Урок по окружающему миру на тему: Природные сообщества

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белая Валентина

4 курс, гр. 41-Н.

Тема: «Природные сообщества.»


Образовательная программа: Школа России.

Задачи: 1). Познакомить учащихся с понятием «природное сообщество», с характеристикой природных сообществ и раскрыть проблемы экологии. 2). Продолжить формирование интеллектуально - познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать; регулятивных: анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; предметных: работать с иллюстративным материалом, решать задачи. 3). Продолжить формирование целостного взгляда на о. м. на основе становления причинно - следственных связей между компонентами природы в природной зоне; становление основ экокультуры на базе природоохранного, социально- экономического, этического аспектов эко - воспитания. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

Методы по источникам знаний: 1). Словесные: беседа, рассказ, дискуссия 2). Наглядные: иллюстративный, демонстрационный 3). Практические: практические работы с текстом.

Методы контроля: тестирование.

Средства обучения: Плоскостные: таблицы, схема «Природные сообщества (лес, луг, пресный водоём)», иллюстрации учебника, карточки. Вербальные: текст учебника. Технические: компьютер.

Тип урока по дидактическим целям: изучение нового материала.







Ход урока

Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные учебные действия

УУД 1. Организационно - мотивационный момент
Рассказ информационный




Рассказ фактологический


Беседа - Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Повернитесь друг к другу и подарите одноклассникам тепло своих рук. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих. - Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. - Прочитайте пословицы, которые вы сложили. К какому природному сообществу их можно соотнести? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии? -В природе всё взаимосвязано, и разным объектам не обойтись друг без друга. Давайте совершим виртуальную экскурсию по родному краю и попробуем определить, что связывает растения и животных, живущих на одной территории. Внимание на экран. -Итак, как вы считаете, какие связи существуют между объектами живой природы? - Тема сегодняшнего урока звучит так: «Природные сообщества. Разнообразие растений и животных в природных сообществах». Что нам уже известно по этой теме? Что предстоит узнать? Чему будем учиться?
- Итак, перед нами возникла проблема: мы не знаем, что такое сообщество и какие виды природных сообществ выделяют? - Нам предстоит ответить на ряд вопросов. Что же такое природное сообщество? Какие живые организмы входят в состав природного сообщества? Как организмы природного сообщества взаимодействуют между собой? - Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания?
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.



Отвечают на вопросы, рассуждают.

2. Изучение нового материала
Дискуссия

Обобщающая беседа



Беседа с элементами практической деятельности













Беседа



Практическая работа с элементами дискуссии









Дискуссия




Беседа а) Работа в группах. -Объединитесь в группы. Распределите растения и животных в сообщества. Подумайте, по какому признаку вы будете их объединять? Сколько сообществ получится? Какое определение понятию «природное сообщество» вы бы дали? б) Знакомство с определением понятия. - Словарь так трактует понятие природного сообщества: «Это группа растительных или животных организмов, живущих вместе. Все объекты сообщества тесно взаимосвязаны». -Запишите это определение в тетрадь. - Как вы думаете, почему какие-то растения и животные живут вместе? Что их связывает? г) Разрешение проблемной ситуации. - Вернёмся к нашему заданию. Какая из групп была ближе к истине? Как можно назвать эти сообщества? (Лес, луг, водоём) Переходим к работе в парах. Перед вами карточки с деформированным текстом. Пользуясь материалом учебника, вам предстоит составить конспект по каждому сообществу. Распределите роли в паре: 1 выбирает из текста пропущенные слова, 2 - записывает их на карточку. 1 ряд - «Лес» (с. 175-180) 2 ряд - «Луг» (с. 182-187) 3 ряд - «Водоём» (с. 192-196) Лес как природное сообщество Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весь лес, от верхушек деревьев до земли, заселён ________________________________________________________________________________________________________________________________________ В лесу растения образуют ярусы: верхний - _______________________________________________, средний - _______________________________, нижний - ____________________________ В лесной подстилке живут___________________________________________ ____________________________________________________________________ Луг как природное сообщество Луг называют природным сообществом, потому что все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой. На лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На лугу живут____________________________________________________ ____________________________________________________________________ Санитарами луга и леса называют______________________________________ Водоём как природное сообщество Водоём называют природным сообществом, потому что все обитатели водоёма живут совместно, тесно связаны между собой. Растения водоёма это_________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Санитарами пресных водоёмов считают_________________________________ Живым фильтром называют____________________________________________ Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются _________________________С водоёмами связана жизнь_________________________________________________.Хищниками водоёмов являются__________________________________________________ Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что________________________________________________________________

Интеллектуально - познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь
Коммуникативные: умение слушать и понимать, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.


Интеллектуально - познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь




Коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной форме.







Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи






Интеллектуально - познавательные - делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы.


Выполняют задание в группах.





.






Проделывают опыты.



Результаты записывают в таблицу.


Отвечают на вопросы.














Высказывают предположения, рассуждают, делают вывод.





Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют упражнения 3. Закрепление нового материала

Рефлексия




-На доске вы видите опорные схемы по сообществам леса, луга и водоёма. Используя их, составьте три пищевых цепочки, по одной на каждое сообщество, и приготовьтесь защитить свою работу. Выполнение индивидуальных тестов. Обсуждение верных ответов. Взаимопроверка по ключу и критериям оценки с доски. (Ключ: 1б, 2в, 3а, 4б, в, 5б; критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок).

  1. Лес называют природным сообществом, потому что…
А) в лесу рядом друг с другом растут разные растения Б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой В) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными
  1. На лугу растут …
А) только травянистые растения Б) мхи и лишайники В) кустарники и травянистые растения
  1. Санитарами луга и леса называют…
А) жуков навозника и могильщика, дятла Б) пчел, кабанов, соек В) жуков-короедов, жужелиц
  1. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
А) жёлуди → мыши → совы Б) мятлик → мыши → совы В) остатки растений → дождевой червь → трясогузка
  1. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
А) это плавает ряска Б) много микроскопических водорослей В) на дне много ила
Формирование интеллектуально - познавательных УУД: выделять главную мысль, формировать культуру общения.



Интеллектуально - познавательные - делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств.







Коммуникативные: умение слушать и понимать, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.
Выполняют самостоятельную работу. 4. Оценка работы детей Учитель с комментариями оценивает работу детей. Становление экологической культуры Регулятивные: самооценка деятельности на уроке Оценивают собственную работу на уроке 5. Задавание домашнего задания -На следующем уроке нам предстоит рассмотреть последствия вмешательства человека в жизнь каждого природного сообщества. Попробуйте предположить, какие экологические проблемы существуют в изученных сообществах, и создайте серию экологических знаков. (Обсуждение задания, запись в дневнике).

Осознают приёмы выполнения домашнего задания 6. Логическая завершённость урока Что нового мы узнали, чему научились? Какой вид работы понравился больше всего?


Оценивают значимость изученной темы

© 2010-2022