи Марынки-Белагура (52 км южнее Варшавы) под огнем противника в течение двух ночей в минном и проволочном заграждении проложил 20 проходов, извлек при этом 76 мин, первым ворвался в траншею, где лично уничтожил 10 гитлеровцев. 25 февраля 1945 года за проявленную отвагу и мужество он был награждён орденом Славы II степени, а за участие во взятии Берлина 31 мая 1945 года - орденом Славы I степени.[8]

13. Рефлексия. На фронтах храбро сражались тысячи красноармейцев, мобилизованных из района. Сегодня мы узнали о некоторых из них, прошли их фронтовыми дорогами. Не всем посчастливилось вернуться живыми домой. Многие сложили свои головы на полях сражений, но память о них жива.
- Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Кто может привести примеры главной победы - «победы над собой»?
- Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке? - Кто почувствовал чувство гордости за своих земляков? - А какие умения помогли вам сегодня на уроке? / умение внимательно слушать, делать выводы, работать с литературой, с интернетом/ - В память о всех воинах, которые сражались на войне и защищали своё Отечество, я предлагаю вам сделать аппликацию «Георгиевская лента». - Что означает для нас с вами эта лента? - Почему люди 9 мая идут на праздник, привязывая к груди «Георгиевскую ленту»? Символ Победы, символ доблести и мужества наших воинов.

Коллективная работа детей. Изготовление « Георгиевской ленты».

- И в заключение нашего классного часа я хочу, обратиться к вам:

- Ребята, мы не должны забывать тех, кто отдал за нас свою жизнь. Мы должны гордиться ими и быть их достойными. Ведь они отдали свою жизнь, чтобы мы с вами могли учиться, работать, строить дома, быть хорошими людьми, радоваться солнцу и никогда не забывать какой ценной досталась нам победа в этой Великой Отечественной войне.

Дети выходят к доске, образуя длинную георгиевскую ленту.

Слайд 12

Звучит голос Левитана о Победе Красной Армии над фашистской Германии.



Список литературы:

[1] nvo.ng.ru/history/2003-11-14/5_karbyshev.html

Несломленный генерал . Виктор Миркинский

[2] filipoc.ru/heroes/brestskaya-krepost-russkie-ne-sdayutsya о Брестской крепости

[3] fire-of-war.ru/Brest-fortress/Gavrilov.htm П.М. Гаврилов

[4], [8] Звягина Н.А.,Пахомова Н.Н., Ходыко Е. В. Моя малая родина Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство./Тихорецк: ОАО КПО Тихорецкая типография,2009г.

[5] gym6.narod.ru/3/63/bre.htm

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

[6]brest-sv.com/librery/literatura/stihi/25_stjag_br_krep.html Стяг Брестской крепости. Гаврусев

[7] stihi.ru/2009/12/20/1309 Брестская крепость. Макаров.

Видеосюжеты:

1. Документальный фильм о Брестской крепости - youtube.com/watch?v=GNwQcrQVXS4

Аудиозаписи:

1. muzofon.com/search/Священная%20война

2. muzofon.com/search/объявление%20войны%20левитан Объявление начало войны.

3. muzofon.com/search/объявление%20войны%20левитан Объявление об окончании войны.

Видеосюжеты и аудиофайлы обработаны автором данной разработки.

© 2010-2022