Конспект урока по обучению грамоте на тему Буква Ё

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Знакомство с буквой «Ё ё»

Цель урока: познакомить учащихся с новой буквой Ё (ё), упражнять в составлении звуко -буквенной модели слова, развивать фонематический слух и произвольное внимание, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, чувства радости успехам друзей и любви к домашним животным.

Задачи урока формировать новые способы действий, обучать действовать по плану, развивать эмоциональную сферу, устанавливать связь с жизненным опытом.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

  • обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;

  • соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами - названиями картинок;

метапредметные: ученик научится

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

личностные: ученик научится

  • уважительно относиться к иному мнению.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться на страницах учебника и тетради для печатания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать звуки речи и собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

- находить общие признаки звуков и букву для обозначения звука;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Букварь» Л.Е Журовой , О.А Евдокимовой, тетрадь для печатания, иллюстративный материал, магнитная «Касса букв».

Ход урока

1. Оргмомент

- Проверим готовность к уроку. Просигнальте парами о результатах готовности к уроку. (Дети берутся за руки и поднимают руки вверх)

- Повернёмся друг к другу, улыбнемся и с таким хорошим настроением начнём наш урок.

2. Актуализация опорных знаний (работа на интерактивной доске)

- Какой буквой обозначим звук [а] после твёрдого согласного звука?

(Буквой «а».)

- Какой буквой обозначим звук [а] после мягкого согласного звука?

(Буквой «я».)

- Сколько звуков обозначает буквой «я» в начале слова?

(Буква «я» в начале слова обозначает два звука.)

- Какие это звуки?

(Это звуки [й] и [а].)

- Какой буквой обозначим звук [о] после твёрдого согласного звука?

(Буквой «о».)

3. Определение темы и цели урока

- Откройте учебник «Букварь» на с.38. Посмотрите какая буква пришла к нам на урок, чтобы познакомиться поближе. Кто узнал её и может назвать её имя. Если тема нашего урока звучит так: «Знакомство с буквой «Ё», продолжите предложение «Сегодня на уроке мы … .

4.Открытие нового знания

Работа с учебником «Букварь» ч.1 с.38 и тетрадью для печатания

4.1 звуковой анализ слова «клён»

Задания:

1.) посчитать, сколько клеточек в схеме звукового состава; объяснить, можно ли назвать картинку словом «дерево», словом «ветер», словом «листья»; объяснить, почему ни одно из этих слов не подходит; догадаться, как правильно назвать картинку; «прочитать» слово «клён», ведя указкой по схеме звукового состава;

2.) произнести слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук; определить, какой это звук, какой фишкой обозначить звук [к] (синей); назвать его мягкую пару ([к']); ( 1 ученик выполняет на доске, дети в тетради для печатания) (магнитная азбука, карточка с буквами, фишки)

3.) произнести слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; определить, какой второй звук в слове «клён», какой фишкой обозначить звук [л'], назвать его твёрдую пару;

4.) произнести слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук; объяснить, какой третий звук в слове «клён», после какого согласного стоит звук [о], можно ли после мягкого согласного звук [о] обозначить буквой «о»;

5.) обозначить звук [о] после мягкого согласного звука буквой «ё»;

6.) найти четвёртый звук в слове «клён»; обозначить твёрдый согласный звук [н] фишкой синего цвета;

7.) - Заполним таблицу (на интерактивной доске)

Синяя фишка

а

Зелёная фишка

я

Синяя фишка

о

Зелёная фишка

ё

- Сделаем вывод, закончив правило: «Если в слове звук [о] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой … («ё».) (показ карточки с печатными буквами «Ё(ё)».

4.2 Проверка и оценка работы над схемой

Ученик у доски проверяет свою работу (на интерактивной доске)

Ученики класса работают в парах.

- Проверим свою работу и работу товарища, поменяйтесь тетрадочками для печатания.

- Сравните работу товарища с образцом на интерактивной доске.

- Просигнальте в парах. Кто справился без ошибок.

- Кто справился с 1 ошибкой.

- Кто допустил 2 и более ошибок.

- Оцените результаты работы товарища у доски. Просигнальте. Объясните своё мнение.

4.3.Физминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

4.4 Игра «Живые Звуки»

- Сколько в слове «Клён» гласных звуков? (Один.)

- Сколько всего согласных звуков? (Три.)

- Сколько твёрдых согласных звуков? (Два.)

- Сколько мягких согласных звуков? (Один.)

(Учитель раздаёт звуки - фишки и букву детям, правильно ответившим на вопросы.)

- Какой в этом слове первый твёрдый согласный звук? ([к])

- Какой в этом слове мягкий согласный звук? ([л'])

- Какой в этом слове второй твёрдый согласный звук? ([н])

- Какой гласный звук? ([о])

(Дети выходят к доске, ставят фишки на доску, сами выстраиваются на свои места согласно схеме слова, класс читает слово, называет звук, на который указывает учитель.)

  1. Закрепление изученного

6.1. Игра «Сообрази»

-Ребята, посмотрите, кто нас встречает на с 38 -39 «Букваря».

- Кто это? (пёс, утёнок, котёнок)

- Какой звук мы слышим в слове пёс после звука [п']? ([о])

- Какую букву выберем, чтобы обозначить звук [о] после звука [п']? («ё»)

- Объясните свой выбор. (После мягкого согласного звука [п'], слышим звук [о], значит, пишем букву «ё».)

- Какой звук мы слышим в слове утёнок после звука [т']? ([о])

- Какую букву выберем, чтобы обозначить звук [о] после звука [т']? («ё»)

- Объясните свой выбор. (После мягкого согласного звука [т'], слышим звук [о], значит, пишем букву «ё».)

- Какой звук мы слышим в слове котёнок после звука [т']? ([о])

- Какую букву выберем, чтобы обозначить звук [о] после звука [т']? («ё»)

- Объясните свой выбор. (После мягкого согласного звука [т'], слышим звук [о], значит, пишем букву «ё».)

-Кто является другом животных? (Человек - друг животных.)

- Как человек относится к животным?(С любовью, заботой, с пониманием)

6.2. Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.

6.3 Разгадывание кроссворда

- Какое задание спряталось в нижней части листа на с.39? (Кроссворд)

- Какие слова спрятались в кроссворде? (мёд, тёрка, ковёр)

- А что общего в этих словах вы заметили? (Во всех слова пишется буква «ё»)

- Какой звук обозначает буква «ё» в словах мёд, тёрка, ковёр? ([о])

- Почему? (Если после мягкого согласного звука, слышим звук [о], значит, пишем букву «ё».)

- Как расположим слова в кроссворде? (Тёрка, ковёр, мёд)

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? (Познакомиться с буквой «ё».)

-Удалось ли нам решить её? (Да)

- Вернёмся к нашему плану работы над буквой. Как называется буква, с которой познакомились? («ё»)

- Какой звук она обозначает и когда? (Если после мягкого согласного звука, слышим звук [о], значит, пишем букву «ё».)

- Оцените свою работу на уроке. Просигнальте. - Хорошо работал, у меня всё получилось. (Солнышко) - Хорошо работал, но у меня не всё получилось. (Солнышко и тучка) - Старался хорошо работать, но у меня ничего не получилось. (Две тучки.) - Спасибо за хорошую работу.


© 2010-2022